будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Мир
Цыпин Арон

Кто постелил ковер ХАМАС?

В точном соответствии с предвыборным роликом израильской партии “Ликуд”, позиционирующей себя на политической карте Израиля как правая партия, я так же считаю, что “не президент Путин постелил под ногами ХАМАС ковер”. Более того, я собираюсь доказать, что не “Путин красит перед ХАМАС ковер в красный цвет” - во всяком случае, не только Путин.

Президент Путин сделал лишь то, что мог сделать на его месте любой политик, помнящий о том, что интересы его страны приоритетны, – сыграл на опережение изменчивой политики.

Переговоры с ХАМАС – на уровне эмиссаров – начало правительство Израиля сразу после победы политического крыла террористической организации на выборах в ассамблею автономии (при этом разница между политическим и боевым крылом, на мой взгляд, несущественна – напоминаю, что носитель почти либеральной точки зрения в 1917 году товарищ Сталин в 1905 году возглавлял Боевую организацию большевиков и занимался эксами).

Более того, несмотря на крики об экономической блокаде, Израиль продолжает оплачивать счета автономии за электроэнергию – уже после прихода ХАМАС к власти.

Однако главная причина нынешних действий Путина - это попытка стать выразителем позиции Европы по отношению к Израилю.

Эта позиция имеет глубокие гносеологические корни. Европейские сторонники еврейской эмансипации во времена Французской революции (например, Мирабо), считали, что евреи представляют собой народ в состоянии упадка, подчиняющийся варварским законам, но в соответствии с собственной великой традицией Просвещения хотели его возродить и реформировать, в то время как их противники надеялись удержать его в прежнем состоянии. Эта концепция была в совершенном виде сформулирована во времена Робеспьера Национальным собранием: “Все - евреям как гражданам, ничего как народу!”.

В рамках этой концепции Европа и продолжает действовать по отношению к Израилю. ХАМАС находится на некоторой грани – убивая евреев и тех, кто случайно оказывался рядом (что, конечно, прискорбно и нарушает незыблемые права человека), он боролся за уничтожение государства Израиль.

Конечно, элиты принимают решения не только на основании философских воззрений, но и исходя из тактических интересов, или исходя их их сиюминутного понимания. Мюнхенская, хасавюртская позиция Европы по отношению к Израилю, помимо общего состояния европейского духа, имеет и практический интерес.

Приняв под действием набора достаточно сложных факторов решение о создании еврейского государства, Европа очень быстро осознала его вредность как успешного проекта. Израиль для Европы - государство вредное во всех отношениях: он создает ненужное напряжение в отношениях с нефтяными донорами Европы, он фактически заменяет на южном фланге Европы мощную американскую группировку – уровня американской группировки НАТО.

Подобная ситуация была терпима для европейских элит во время военного противостояния с СССР. Но в эпоху "прекрасного нового мира" эта ситуация не столь уж хороша, поскольку консервирует нежелательный для Европы статус-кво с американской военно-политической гегемонией.

Самое интересное, что сами американцы готовы были бы уступить европейским партнерам в этом - частном для них вопросе и может быть и готовы были бы "сократить" силы союзника. Но израильская армия не подчиняется американскому командованию напрямую, и правительство Израиля подчиняется американскому Госдепартаменту не столь быстро, как тому бы хотелось.

С точки зрения интересов Европы, выпадение Израиля из геополитической реальности (хотя бы путем легализации ХАМАСленда) будет означать изменение геостратегического баланса сил – возникновение нового баланса, в котором два потенциальных центра – США и исламский мир – замкнутся в своей борьбе друг на друга, а экономика восточноазиатских стран (тоже зависящих от ближневосточной нефти) будет сильно подорвана валом нестабильности на Ближнем Востоке.

В этом случае российско-европейские топливные проекты станут действительно гарантом европейской энергетической безопасности, и в потенциале точкой роста нового мирового центра.

