Проблемы Косово вновь оказались в центре внимания Организации Объединенных Наций. Руководство самопровозглашенного государства пытается ускорить становление Косово как независимого образования вопреки резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Отчасти ограничивающим фактором для этого служит деятельность миссии ООН. Запад же предпринимает усилия для обеспечения активного участия Европейского союза в делах Косово в форме внедрения в Косово международной гражданской канцелярии во главе с представителем ЕС и миссии ЕС с тем, чтобы они заменили миссию ООН в ее функции управления краем. Это без согласия Совета Безопасности ООН и Сербии, то есть в нарушение резолюции 1244.
Понимая, однако, что получить одобрения таких планов Советом Безопасности ООН не удастся, имея в виду позицию России, поддерживающую Сербию в ее отрицательном отношении к этому, Запад избрал иной путь: сохранить видимость действия резолюции 1244 Совбеза ООН, существенно ограничив компетенцию миссии ООН в Косово. Именно это и было целью предпринятых генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном усилий по легализации пребывания миссии ЕС в Косово и распределению полномочий между миссией ООН и миссией ЕС в пользу последней.
12 июня генеральный секретарь ООН направил письма президенту Сербии Борису Тадичу и президенту Косово Фатмиру Сейдиу, в которых он сообщил о своем намерении провести реорганизацию международного гражданского присутствия в Косово. Примечательно, что это намерение в указанных письмах он обосновал немного по-разному: если в письме Б.Тадичу Пан Ги Мун подчеркнул, что позиция ООН по вопросу о статусе Косово характеризуется строгим нейтралитетом и резолюция 1244 Совбеза ООН продолжает оставаться в силе, сообщив, что он будет советоваться с высоким представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Х.Соланой по поводу роли ЕС в Косово, то в письме Ф.Сейдиу он лишь упомянул резолюцию 1244 Совбеза ООН, говоря о деятельности миссии ООН в Косово, и, как бы успокаивая адресата, сообщил, что ООН занимает «исключительно нейтральную позицию в отношении статуса Косово». Констатировав, что «последние события в Косово оказали существенное воздействие на деятельность миссии ООН в Косово» и не дав им при этом никакой оценки в свете реализации резолюции 1244, Пан Ги Мун в письме Ф.Сейдиу отметил необходимость в связи с этим «внести коррективы» и изменить структуру и конфигурацию международного гражданского присутствия в Косово, позволив Европейскому союзу играть более активную оперативную роль в Косово (такую перспективу Пан Ги Мун в тот же день обсудил в Париже с Соланой, который ранее уже говорил об этом, выступая в Европейском парламенте).
Руководство Европейского союза положительно оценило соображения Пан Ги Муна об изменении - точнее о сокращении - компетенции миссии ООН в Косово (ее персонал может быть сокращен на 70%) и передаче ее значительной части косовским органам управления и миссии ЕС, рассчитывая, что будут созданы необходимые условия для деятельности миссии ЕС на всей территории Косово. А накануне президент США Джорж Буш и канцлер Германии Ангела Меркель высказались за «быстрый переход от миссии ООН в Косово к миссии ЕС». Американский конгрессмен Эллиот Энгель, присутствовавший на торжествах по случаю вступления в силу конституции Косово 15 июня, прямо призвал миссию ООН уступить свое место миссии ЕС. Министры обороны НАТО приняли решение об обучении сил безопасности Косово численностью 2,5 тысяч человек, которые будут сформированы после вступления в силу конституции Косово, а президент США информировал конгресс о новом уровне сотрудничества американских вооруженных сил с международными представительствами в Косово, включая миссию ЕС.
Б.Тадич в ответе Пан Ги Муну четко заявил, что «не может быть никакого видоизменения международного гражданского присутствия в Косово без решения Совета Безопасности ООН», считая, что пока не будет найдено компромиссное решение о статусе Косово, международное содружество должно сохранить центральную роль в обеспечении мира и стабильности в Косово. Что же касается косовского руководства, то оно, весьма свободно трактуя отдельные положения письма генерального секретаря, позитивно восприняло его предложение о том, чтобы ООН осуществляла в Косово «ограниченные функции до тех пор, пока ЕС не начнет исполнять свою роль», и подтвердило свою готовность сотрудничать с ООН в соответствии с планом Марти Ахтисаари.
