Вчера ДПИ распространил сообщение, что по проекту постановления о мерах по реализации закона о бюджете на текущий год Минфин получит право "осуществлять внешние заимствования с превышением предельного размера государственных внешних заимствований с целью реструктуризации государственного внешнего долга РФ и снижения совокупных затрат по его обслуживанию и погашению".
ДПИ сообщил, что этот проект был в основном одобрен на вчерашнем заседании правительства, и всю экономию расходов на обслуживании долга Минфин будет направлять на увеличение ассигнований по его погашению. Два независимых друг от друга представителя Минфина рассказали нам, что не понимают, как бы Минфину могло пригодиться данное право и с чего вдруг оно вообще может понадобиться. ДПИ сказал "Полит.Ру", что текст вчера был подготовлен по материалам, полученным от Министерства экономразвития. Но в МЭРТе нам заявили, что, хотя документ на правительство выносили они, данный пункт был вписан в него Министерством финансов.
Источник в Минфине предположил, что речь может идти о каких-то новых заимствованиях, но высказал очень серьезные сомнения, что сейчас нам удастся привлечь чьи бы то ни было средства под невысокую процентную ставку. Если же имеется в виду большая реструктуризация долга через капитализацию процентов (это тоже приведет к превышению предела) - то это вряд ли облегчит наше долговое бремя - скорее наоборот (а в постановлении речь идет об экономии расходов). К тому же надо иметь в виду, что в этом году мы не получим кредитов на сумму $4,8 млрд, а они уже учтены в предельной сумме заимствований. Эта сумма и ее роспись по каким-то причинам не исключена из приложения к бюджету, хотя сам бюджет только что был изменен. Кроме того, заметим, что реструктуризация должна оказаться довольно объемной, чтобы капитализированные проценты превысили $4,8 млрд.
Наиболее дешевая форма заимствования - евробонды, но разместить их сегодня под ставку, которая позволит выкупать долг, практически нереально. Идеи на тему новых заимствований могут быть самыми фантастическими. Когда правительство внесло в Думу поправки к бюджету и депутаты опасались потерять инвестиционные 35 миллиардов, Геннадий Кулик предложил Минфину занять деньги в Тайване под LIBOR (6%). Это совершенно нереально. Есть, впрочем, вариант - но слишком большой "откат" затрудняет обслуживание долга, и к реальной экономии не ведет.
Еще в постановлении правительства может подразумеваться, например, займ у ВБ, процентная ставка по которому позволит использовать его для выплаты процентов. Но и в этом случае остается непонятным, как возникнет угроза превышения Минфином предельного размера заимствований. Если же подразумевается все-таки капитализация процентов, тогда выходит, что правительство просто заранее готовится к недостижимо желанной для него реструктуризации долга. И очень загодя убирает законодательное препятствие, которое помешает оперативно подписать соглашение.
Все эти маневры, впрочем, создают довольно тягостное ощущение: вокруг долга постоянно идет какая-то возня, проводятся сделки, заключаются соглашения, в результате чего усилиями правительства госдолг окончательно превращается в коммерческое предприятие. Но тогда пора уже ликвидировать монополию Минфина и ВЭБа, определить условия допуска и выдавать операторам лицензии на работу с госдолгом. Не мешало бы и брать налоги с каждой произведенной операции. А то вот как получается: очень много товарищей уже получило хорошую прибыль от операций с российским долгом. Хорошо бы и государству тоже принять участие в этом увлекательном процессе.