У всех этих рассчетов есть один существенный минус. Мир тяжело подчинятется подобному стратегическому планированию. К примеру, попытка Англии столкнуть континентальную сверхдержаву - Германию с растущей мировой сверхдержавой - Россией - даже ценой жертвы  союзницы - Польши, привела абсолютно к другим последствиям, чем расчитывали британские планировщики.

Не вижу дальше необходимости писать о судьбах мира в этом гипотетическом современном раскладе, - итоге современного планирования, - надеюсь, что такой вариант развития событий не осуществится.

Поговорим лучше о России – noblesse oblige. Переговоры с ХАМАС стоит рассматривать с учетом дальнего прицела российской политики на Иран. Это разные вещи, однако, возможно, антиизраильская риторика иранского президента имела в виду именно ХАМАС, и мы сможем проследить, какие изменения происходят в той сфере, которую израильские журналисты называли «террористическим интернационалом».

Переговоры с ХАМАС для России вполне закономерны – в той же мере, в какой для СССР были легитимны переговоры с ФАТХом или сотрудничество с коммунистическими военизированными группировками третьего мира при сохранении дружественных отношений с их противниками.

Есть, однако, некоторая разница – в 1970-е годы руководство СССР могло себе позволить переговоры с кем угодно. Равно как крутой разворот в 1939 году к пакту о ненападении с Германией не создавал угроз внутренней безопасности страны.

Трудно себе представить, что в условиях госмонополии на внешнюю политику и работающей на полную мощность карательной машины, кто-то из региональных и парарегиональных элит при этом будет претендовать на участие во внешнеэкономической деятельности. Она была госмонополией – все было централизовано, как остроумно замечает Михаил Арсенин.

Нынешняя же российская власть рыхловата для подобных экзерсисов – вчера мы считали всех исламских экстремистов террористами, а сейчас некоторые из них оказываются не террористами. Какие инвестиционные проекты могут принести в Россию – особенно на Северный Кавказ и в мусульманские республики Поволжья - бизнесмены, сочувствующие идеям ХАМАС, объяснять, я думаю, не надо. Может быть, в этой связи монополизация за ФСБ права определять, кто террорист, а кто нет, выполняет сугубо утилитарную функцию – заблокировать возможные инициативы на местах.

И еще несколько замечаний напоследок. На мой взгляд, приглашение или неприглашение Путиным хамасовцев никак не отразится на судьбе Израиля. После Гуш-Катифа, действительно проложившего ХАМАС дорогу в правительство, или, точнее, после Амоны, замеченной по неведомой причине только депутатом от ЛДПР Николаем Куриновичем, ссылающимся на Московское бюро по правам человека, происходящее в Израиле уже не зависит от внешнеполитических факторов.

В этой связи даже попадание метеорита в Госдепартамент может лишь затормозить ход событий, но ни в коей мере не отменить поведенческую стратегию израильской элиты, ведущей дело к сдаче страны. В той же степени ход событий не зависит от хода парламентских выборов в марте – как не зависел ход вещей от состава юденрата варшавского или иного гетто.

Судьбу Израиля определит поведение других людей – пусть и небольшого их количества, на пространстве, стискиваемом к границам Освенцима (слова израильского министра иностранных дел, известного русским читателям из вечного произведения Венички Ерофеева).

На этом пространстве возникает ситуация экзистенциального выбора, который осуществляется вне привычных дискурсов, и стремительно возрастает количество людей, которые делают этот выбор - исходя не из экономических интересов и электоральных предпочтений, а между жизнью и смертью.

Эта ситуация не анализируется привычными методами, и опыту эксперта и ученого здесь не место. Это – нечто другое. Как написал один еврейский мыслитель: “И сделает человек свой - единственный Выбор в свой - предуготованный только ему Час - и поднимется человек – и мир вокруг него вместе с ним - на ступеньку. А ошибется, промахнется в своем выборе - и опустится он сам и мир вокруг него вместе с ним".

См. также:

  • Цыпин. Путин и Хамас
  • Долгин. Палестина: ХАМАС полный, но не окончательный
  • Долгин. Кто спасет Европу?
  • Мирский. Ближний Восток: выхода нет
Цыпин Арон
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).