Вопрос о деятельности ООН в Косово 20 июня был рассмотрен в Совете Безопасности ООН. В представленном к заседанию докладе генеральный секретарь ООН подвел итоги пребывания в Косово миссии ООН, считая, что за девять лет были достигнуты «значительные успехи в формировании и укреплении институтов самоуправления и в создании основ жизнеспособной экономики». Отметив факт одностороннего провозглашения независимости Косово, которое было негативно воспринято в Сербии и вызвало открытое недовольство косовских сербов, Пан Ги Мун заметил, что принятая конституция Косово «составлена таким образом, что она нацелена на фактическое лишение миссии ООН в Косово ее нынешних полномочий временной гражданской администрации», констатировав при этом, что правительство Косово готово приветствовать дальнейшее присутствие ООН в Косово при условии, что она будет решать лишь «ограниченные, остаточные задачи». Информируя о намерении Европейского союза играть более активную роль в сфере обеспечения правопорядка в Косово, Пан Ги Мун сообщил, что с 30 июня 2008 года ЕС без согласования с ООН прекращает финансирование деятельности миссии, связанной с восстановлением экономики Косово, чем теперь будет заниматься правительство Косово. В результате миссия ООН оказывается лишенной полномочий и возможностей контроля в этой сфере деятельности.
Фактически миссия ООН в Косово ранее уже передала часть своих функций правительству Косово. Сейчас же генеральный секретарь ООН предлагает в условиях новой реальности в Косово, «скорректировать» деятельность миссии ООН, предусмотрев расширение оперативной роли ЕС под руководством ООН в сфере обеспечения правопорядка (работа полиции, обеспечение правосудия и таможенные вопросы), а также продолжение деятельности миссии ОБСЕ в рамках реорганизованной миссии ООН. За миссией ООН остается лишь оперативный контроль, содействие организации участия Косово в международных соглашениях, содействие диалогу между Приштиной и Белградом по вопросам, представляющим практический интерес, и функции, связанные с поддержанием диалога по поводу осуществления мер, изложенных в письмах Тадичу и Сейдиу, в таких сферах, как полиция, суды, таможня, транспорт и инфраструктура, границы и сербское наследие. При этом предполагается, что резолюция 1244 Совбеза ООН будет и далее служить правовой основой для мандата ООН в Косово, если Совет Безопасности ООН не примет иного решения.
Выступая на заседании Совета Безопасности ООН, Пан Ги Мун, отметил, что вступившая в силу 15 июня конституция Косово не предусматривает для миссии ООН никакой реальной роли, так как власти Косово стремятся взять на себя возложенные на нее полномочия. Исходя из этого он подтвердил необходимость реорганизовать конфигурацию и структуру миссии ООН в Косово. Приглашенный на заседание Б.Тадич заявил, что Сербия никогда не признает независимость Косово и будет стремиться к нахождению путей компромиссного урегулирования конфликта между сербами и албанцами. Он выразил глубокую тревогу по поводу лишения косовскими властями миссии ООН возможности осуществлять данный ей мандат, а также высказал беспокойство в связи с тем, что после ознакомления с докладом генсека ООН возникает впечатление молчаливого согласия с необоснованным нарушением резолюции 1244 Совбеза ООН. Президент Сербии заявил, что его страна не может поддержать доклад Пан Ги Муна, поскольку предложенный им курс действий не может положить начало процессу, призванному привести к достижению компромиссного решения вопроса о статусе края Косово, и подчеркнул, что решение о реорганизации миссии ООН должно быть принято только Советом Безопасности ООН. По его мнению, НАТО нарушает резолюцию 1244, выражая готовность участвовать в формировании сил безопасности Косово.
