Страсти,бурлившие в этом году Мюнхене на конференции по безопасности, улеглись доследующего года. Девизом организаторы избрали «Никаких отговорок!», имея ввиду, что пора от обсуждений переходить к решению реальных проблем. Причемпрограмма вышла даже за пределы необъятной темы европейской (читайевроатлантической) архитектуры безопасности: Афганистан, Китай, Иран, и впервыекак отдельный пункт повестки дня – снабжение энергетическими ресурсами исырьем. Судя по программе, в сфере безопасности распространяется глобализация,а классическое понятие безопасности каксинонима обороны расширяется. Газеты отреагировали живо: НАТО видит отовсюдуопасности.
Впрочем,обсуждение показало, что такой широкий охват проблем себя не оправдал. Прав былКозьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». Некоторые проблемы из повесткидня прозвучали глухо, хотя и по разнымпричинам.
Министриностранных дел Ян Цзечи, чьего выступления ждали с особенным нетерпением, былпо-китайски вежлив и по-византийски дипломатичен. Китай стремится к негегемонии, а к «мирному соседству» и «консультациям между равными», главноесодержание его внешней политики – способствовать собственному экономическомуразвитию. Министр не стал популяризироватьцели космической программы, которая внушает беспокойство США, и никак неразъяснял, почему расходы на вооружениеза последнее десятилетие выросли в четыре раза. Несмотря на умиротворяющий тонвыступления, комментаторы отметили реакцию зала: удивление и растерянность, которые, можетстаться, маскируют страх перед спокойной решимостью Китая действовать в мировойполитике, руководствуясь ни много нимало, как собственными интересами.Характер обсуждения подтвердил, что на Западе закрепляется определенныйстереотип геополитического восприятия китайского феномена. Уже в 2007 г. в ФРГодин из ведущих специалистов по китайской проблематике Э. Зандшнайдеропубликовал книгу «Глобальные соперники» с выразительным подзаголовком«Зловещий подъем Китая и бессилие Запада»[1].Эксперт констатировал, что экономическое развитие Китая сопровождаетсянарастанием внутриполитических проблем и формированием очень самоуверенной ивсе более разнонаправленной внешней политики. В прошлом году Китай обогналГерманию по объему экспорта, став мировым лидером по этому показателю.Уязвленные немцы решили, что настала пора прекратить выплаты Китаю по линиисодействия развивающимся странам: до последнего времени эти выплаты составлялиоколо 70 миллионов евро. Упомянутый выше Э. Зандшнайдер находит это решениепрагматичным, ведь Китай не нуждается ни во всезнающих западных советниках, нив подачках[2].Стоит обратить внимание, что, признаваясь в страхе, который вызвала у неескованность участников мюнхенской конференции во время выступления Я. Цзечи,комментатор новостного немецкого телеканала ARD Ева Корель не рискнуласознаться, что Китай готов не оглядываться и на мнение США: она упоминает лишьо равнодушии к европейским членам Совета Безопасности[3].Впрочем, из выступления Ян Цзечи следует, что Китай предпочитает избегатьконфликтных ситуаций с Вашингтоном.
Следующаятема, не оправдавшая ожиданий участников, – энергобезопасность. Организаторыконференции, впервые вынося эту проблему в качестве отдельного направлениядискуссии, проявили в данном случае инерционность мышления. Например, напрошлогодней конференции эти вопросы остро звучали в выступлении главыамериканской делегации Джозефа Байдена. Вице-президент США, в частности,заявил, что администрация Барака Обамыбудет уделять повышенное внимание ослаблению зависимости своих союзников вСтаром Свете от контролируемых Россией нефтегазовых поставок, асевероатлантический альянс должен расширять свою деятельность в сфереэнергетической безопасности. Однако по мере возрастания роли государства вмакроэкономическом регулировании в период кризиса политики склонны меньшеприслушиваться к бизнесу, так что проблема энергобезопасности оказалась напериферии обсуждения. По энергобезопасности выступили тогдашний министриностранных дел Украины Петр Порошенко, президент Азербайджана Ильхам Алиев изаместитель председателя Госдумы Валерий Язев. По-видимому, существует прямаязависимость между ценой на нефть и западной озабоченностью вопросомэнергобезопасности. Впрочем, это неозначает, что идея диверсификации поставщиков забыта, причем одним из инструментов ее реализации сталоантимонопольное законодательство. В первых числах февраля Европейская комиссияодобрила покупку компанией TenneT (Нидерланды) электрораспределительной сети уконцерна E.ON (ФРГ)[4] –иначе говоря, Еврокомиссия вынудила самого крупного в ФРГ импортера российскогогаза продать свой актив голландцам. Под угрозой пятисотмиллионного штрафа E.ON придется также продатьчасть своих энергогенерирующих мощностей. Итальянская Eni, под угрозой аналогичного штрафа,согласилась продать свои доли в международных газопроводах TAG (транспортировкароссийского газа), TENP и Transitgas. Стоит ли удивляться, что руководствоитальянской компании до сих пор не готово принять окончательных решений пофинансовому участию в строительстве «Южного потока».
