В выходные в США был арестован британец Майкл Сэндфорд, который пытался украсть пистолет у полицейского. Свои действия он мотивировал намерением убить кандидата в президенты США от республиканцев Дональда Трампа. Специфика истории в том, что, с одной стороны, никто не воспринял ее серьезно, а с другой стороны, ее стали обсуждать.
Собственно, крупные СМИ начали обращать на новость внимание из-за того, что на нее появился спрос со стороны общественности. Washington Post пишет, что, согласно статистике Google, вопрос «Кто пытался застрелить Трампа?» возглавил рейтинг тем, касающихся республиканской предвыборной кампании. Конечно, в СМИ были короткие сообщения об этом эпизоде, но серьезных материалов никто не публиковал. Между тем, общественный интерес к этому сюжету вырос, по мнению автора, именно за счет этой обрывочности и недосказанности.
Гораздо больше СМИ интересовало то, что в мае Трамп собрал на свою кампанию удивительно мало пожертвований. А также то, что он недавно уволил менеджера своей кампании Кори Левандовски, с которым ранее был связан резонансный скандал. В этом смысле неудивительно, что когда на этой неделе Трампа пригласили участвовать в одном симпатизирующем ему телешоу, никто даже не затрагивал тему покушения на него. Наконец, сам Трамп тоже не счел это делом, заслуживающим внимания, и вообще ни в какой форме не обсуждал несостоявшееся покушение.
Тем не менее, живой интерес со стороны общественности в итоге привел к тому, что крупным изданиям вроде той же WP пришлось отрефлексировать этот эпизод. WP, в частности, посвятила ему обстоятельное эссе о том, почему он не представляет интереса.
Прежде всего, пишет автор, Сэнфорд был очень далек от претворения своего плана в жизнь: он даже не смог вооружиться. Его озвученный план убийства тоже не отличался большим остроумием, то есть повода для медийной истории не было и здесь. Иными словами, герой истории – горе-злодей, которого никак нельзя счесть серьезной угрозой. Аналогичным образом в 2011 г. покушались на нынешнего президента США Барака Обаму. В том случае злоумышленник пришел караулить президента возле Белого дома, не удосужившись даже узнать, что президента в то время в Вашингтоне не было.
Теоретически история с покушением могла бы пригодиться Трампу для оживления кампании. Но как раз Сэндфорд ему совсем не подходит. Во-первых, он собирался использовать огнестрельное оружие, а это уже повод поговорить об отношении к контролю над оружием, в то время как Трамп как раз не хочет этого контроля. Во-вторых, Сэндфорд, конечно, - нелегальный иммигрант (у него была просроченная виза), но он британец, а Трамп концентрируется на нападках на мексиканцев и приезжих мусульман.
Таким образом, крупные медиа и талантливый шоумен Трамп единодушно сошлись на том, что это скучная история. Впрочем, некоторые менее мейнстримные правые платформы попытались применить ее в качестве свидетельства о том, что СМИ предвзяты. Один консервативный сайт написал, что если бы покушались не на Трампа, а, например, на кандидата от демократов Хиллари Клинтон, то шуму было бы гораздо больше, и это изобличает лицемерие и двойные стандарты. В этом смысле история вписывается в контекст более ранних жалоб со стороны консерваторов на информационную предвзятость. Некоторое время назад широко обсуждалась история о том, что Фейсбук якобы намеренно занижает значение новостей, касающихся консервативного лагеря.
Правый Wall Street Journal, впрочем, видимо следуя за общественным интересом, опубликовал довольно подробное сообщение о задержанном и его планах на покушение. Там же, впрочем, отмечается, что покушаться на Трампа довольно трудно, потому что он теперь находится в статусе «наиболее вероятного номинанта» от республиканцев, в связи с чем его защищают спецслужбы. Особенно это касается его встреч с избирателями, туда нельзя проносить огнестрельное оружие даже в тех штатах, где ношение оружия разрешено.