Принявший участие в заседании Совета Безопасности ООН Ф.Сейдиу дал высокую оценку инициативе генсека ООН и выразил понимание того, что ООН продолжит (в соответствии с резолюцией 1244 Совбеза ООН) на ограниченный период времени осуществление функции по обеспечению верховенства права до тех пор, пока Европейский союз не будет в состоянии полностью выполнять свою оперативную роль. «Период администрации ООН в Косово заканчивается», - сказал в заключение Ф.Сейдиу.
Обсуждение доклада генсека ООН вновь показало, что в позициях членов Совета Безопасности ООН по косовской проблематике сохраняются существенные различия. Если представители Ливии и Южной Африки в дискуссии не участвовали, то представители Италии, Франции, Бельгии, США, Великобритании, Хорватии, Панамы и Коста-Рики поддержали предложения Пан Ги Муна. При этом представитель Великобритании заметил, что эти предложения не идут так далеко, как хотела бы Великобритания, и заявил, что при отсутствии согласованной позиции Совбеза генеральному секретарю ООН предстоит принять конкретное решение о судьбе миссии ООН. Представитель США, также полагая, что время административного руководства ООН в Косово подходит к концу, заявил, что генсек ООН обладает полномочиями для реорганизации миссии ООН в Косово. Вместе с тем он высказал замечание по поводу предложения генсека ООН провести новый раунд диалога между ООН и Белградом для обсуждения институциональной структуры «государства Косово», считая, что такие вопросы должны обсуждаться и согласовываться с правительством Косово, не исключая возможности участия в этом и Белграда. Представитель США считает также, что генсек ООН должен был бы более четко признать, что в нынешних условиях ООН не в состоянии больше играть определяющую роль в Косово. Он высказал критическое замечание и в адрес Сербии, утверждая, что усилия Белграда, направленные, по его мнению, на содействие разделению этнических общин в Косово, могут обратить вспять достигнутый ООН и народом Косово прогресс. Представитель Хорватии считает, что вступление в силу конституции Косово фактически снимает с миссии ООН полномочия в качестве временной гражданской администрации в Косово с 15 июня текущего года.
Представитель России Виталий Чуркин выразил несогласие с рядом положений доклада Пан Ги Муна, отметив в частности, что в докладе не высказывается никакой оценки действий косовских властей, которые открыто заявляют о намерении свернуть сотрудничество с миссией ООН, что нарушения ими резолюции 1244 Совбеза ООН подаются как должное. Чуркин считает, что развертывание миссии ЕС в Косово является противоправным, а попытка представителя ЕС присвоить себе функции главного международного представителя в Косово представляет собой грубое нарушение резолюции 1244 Совбеза ООН, передача же функций или собственности миссии ООН миссии ЕС неприемлемы. По его мнению, намерение НАТО обучать косовские силы безопасности выходит за рамки мандата международного военного присутствия в Косово. Подчеркнув, что любые шаги по реконфигурации миссии ООН, предпринятые в обход Совета безопасности ООН, стали бы прямым нарушением Устава ООН, он призвал генерального секретаря ООН воздержаться от самостоятельных действий в этом направлении без санкции со стороны Совета Безопасности.
По мнению представителя Вьетнама, любое изменение структуры или конфигурации международного гражданского присутствия в Косово потребует, в соответствии с резолюцией 1244 Совбеза ООН, нового решения Совета Безопасности ООН, а также согласия всех заинтересованных сторон. Заявив о том, что Вьетнам поддерживает центральную роль ООН в усилиях по содействию процессу примирения и поддержанию мира и безопасности в Косово и на Балканах, он подтвердил последовательную позицию Вьетнама в том, что касается необходимости полного уважения суверенитета и территориальной целостности всех государств, призвав Белград и Приштину к возобновлению переговоров, направленных на достижение всеобъемлющего и прочного решения проблемы Косово
Дипломат из Буркина-Фасо подчеркнул важность достижения компромисса при решении вопроса о реорганизации международного присутствия в Косово.