Вопреки обширности комментариев российской прессы,трудно избавиться от впечатления, что обсуждение российского предложения оновом договоре безопасности не получило на конференции того резонанса, накоторый рассчитывали организаторы. По мнению председателя конференцииВольфганга Ишингера, российское предложение заслуживает искреннего ответа,поскольку оно является выражением недовольства России существующей в Европеархитектурой безопасности. В течение длительного времени Россия ощущает себявне Европы, поскольку существующие совместные институты безопасности (ОБСЕ иСовет Россия-НАТО) утратили оперативное значение.[5] Думается, что моментпринятия новой военной стратегии России был выбран не случайно: документ утвержден указом Президента РФ 5февраля, в день открытия конференции в Мюнхене. Это символический шагдемонстрирует стремление России привлечь внимание участников конференции кволнующей ее проблеме архитектуры европейской безопасности. Но и американцысделали ход: в мюнхенской Süddeutsche Zeitung появилась статьяХилари Клинтон, в которой госсекретарь недвусмысленно отвергла предложенияРоссии: «Мы видим наилучшее решение для европейской безопасности в том, чтобыукреплять уже существующие структуры, вместо того чтобы заключать новыедоговоры». Таким образом, единственное безусловное достижение конференции втом, что касается перспектив заключения нового договора, можно считать четкоеразграничение позиций сторон. Россия настаивает на договоре, США отвергают этопредложение[6], аряд европейских стран (прежде всего, Германия) соглашаются обсуждать российскоенедовольство существующим положением вещей. Приходится учитывать также, чтомногие политики и эксперты, готовые к обсуждению российского предложения,одновременно высказывают идеи, небесспорные с точки зрения современнойвнешнеполитической стратегии России. Например, Вольфганг Ишингер (как и рядизвестнейших в прошлом политиков – Гельмут Шмидт, Эгон Бар) является одним из участниковмеждународного движения «Глобал зеро» («Абсолютный ноль»), провозгласившегоидею полной ликвидации ядерного оружия. Но в новой военной стратегии РФподобная цель не формулируется. Едва ли отвечает российским интересам ипредложение, высказанное министром иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле осоздании европейской армии; впрочем, эта успевшая покрыться пылью идея едва лижизнеспособна в силу позиции американской стороны, которая желает законсервироватьсуществующую систему безопасности.
Афганскаятематика оказалась на отшибе сразупо двум причинам. С одной стороны, незадолго до мюнхенской закончилась лондонскаяконференция, где все свежие идеи о стратегии НАТО, которые только моглипредставить союзники, уже были обсуждены. Но не только усталость политиков, нои недовольство общества способствовали тому, чтобы сами организаторыпостарались задвинуть афганскую проблематику в тень. В этом году именноафганская миссия бундесвера была главной мишенью демонстрантов, которых вМюнхене собралось не менее двух тысяч. Протесты шли под лозунгом «Бундесвер –прочь из Афганистана!» По последним опросам, в успехе операции сомневаются 76%немцев, а 65% не хотят увеличивать контингент[7].
Наиболеединамичным, отчасти в силу непредсказуемости, оказался на конференции иранскийсюжет. Само согласие иранского министра иностранных дел Манучера Моттакивыступить на конференции поступило поздно и, судя по реакции организаторовконференции, стало для них сюрпризом. Выступление проходило ночью исопровождалось яркими картинами. Собственно, министр не сказал ничегонеожиданного. Прописные истины иранской дипломатии. «Я надеюсь, что в ближайшеевремя мы достигнем единства» - такого рода пустые обещания звучат уже не первыйгод. «Иранский народ не требует многого… Иран имеет право на мирный атом» –никто и не спорит, но нет доказательств, что руководство Исламской республикинамерено ограничиться строительством АЭС и исследованиями для медицинскихцелей. Тем более что дальше в своей речи иранский дипломат обвиняет Запад втом, что он ничего не предпринимает против единственной страны, обладающей наБлижнем Востоке ядерным оружием. Упреки западной демократии, которые высказалМ. Моттаки, просто пахнут нафталином: 85% иранцев участвуют в выборах, а наЗападе – только 25%. Некоторые пикировки – словно эхо давно прошедшихконференций, только ответы на фарси: на вопрос лидера немецких Зеленых КлаудииРот об арестах демонстрантов после президентских выборов, иранский министргалантно ответил, что протесты инспирированы из-за рубежа, а демонстранты«такие же иранцы и иранки, как Вы, мадам». Выступление прервано не было, но, по наблюдениям журналистов, модератор, министриностранных дел Швеции Карл Бильдт, не знал, куда глаза девать, а МадленОлбрайт и Генри Киссинджер с нескрываемым недовольством качали головой. Тондальнейшему обсуждению задал председатель сенатского комитета Дж. Либерман,заявивший о том, что западные страны выбирают между жесткими экономическимисанкциями или военной кампанией – оговорившись, что последняя возможностьнежелательна. «Как можно разговаривать с правительством, посылающим сюдаминистра, который на нас клевещет?» Диалог с Ираном «может быть продолжен,только если показать зубы». Невольно в памяти всплыло ленинское: «Только тареволюция чего-нибудь стоит, которая умеет себя защитить». Итак, демократияпоказывает зубы: «Ядерное вооружение Ирана категорически неприемлемо». Какую жецену готов заплатить Запад? Пока речь идет о возможном ужесточенииэкономических санкций. Министр Г. Вестервелле уже встречался с представителямиделовых кругов, резонно поинтересовавшихся, известно ли ему о том, сколько этобудет стоить. Да, решительно сказал министр, но ядерное оружие Ирана обойдетсямиру намного дороже[8].
