Около суток продолжалась в Исламабаде спецоперация «Тишина», в ходе которой войска после недельной осады штурмовали Красную мечеть, где окопались исламские экстремисты. По данным военных, в ходе ожесточенных боев были убиты 88 боевиков, 50 получили ранения, еще около 50 сдались. Военные потеряли 12 человек. Есть убитые и раненые среди женщин и детей, которых, как заявляли представители властей, боевики использовали в качестве живого щита.
Власти заявили, что операция в целом завершена, но войска продолжают прочесывать женское медресе Джамия Хафса – большое, хаотично застроенное здание, расположенное по соседству с мечетью.
Как сообщило агентство Reuters, при штурме Красной мечети погиб предводитель исламистов Абдул Рашид Гази. Пакистанская газета Dawn написала, что Гази шел сдаваться, но сопровождающие его 4-5 боевиков открыли огонь по солдатам, и в ходе перестрелки лидер боевиков был убит.
Euronews отмечает, что Абдул Рашид Гази возглавил движение для свержения действующей власти относительно недавно, а до этого был известен в международных научных кругах как профессиональный историк и сотрудник Юнеско.
Красная мечеть несколько месяцев находилась под контролем исламистов, не допускавших туда представителей властей. Исламисты долгое время использовали Красную мечеть как штаб кампании против того, что они считают растлевающим влиянием Запада. В течение полугода радикально настроенные студенты и студентки устраивали различные акции: захватывали детскую библиотеку, сжигали компакт-диски, захватывали людей, в том числе иностранцев – граждан Китая, которых подозревали в «постыдной» деятельности.
На прошлой неделе, 3 июля, противостояние властей и радикально настроенного движения пакистанских студентов переросло в уличные беспорядки. В результате власти страны вынуждены были прибегнуть к помощи военных. Длившаяся неделю осада Красной мечети стала самым долгим и ожесточенным противостоянием радикальных исламистов и сторонников прозападно настроенного президента Первеза Мушаррафа. Все последние дни из района, где расположена мечеть, были слышны выстрелы и взрывы. Очень неприятным для исламистов фактом стала попытка побега имама мечети Абдула Азиза, который переоделся в женский балахон, однако был пойман.
После штурма Красной мечети президент США Джордж Буш назвал Мушаррафа своим союзником в борьбе с террором и партнером в продвижении демократии. «Он (Мушарраф) всегда был ценным союзников в борьбе с экстремистами. Очень важно поддерживать таких союзников», – сказал Буш.
В центральных районах Пакистана сотни студентов различных медресе вышли на акцию протеста против штурма Красной мечеты, называя операцию попранием законов ислама.
Как отмечают эксперты, мечети и учебные заведения при них традиционно становятся в Пакистане центрами недовольства политикой Мушаррафа, который пытается модернизировать страну и укоренить там институты, свойственные западной политической традиции. Значительная часть пакистанского населения придерживается традиционных мусульманских доктрин, поэтому радикальная исламская оппозиция в стране очень сильна. Ситуация внушает опасения еще и потому, что Пакистан владеет ядерным оружием.
Сейчас у наблюдателей возникают опасения, что Исламабад накроет волна террора, поскольку после поражения в Красной мечети радикалам необходимо доказать, что они представляют реальную политическую силу. Как заявил «Коммерсанту» известный пакистанский политолог Мохаммед Хан, «я не исключаю возможных террористических атак среди исламистов в Исламабаде после событий в Красной мечети, ведь в Исламабаде есть немало медресе, например такое радикальное, как Джамия Фаридия, студенты которого принимали участие в этих событиях. Можно ждать жесткой реакции радикалов и в таких регионах, как Северо-Западная пограничная провинция. Но вряд ли можно ожидать какой-то исламской революции. Не забывайте, что многие известные исламские религиозные деятели, лидеры религиозных партий не поддержали братьев Гази и даже осудили их, сочтя действия лидеров Красной мечети авантюрными».