Представитель Китая заявил, что все стороны должны уважать суверенитет и территориальную целостность всех стран, и, напомнив, что Китай указывал: окончательное решение вопроса о статусе Косово должно быть достигнуто на основе переговоров и стать приемлемым для обеих сторон; он поддержал дальнейшие усилия по нахождению надлежащего решения вопроса о статусе Косово на основе переговоров. Указав на большое значение предложения Генсека ООН о реорганизации миссии ООН в Косово, китайский представитель высказался за то, чтобы генсек ООН продолжил поддерживать тесные контакты с заинтересованными сторонами, чтобы план по реорганизации носил более надежный и осуществимый характер и был нацелен на достижение надлежащего решения вопроса о статусе Косово.
Представитель Индонезии отметил, что Совбез ООН должен прийти к общему и согласованному пониманию относительно того, какое влияние оказывают новые события на работу и стратегию миссии ООН в Косово. Признавая, что организационные изменения и корректировки в ответ на события и изменения на местах неизбежны, он подчеркнул, что эти усилия в Косово должны соответствовать организационным рамкам, установленным резолюцией 1244 Совбеза ООН. Выступив в поддержку усилий ЕС по расширению его роли в Косово, представитель Индонезии указал на важность их согласованности с деятельностью ООН в рамках резолюции 1244, четкой организационной связи с миссией ООН в Косово. Отметив, что диалог и переговоры по-прежнему играют жизненно важную роль в решении вопроса об окончательном статусе Косово, он высказался за то, чтобы генсек ООН и впредь привлекал все стороны в регионе к поискам взаимоприемлемого решения, соответствующего резолюции 1244 Совбеза ООН.
В итоге Совет Безопасности ООН не принял никакого решения. При этом Запад продолжает проводить линию на укрепление самостоятельности Косово под своим контролем и на свертывание деятельности миссии ООН (представитель ЕС в Косово Питер Фейт прямо заявил, что миссия ЕС постепенно возьмет на себя все функции миссии ООН). Уже после заседания Совета Безопасности ООН Х.Солана заявил, что если Совет Безопасности ООН не примет решения о миссии ЕС в Косово, то такое решение примет генеральный секретарь ООН. А новый глава миссии ООН Ламберто Занньер заверил косовское руководство, что миссия останется в Косово не более полугода, хотя косовская пресса отводит ей всего четыре месяца. Что же касается миссии ЕС, то, по мнению Питера Фейта, она будет находиться в Косово, скорее всего, лет десять.
Складывается ситуация, при которой резолюция 1244 Совета Безопасности ООН остается в силе – это подтверждают генеральный секретарь ООН и многие западные деятели, а в Косово процессы развиваются вопреки этой резолюции, с фактического одобрения генсека ООН и при явной неспособности Совбеза ООН даже определить свое отношение к происходящему, не говоря уже о принятии каких-либо мер. Факт остается фактом: генсек ООН, не получая одобрения Совета Безопасности ООН, занят поиском вариантов замены присутствия ООН в Косово «международным гражданским присутствием», что обеспечивало бы юридическим основанием до тех пор незаконную деятельность в Косово миссии ЕС. При этом албанские руководители Косово беспрепятственно продолжают свою деятельность, не опирающую на международные решения, но соответствующую так и не принятому Совбезом ООН плану Марти Ахтисаари. Сложившаяся ситуация ведет к осложнению обстановки – и не только на Балканах.
Прошедшие годы решения косовской проблемы содержат богатый материал для размышлений по поводу существующего порядка урегулирования конфликтных ситуаций. Речь может идти, прежде всего, о роли ООН в определении современного миропорядка, об эффективности ее деятельности, а также о том, что от выработки принципиальной позиции ООН было бы больше пользы, чем от ее «строгого нейтралитета». Западные политики упорно не хотят замечать нарушений резолюции 1244 Совбеза ООН, да и генсек ООН ничего не говорит о нарушениях этой резолюции, ограничиваясь лишь констатацией «существенных изменений ситуации» в Косово после одностороннего провозглашения его независимости и вступления в силу конституции.
Не менее важно задуматься и над механизмами обеспечения сотрудничества и безопасности в Европе. И, наконец, совсем частный вопрос: не пора ли Европейскому союзу, который настойчиво стремится играть активную роль в Косово, задуматься над негативными последствиями такого курса для самого союза, переживающего отнюдь не лучшие времена, чтобы форсированная европеизация Балкан не обернулась балканизацией Европы.