будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
холокост русская политейя
Июнь 18, 2025
Мир
Муравьев Алексей

Холокост в общественном языке Европы

Холокост в общественном языке Европы
tora-0402
Тора

Слово

Тема «Холокоста», который вспоминал весь мир на днях,  в современном общественном пространстве России медленно, но верно меняет свое положение. Еще недавно существовало только две позиции: трагически-патетическая (например, цикл песен Галича «Кадиш») и отрицательско-ревизионистская. На сегодняшний день в России тема массового уничтожения евреев в ходе Второй мировой войны распалась на несколько отдельных тем:

  1. присутствие и трансформация библейских тем и понятий в современном языке;
  2. Холокост в ряду других геноцидов ХХ в.;
  3. сохранение исторической памяти и рефлексии прошлого.

Первая тема, к которой мы обратимся, связана с сами термином, сбивающим с толку своим сложным отношением к исходному этимологическому понятию. Как известно, термин "Холокост" - от англ. Holocaust - появился впервые в бюллетене Еврейского телеграфного агентства в США 24 декабря 1942 г. в значении «сожжение заживо», а в 1960-х в американской публицистике им  стали обозначать массовые убийства евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе, предпринятые в рамках немецкой политики «Окончательного решения еврейского вопроса» (Endlösung).

Термин был по-дилетантски взят из Библии, где употребляется слово «всесожжение». Но в тексте Пятикнижия (Торы) оно означает жертву, приносимую Богу (ивр. עלא , «олá» и греческое ὁλοκαύτωμα, ὁλοκαύτωσις), сжигаемую целиком, со шкурой и внутренностями. Вообще, глагол «о‘ла» значит восходить вверх, например о восхождении вверх жертвенного дыма, приятного Богу. В Пятикнижии подробно разобраны разные типы жертв Богу, которые должен приносить еврейский народ. Слово олá никоим образом не означает зверское уничтожение кого-то кем-то. Например, в кн. Бытия и жетвоприношение Авраама, и Ноя называется этим словом («И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике»).

Этот библейский образ совершенно несовместим с современным понятием "Холокост" в английском, а теперь и современном русском. Тут он употреблен совершенно метафорически, как например в Псалме метафорически говорится о «скотах, ведомых на забой», когда имеются в виду люди. Именно поэтому современный ивритский перевод этого слова не «олá», а «шоá», катастрофа, беда. Но в Писании нет абсолютного понятия «массовое убийство, катастрофа», т.о.  оно не библейское, и перевод его словом олокавтосис-холокост, строго говоря, неточен.

Дуалистическая катастрофа

Впрочем, идея катастрофы вообще, в неабсолютных терминах, с библейской точки зрения возможна. Осознание катастрофы в Писании есть – например, вавилонского пленения («на реце ваилонстей тамо седохом и плакахом») или разрушения Иерусалима Веспасианом и Титом, которое нашло отражение во множестве апокалипсисов, в т. ч. самом знаменитом – Иоанновом. Но библейский смысл этого осознания обращен на себя и имеет объект рассуждения в виде вины народа, который отступил от Бога и за это наказан. В современном дискурсе же Холокост предстает в виде абсолютного, ничем не мотивированного зла, своеобразного Ахримана, любой вопрос о нюансах и противоречиях выглядит как измена Делу Света. Такой вот небиблейский дуализм. Дерзнем предположить, что в осознании этого события (шоа) в мире пока главенствует полугностический дуализм.

Идея абсолютизированной катастрофы в современном полугностическом мифе связана с идеей мира без Бога или богооставленного мира. В мире Библии никакое ужасное дело не ужасно до конца, ибо всегда есть последняя инстанция в лице Бога. Все зло в мире происходит по некоторому «попущению» свыше, согласно библейской концепции. В логике позднейшей традиции это называется «небытийственность зла». Так вот, современная идея Холокоста основана на идее бытийственности, онтологичности зла. И в этом есть проблема.

Тема исторической памяти всплывает именно в связи с онтологией, ибо воспоминание есть часть рефлексии, осознания. Чтобы осознать, надо помнить. Сравнивая Холокост с другими геноцидами: армянским, сирийским, африканскими (в Уганде и Конго), невольно понимаешь, что эти трагические события отличаются от шоа своей локальностью и отсутствием теологических аспектов. История Холокоста тем и уникальна, что это трагедия библейского народа, а также часть истории Европы, ужасная и жестокая, но связанная органически с европейской мыслью, с традицией понимания Библии и ее отражения в постбиблейское время. После Марселя Симона и его книги «Verus Israel» в европейском сознании, мучимом комплексом вины за Холокост, возникла идея о якобы логической связи Холокоста и христианства.

На самом деле Холокост – это не следствие христианства, а наоборот, следствие ухода от христианства, предательства Европой своего христианского прошлого в пользу полугностического мировоззрения, набравшего силу в конце XIX в.  Надо также вспомнить, что антихристианская ариософия Гитлера и Розенберга, бывшая обоснованием и смыслом расовой политики, была как раз вывертом, отходом от христианской Европы в сторону гнозиса. Христианская Европа проявилось как раз в подвигах Бонхёффера, поляков, которые прятали еврейских детей по хуторам или погибшей в Освенциме матери Марии Скобцовой, ибо христианство дало Европе язык жертвенности и правды. Переживание этих историй есть форма возвращения событиям Холокоста их подлинного смысла для Европы.

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).