будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
интернет компьютерная безопасность
Май 14, 2025
Мир
Карпюк Илья

Кибергосбезопасность

Кибергосбезопасность
2015-04-18_125707
СyberSpace 2015

В конце уходящей недели в Гааге прошла международная конференция по проблемам киберпространства. Как и всегда в последнее время журналисты в первую очередь уделили внимание обсуждение проблем Украины — из Нидерландов приходили сообщения о том, что министр иностранных дел Украины Павел Климкин обсудил расследование крушения «Боинга», предсказал скорое возвращение Крыма и заявил, что Россия безусловно относится к европейской цивилизации. Однако собравшиеся в Гааге почти 2 тысяч дипломатов, военных и экспертов успели обсудить и проблемы кибербезопасности.

Конференция в Гааге — уже четвертая по счету, раньше подобные совещания проходили в Лондоне, Сеуле и Будапеште, следующий форум должен пройти в 2017 году в Мексике. Накануне начала конференции министры иностранных дел Европейского союза Федерика Могерини и Нидерландов Берт Кундерс опубликовали призыв ко всем странам договориться хотя бы о минимальном наборе норм поведения государств в киберпространстве.

Традиционно считается, что инициаторами усиления государственного присутствия в интернете для обеспечения безопасности являются такие страны, как Россия и Китай, правительства которых не склонны выдвигать в качестве базовой ценности свободу в интернете. Из-за этого инициатива европейских политиков по кодификации правил поведения государств в киберпространстве на первый взгляд выглядела несколько странно.

Но если прочитать предложения европейских дипломатов, то многое, в принципе, становится понятным: участникам конференций предлагалось не дать государствам новые права, а, напротив, ограничить их возможности. В частности, пишет «Коммерсантъ», Могерини и Кундерс предложили обязать государства препятствовать использованию находящейся на их территории сетевой инфраструктуры для совершения кибератак, а также составить список критически важных объектов, в отношении которых можно будет запретить совершать компьютерные диверсии — как сейчас во время войны запрещено атаковать госпитали. «Взлом ресурсов французского телеканала TV5 Monde, атака на Sony Pictures и постоянные диверсии в отношении банковской и финансовой инфраструктуры по всему миру свидетельствуют о том, что кибероперации стали инструментом манипуляций и политического давления со стороны государств и негосударственных игроков», — предупредили дипломаты.

Также на конференции было предложено добиться большей степени доверия между государствами в вопросах кибербезопасности — например, организовать прямые каналы связи между руководством разных стран или использовать существующие институты, в том числе ОБСЕ, для выработки консолидированной позиции.

Задачи выдвинутых предложений — адаптация международного гуманитарного права, которое было закреплено в послевоенное время, и выработка механизмов, которые не позволят «киберинцидентам» перерастать в международные конфликты.

Российские предложение в аналогичной сфере были сформулированы в 2011 году в виде проекта конвенции ООН «Об обеспечении международной информационной безопасности», также содержали нормы поведения правительств в сети с учетом возникающих военно-политических, криминальных и террористических угроз. Однако особый акцент в документе делался на соблюдения национального суверенитета и невмешательстве в дела государств извне: фактически документ оставлял за правительствами свободу действий внутри «национальных сегментов» интернета. Также был строго оговорен запрет на помощь в свержении политических режимов с помощью интернета. ООН конвенцию принимать отказалась. Схожий документ был внесен по линии Шанхайской организации сотрудничества, но также не нашел поддержки.

В январе страны ШОС внесли на рассмотрение ООН новый документ, который, впрочем, не сильно отличается от предыдущих.

На Западе многочисленные инициативы российских дипломатов сочли подготовкой юридического обоснования для подавления свободы слова в интернете и установления контроля над сетью в целом. Соединенные Штаты и Европейский Союз до недавнего времени вообще отказывались обсуждать какие-либо специальные правила, их позиция заключалась в том, что существующие международные нормы применимы и к киберпространству тоже.

Призыв Могерини и Кундерса может показаться изменением позиции оппонентов России в вопросе международной борьбы с киберугрозами, однако стоит учитывать, что, например, координатор Госдепа США по кибербезопасности Кристофер Пейнтер заявил, что новые нормы ни в коем случае не должны быть юридически обязывающими, чтобы не допустить разделение интернета на национальные сегменты. Принцип суверенитета стран, считает Пейнтер, не может быть полноценно применен к интернету, поскольку он «не признает государственных границ». Тем более было бы странно принимать какие-то обязательные документы в ситуации, когда между государствами нет договоренности о том, что именно считать «угрозой или применением силы» в киберпространстве и нет понимания того, как государства могут реагировать на такие явно недружественные акты.

Между тем как-то реагировать на вполне реальные угрозы приходится: теперь компьютерным сетям угрожают даже боевики из Исламского государства. Они, правда, вряд ли будут участвовать в международных конференциях и подписывать конвенции и протоколы.

Карпюк Илья
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).