Напомним, чтозападные страны пришли к выводу о необходимости ужесточения экономическихсанкций против Ирана еще до начала обсуждения в Мюнхене. На переговорах АнгелыМеркель и Шимона Переса (январь 2010 года) немецкий канцлер заявила оготовности к более жестким экономическим санкциям, если за это решениепроголосует большинство Совета Безопасности ООН. Тем самым, Берлинсолидаризировался с Брюсселем и Вашингтоном, ранее объявившими о своейготовности к ужесточению санкций без мандата ООН. Между тем даже действующиесанкции охватывают сферы экономического сотрудничества, напрямую не связанные сядерной программой. Например, одна из крупных немецких логистических фирм Hafen und Logistik AG отказалась от заказа,связанного с расширением и дальнейшей эксплуатацией контейнерного причала впорту Бандар Аббас[9]после того, как Центральный Совет евреев Германии критически высказался об этойсделке. Под давлением США свой бизнес сворачивает Siemens. Чтобы обойти запреты, некоторыезападные, в том числе американские компании идут на риск и пользуются услугамипосреднических фирм из Объединенных Арабских Эмиратов или Китая. Противникисанкций указывают, что обрыв экономических связей лишает западные странырычагов влияния на иранскую политику, однако к их мнению сегодня не прислушиваются.
Можно ливинить в провале мюнхенской конференции организаторов, как это поспешилисделать некоторые журналисты? Думается, такой приговор неправомерен. Причина –не в неспособности организаторов выработать верную повестку дня и провестиконструктивную полемику. На самом деле, в современных условиях происходиткризис жанра. Конференция, задуманная в начале 60-х годов прошлого века какНАТОвское совещание по военным вопросам, в 90-е годы превратилось в форум, кудастали приглашать бывших врагов. Сегодня, когда перезагрузкароссийско-американских отношений буксует, а Китай становится все болеевнушительной силой на мировой арене, конференция уже не является форумомединомышленников. Дискуссия как самоцель не привлекательна для тех, ктопринимает решения, что наглядно выразилось в снижении уровня участников.Потребовались большие усилия, чтобы получить согласие на участие в конференцииКэтрин Эштон, а генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун мотивировал свой отказ,сославшись на необходимость находиться на Гаити. Этот предлог тем менееубедителен, что за два дня до открытия конференции Пан Ги Мун обратился к Биллу Клинтону с просьбойстать координатором международных усилий по оказанию помощи гаитянцам.Генеральный секретарь ООН направил видеообращение участникам мюнхенскойконференции, и, объявляя его, председатель В. Ишингер оговорился, назвав Пан ГиМуна Генеральным секретарем США. Но такая оговорка, наверное, простится бывшемупослу Германии в Соединенных Штатах.
[1] Eberhard Sandschneider. GlobaleRivalen – Chinas unheimlicher Aufstieg und die Ohnmacht des Westens. München,2007.
[2] Julia Amalia Heyer. Bedürftig oder bedrohlich.Sueddeutsche Zeitung, 30.01.2010.
[3] Eva Corell. Eine vertane Chance //Tagesschau, 07.02.2010.
[4] Постановление ЕК IP/10/ 127. Fusionskontrolle: Kommission genehmigtÜbernahme des E.ON-Übertragungsnetzbetreibers durch TenneT// europa.eu/rapid/pressReleasesAction.
[5] Wolfgang Ischinger. Keine Angst vor Medwedew!//Tagesspiegel,03.12.2009.
[6] Clinton sagt njet – und umwirbt die Russen // Süddeutsche Zeitung, 05.02.2010(«Клинтон говорит njet – и домогается расположения русских).
[7] Данные опроса общественногомнения, проведенного 29 января 2010 года // dpa.de.
[8] Welt am Sonntag, 07.02.2010.
[9] www.finanzen.net, 17.01. 2010.