будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Мир
Никифоров Лев

Косово: миссия не выполнена

Секретариат ООН осуществляет практическую реализациюпредложения генсека ООН по преобразованию миссии ООН и передаче ее полномочий миссииЕвропейского Союза. Вопреки пожеланиям России и других стран, чтобы генеральныйсекретарь ООН продолжил консультации по данному вопросу. Несмотря на то, что наее пребывание в Косово не получено ни согласия Сербии, ни одобрения Совета Безопасности.

Новыйглава миссии ООН в Косово Ламберто Занньер еще 26 июня 2008 г. сообщил, что емудали «зеленый свет» из ООН для начала процесса преобразования деятельности миссииООН. Этот процесс, по его словам, будет продолжаться 120 дней, в течение которыхбудет сокращен состав миссии и изменена ее роль «в соответствии с реальностью наместах и в свете деятельности новых действующих лиц», после чего Совет БезопасностиООН вновь соберется для решения судьбы миссии. Примечательно, что в тот же деньвысокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Соланазаявил, что последние «решения в Нью-Йорке» позволяют в тесном сотрудничестве сООН ускорить размещение миссии ЕС в Косово, персонал которой в настоящее время составляет380 сотрудников, а будет увеличен до 2000 человек.

Вэтой связи напомним, что в заявлении МИД РФ после завершения заседания Совета БезопасностиООН 20 июня 2008г. подчеркивалось, что «Россия считает противоправными попыткибез санкции СБ ООН, согласия Белграда и сербского населения Косово произвольновидоизменить мандат международных присутствий». Что же касается заявления Л.Занньерао начале процесса преобразования миссии ООН, то МИД России вновь выразил озабоченность,указав на то, что «если такие указания поступили, то своими действиямируководство Секретариата ООН превысило свои полномочия, приняв решение,относящееся к прерогативам Совета Безопасности». Вообще Россия непротив того, чтобы Европейский союз взял на себя часть ответственности за положениедел в Косово, однако пребывание миссии ЕС в Косово должно быть согласовано с Сербиейи оформлено принятием резолюции Совета Безопасности ООН.

Тем не менее, генеральный секретарьООН решил действовать так, как докладывал Совету Безопасности ООН 12 июня с.г.:он «не намереноткладывать принятие практических мер, которые позволили бы Европейскому союзурасширить свою оперативную роль в этой сфере». В докладе, представленном СоветуБезопасности ООН 15 июля с.г., генсек ООН уже сообщил, что поскольку Совбез ООН20 июня с.г. не смог вынести никаких рекомендаций, он поручил своемуспециальному представителю - главе миссии ООН в Косово - приступить креорганизации миссии в целях ее приспособления к изменившимся условиям, осуществляясотрудничество с Европейским союзом, чтобы последний мог играть более активнуюоперативную роль в Косово в области поддержания правопорядка.

Каксообщала косовская печать, преобразование миссии ООН должно начаться с закрытияканцелярии заместителя главы миссии, сокращения ее персонала (примерно на 70%) изакрытия нескольких канцелярий региональных администраторов. Глава миссии ООН готовиграть посредническую роль в решении сложных проблем между сербами и албанцами,а также осуществлять челночную дипломатию между Белградом и Приштиной.

Однаков вопросе о переговорах между двумя сторонами ситуация остается прежней: если сербскоеруководство готово продолжить всесторонние переговоры, то косовские власти отвергаюткакую-либо возможность диалога с Сербией по поводу статуса края. Приветствуя жереорганизацию миссии ООН, косовские руководители видят в этом возможность расширениясвоей компетенции.

18августа в Приштине подписали меморандум о взаимопонимании миссии ООН и миссии ЕС,который определяет их взаимоотношения при передаче полномочий в сфере правосудия,деятельности полиции и таможни. Президент Косово Фатмир Сейдиу считает, что этотмеморандум является частью решения о преобразовании миссии ООН. По данным косовскойпечати, меморандум призван уточнить роль миссии ЕС в период реорганизации миссииООН.

Тоесть как бы представители миссии ООН ни старались представить меморандум вкачестве «технического соглашения», подчеркивая, что миссия ЕС будет и впредь находиться«под зонтиком» ООН, смысл этого документа остается таким, как о нем всего неделюназад говорил исполнявший обязанности главы миссии ООН Николас Хейсом - это фактическиполитический меморандум о взаимопонимании двух международных миссий в Косово в связис передачей части полномочий.

