16 июля Верховная Рада направила в Конституционный суд законопроект №2217а "О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)". Заключение КС ожидают к концу августа. И, хотя главным пунктом закона является децентрализация, в Раде обсуждали прежде всего тему "особого порядка" на части Донбасса.
Вообще, не только в Раде обсуждали, вот подборка "Украинской правды" по соцсетям. Негодование идет по линии национального предательства, потакания агрессору, закрепления оккупации в Конституции и т.п.
Теперь нюанс. В нынешней редакции появился пункт, согласно которому "особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом". В первой редакции это положение было в "Переходных положениях", а теперь это предлагается сделать конституционной нормой.
Петр Порошенко, представляя документ в Раде, настаивал на том, что этот пункт вообще не предусматривает особого статуса Донбасса, а речь идет не более, чем об особом порядке местного самоуправления в некоторых районах двух областей. Ну, в самом деле: "п. 18 ст 114. Особливості здійснення місцевого самоврядування в окремих районах Донецької і Луганської областей визначаються окремим законом". Или "Особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом".
По этому поводу уже пошутили даже так: "Це, наприклад, може бути закон "Про військово-цивільні адміністрації в окремих районах Донецької і Луганської областей"". Закон о военно-гражданских администрациях, короче, в этих районах. Но, в общем, так или иначе, но области выделяются в какой-то отдельный вариант. Что, безусловно, не гармонично на общем конституционном фоне.
Но при этом не скрывалось, что и быстрое принятие проекта, и упоминание Донбасса связаны с темой выполнения Минских соглашений Украиной. Причем, с односторонним: без прекращения огня, освобождения всех заложников, вывода всех посторонних с оружием, ну и без возвращения границы.
Не скрывалась и заинтересованность западных людей: принятие проекта комментировала на брифинге в Киеве помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии В.Нуланд: Причина, почему мы хотели, чтобы это произошло, является то, что теперь не будет никаких оправданий с другой стороны для восстановления насилия, никаких оправданий для нарушения договоренностей. Украина выполняет свою работу. Теперь время для другой стороны сделать свою работу".
При этом тема выполнения минских обязательства связывалась ею не только с упоминанием "особого порядка", но именно что с изменениями в Конституцию в части децентрализации. Она добавила, что очень важно, чтобы Украина придерживалась минских обязательств, что позволит задавать вопросы другим сторонам по поводу того, как они их соблюдают. То есть, понимать можно так: Украина свою часть выполнила, теперь должен быть ответный шаг другой стороны (прекращение огня, освобождение пленных, вывод всех посторонних, возвращение границы). Ну, а если ответного шага не будет, то что уж поделать... Существующие санкции будут продлены, а то и будут введены новые. А если сейчас еще и начнется новое обострение — на фоне этих поправок все будет еще определеннее.
Вообще-то обязательства и в самом деле соблюдены, вполне конкретно. Области и отдельная ситуация в них упомянуты, ну а договариваться уже можно в рамках закона. Что, безусловно, уступка. Так вице-спикер Рады О.Сыроид (не голосовала за проект) предупреждает, что это может привести к предоставлению автономии оккупированным районам Донецкой и Луганской областей просто путем принятия закона (пока это требует внесения изменений в Конституцию), что может подорвать суверенитет украинского государства. Ну в самом деле: некоторые территории конкретно выведены в другую рубрику. Проблема капсулируется, что не есть хорошо. Сам по себе 18 пункт рискованный, конечно. Но делать-то что, когда есть такая проблема? Что еще тут можно было придумать, чтобы сдвинуть? Не писать же, в самом деле, Конституцию совместно с "ДНР" и Россией?
Но вот же, судя по реакции Д.Пушилина ("вице-спикер Народного Совета ДНР"), именно это и предполагалось: "Мы будем настаивать на развернутых формулировках особого статуса. Непосредственно в основном тексте конституции Украины. На закреплении в конституции особых прав Донбасса. Прежде всего, на праве равноправных договорных отношений с киевскими властями. Я бы советовал Порошенко отозвать свои поправки и для начала передать их ОБСЕ, России и нам на согласование".
То есть, Конституция Украины должна утверждаться "ими" и Россией (ладно уж ОБСЕ). Причем, это еще более-менее осознаное мнение Пушилина. А накануне, 15 июля, еще перед голосованием, на пресс конференции он сообщил: "Внесенные в Верховную Раду Украины поправки в конституцию не соответствуют Минским принципам"... По его мнению, в предложениях Порошенко нет ничего конкретного, лишь отсылочная норма, причем в переходных положениях: "А переходные положения носят временный характер и уже через год-полтора утратят силу".
Степень невладения материалом очевидна: он тут все еще о "переходных положениях". Матчасть не знает. Собственно, а чего ему ее знать, не он же решает.
Ну и факультативно:
Основные параметры изменений сведены тут.
А также: "Как именно меняется модель украинской государственности, какие риски и конфликты в ней зашиты".