Пословам представителей миссии ООН, данным документом установлены лишь детали размещенияи функционирования миссии ЕС на территории Косово и речь в нем идет, в частности,о передаче миссии ЕС части имущества миссии ООН. Иначе говоря, речь идет об усиленииматериальной базы миссии ЕС в Косово, и не случайно руководитель миссии ЕС Ив деКермабон, подчеркнув важность этого меморандума, заявил, что он позволит миссииЕС в ближайшее время активизировать свою деятельность на всей территории Косово.

Косовскиесербы считают, что так называемое «техническое соглашение» - это именно начало передачиполномочий от миссии ООН к миссии ЕС, что является нарушением резолюции 1244 СовбезаООН, согласно которой мандат на деятельность на территории Косово имеет только миссияООН. Если учесть, что уже сейчас уволены 150 сотрудников миссии ООН, с которымисербы имели контакты, а сотрудничать с миссией ЕС они не хотят, то можно предположить,что положение сербов в Косово может еще больше осложниться.

ОбщественностьСербии отнеслась к этому акту резко отрицательно, имея в виду, что его принятиенарушает резолюцию 1244 Совбеза ООН, Устав ООН и международное право. Министерствопо делам Косово и Метохии считает, что передача полномочий от миссии ООН к миссииЕС, которая находится в Косово без соответствующего мандата ООН, явилась бы незаконнымактом, который полностью противоречит принципам и практике деятельности миротворческихмиссий ООН. В заявлении министерства подчеркивается, что правительство Сербии непризнает компетенции миссии ЕС, задачей которой является реализация«отвергнутого плана Ахтисаари о контролируемой независимости Косово и Метохии навсей территории южного сербского края, находящегося под временным управлением миссииООН».

Какзаявил государственный секретарь министерства по делам Косово и Метохии Оливер Иванович,«правительство Сербии будет против любой попытки, даже в самой небольшой мере, передатьполномочия от миссии ООН к миссии ЕС». Сербия вновь выразила готовность сотрудничатьс миссией ООН в поиске приемлемых для всех сторон решений. При этом подписание меморандумабез одобрения Совбезом ООН выглядит как провокационный акт, тем более, что в ходеначавшегося диалога главы миссии ООН с сербскими официальными лицами обсуждаютсявозможности международного гражданского присутствия в Косово с целью выработки необходимогосоглашения, которое могло бы быть одобрено Советом Безопасности ООН.

На недавних заседаниях Совета Безопасности ООН представители США истран ЕС поддержали предложение генсека ООН о реорганизации миссии ООН в Косово,считая, что он вправе даже приступить к его реализации. Теперь же, судя по всему, США и ЕС делают все для претворения в жизньпредложения генсека ООН даже без решения Совбеза ООН, чтобы постепенно была ослабленавозможность ООН влиять на происходящие в Косово процессы, обеспечивая тем самымусиление фактического протектората Европейского союза над Косово при сохранениивидимости его самостоятельности.

Предпринимаемыеусилия по реорганизации миссии ООН являются прямым нарушением резолюции 1244 СоветаБезопасности ООН и явно противоречат духу и букве Устава ООН. То, что США и НАТОв своей деятельности могут попирать основополагающие нормы международного права,известно, но совершенно невероятным представляется, что нарушать Устав ООНможет секретариат ООН, вторгаясь в уставные прерогативы Совета Безопасности ООН. 

См. также:

  • Лев Никифоров.  Обсуждение без диалога
  • Сергей Романенко. Сербия: тактическая борьба по стратегическим вопросам
  • Лев Никифоров. Косовское бессилие
  • Сергей Романенко. Конституционные игры вокруг Косово
  • Сергей Романенко. Европерспективы Балкан
  • Сергей Романенко. Македонский узел балканских проблем
  • Сергей Романенко. Сербия: отложенная определенность
  • Сергей Романенко. Золотой ключик сербской коалиции
  • Сергей Романенко. Неожиданная радость
  • Сергей Романенко. Парламентский референдум для Сербии
  • Лев Никифоров. Перед новыми выборами

Никифоров Лев
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).