будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Куба США медиа
Ноябрь 15, 2025
Мир
Сакоян Анна

Куба и США: курс на сближение глазами СМИ

Куба и США: курс на сближение глазами СМИ
obama
Барак Обама и Рауль Кастро на Саммите Америк в Панаме. Источник: Фото: pensandoamericas.com

Саммит Америк в Панаме и, в первую очередь, возобновление дипломатического общения между США и Кубой вызвали в западной прессе многочисленные и противоречивые комментарии. Некоторые авторы видят в этом событии исторический прорыв. Другие считают, что это очередной симптом того, что США сдают свои позиции. Наконец, есть комментаторы, которые пытаются дистанцироваться от идеологии и посмотреть на ситуацию практически.

Издание Daily Beast опубликовало одобрительный отзыв мексиканского комментатора Леона Краусе (León Krauze). Важность этого саммита, по его мнению, в том, что он ознаменовал собой возобновление взаимодействия между США и Латинской Америкой. По итогам теракта 11 сентября 2001 г. поддержание контактов с латиноамериканскими странами практически исчезло из повестки США, хотя до того Джордж Буш-младший считал это одной из своих приоритетных внешнеполитических задач. В частности, он выдвинул ряд дипломатических инициатив, «направленных на увеличение присутствия США в регионе».

Но после теракта главный внешнеполитический фокус переместился на Ближний Восток, а на работу с Латинской Америкой ресурсов уже не хватало. «Этот вакуум влияния, - комментирует автор, - открыл Уго Чавесу путь к власти. Пусть его драматичный антагонизм и был смешон, но намерения у него были вполне серьезными. Равно как и его рвение: за последующие годы Чавес создал альянс, который успешно пользовался отсутствием внимания со стороны Вашингтона». Тем не менее, и Буш-младший, и (до последнего времени) Обама продолжали смотреть на происходящее в Латинской Америке сквозь пальцы.

Но теперь все изменилось: Латинская Америка снова оказалась в фокусе, и, главное, с самого начала был избран верный подход. «Вступив в непосредственное взаимодействие с режимом Кастро, - объясняет Краусе, - президент Обама не только поддержал интересы кубинского народа, но и утвердил лидерство Америки [«Америкой» автор называет США] в регионе. Причем сделал это очень мягко». И это важно, потому что раздувание «антиамериканских» (опять же, в смысле направленных против США) настроений – было ключевой стратегией кубинского режима с самого начала эмбарго. Эта же стратегия годами энергично использовалась в Венесуэле – сначала Чавесом, потом его преемником Мадуро, который, как предполагает автор, наверно, надеялся, что Обама на саммите сделает какой-нибудь некорректный шаг, чтобы можно было придраться, но «Обама не удостоил».

Это особенно значимо, объясняет Краусе, потому что в латиноамериканских странах большую роль играют символические жесты. В данном случае, как считает автор, Обаме удалось нанести удар по изживающей себя антиамериканской риторике. Это существенный прорыв, особенно с учетом того, что регион сейчас находится в стесненных экономических обстоятельствах, и многие страны там нуждаются во внешней помощи. Теперь, чтобы это направление успешно развивалось, «Обама должен способствовать укреплению и росту среднего класса и поддерживать уязвимые группы – людей, которые только что выбрались из бедности, но легко могут скатиться обратно». И главное, подытоживает Краусе, Обама должен выполнить обещания, данные в Панаме. В первую очередь, не игнорировать сопротивление кубинского режима, который, конечно, будет проявлять инертность.

В том же издании появилась критика. Консервативный комментатор Бен Доменеч (Ben Domenech), основатель интернет-издания The Federalist, считает эту примирительную инициативу «троллингом» со стороны Обамы, причем как в адрес американских кубинцев, так и в адрес республиканцев в США, несмотря на то, что большинство американцев (в том числе кубинского происхождения) ее поддерживают. Доменеч предполагает, что критику этого шага будут использовать в своих предвыборных кампаниях республиканские кандидаты на пост президента, хотя выражает опасение, что критика будет подана не под тем углом, под которым следовало бы.

«Проблема радостного рукопожатия президента Обамы и Рауля Кастро, - пишет он, - даже не в том, что это откровенный троллинг пожилых американских кубинцев, и не в пренебрежительном отношении к преступлениям кубинского режима, и даже не в том, что президент пошел на этот шаг без согласования с конгрессом. Хотя, в общем-то, иных причин для дружеских посиделок с Раулем Кастро (чтобы торговать с ними, как и с другими странами, нам совершенно необязательно дружить в десны), кроме как чтобы подразнить своих критиков, у президента Обамы нет».

На самом деле проблема в том, что никакой нормализации отношений при таком подходе нет и быть не может. Здесь Доменеч проводит параллель с президентом Рональдом Рейганом, который действовал под лозунгом «мы выиграем, а они проиграют», бывшем притчей во языцех у политических экспертов того времени. Обама сейчас действует по обратному принципу: «они выиграют, мы проиграем», и этим подходом характеризуется вся его внешняя политика. Нормализация, объясняет автор, - это когда уступающая сторона в обмен на свой акт доброй воли что-то получает. А здесь, по итогам всех десятилетий, когда США держали санкции и говорили о своих приоритетах, они не получают ничего. Таким образом, эта нормализация – просто «ни к чему не обязывающий подарок режиму Кастро».

То же самое можно наблюдать в переговорах по ядерной сделке с Ираном: «в обоих случаях заклятый враг США получает от американцев стратегические уступки, а взамен не дает ничего». Да, односторонние санкции против Кубы были, по большому счету, неэффективны (и поэтому многие хотят, чтобы их отменили), но можно было хотя бы в обмен на нормализацию потребовать каких-нибудь существенных реформ на Кубе. «Разве, - риторически спрашивает Доменеч, - мы получим нормализацию статуса бухты Гуантанамо? Разве нам выдадут беглецов, чтобы они предстали перед законом? Разве Куба извинилась за поддержку терроризма? Разве Куба должна теперь ответить за сбивание американского гражданского самолета в международном воздушном пространстве в 1996 г.? Разве на Кубе выпустили политзаключенных? Разве на Кубе хоть на йоту ослабли социальные и политические репрессии?» Этого можно было бы потребовать, и от этого могли бы выиграть и кубинцы, и американцы. Но Обама ничего такого не сделал, а, просто поменял одну неэффективную одностороннюю политику на другую.

Более сдержанный и детальный комментарий по поводу сближения США и Кубы опубликовал чилийско-нидерландский аналитик Хосе Сепеда (José Zepeda). Он описывает это событие, в первую очередь, как неизбежное, хотя и амбивалентное. С одной стороны, оно действительно окружено международной поддержкой. С другой стороны, у него много противников, хотя их численно меньше. Сепеда отмечает, что здесь важную роль сыграло посредничество Ватикана, в первую очередь за счет того, что папа Франциск – это первый латиноамириканский папа. В результате многие сенаторы и представители конгресса США, будучи католиками и одновременно противниками дипломатического сближения с Кубой, оказались в противоречивой ситуации.

Некоторые возможные последствия сближения, безусловно, выгодны Кубе. Например, сейчас Куба получает примерно 2 млрд. долларов в год за счет средств, которые отправляют на родину кубинцы, работающие в США. Если отношения наладятся, то уровень поступающих таким образом денег может возрасти в пять раз. Кроме того, кубинское правительство сможет закупать у США больше продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции. В некоторых областях общественно-экономической жизни Кубы уже наблюдается прогресс, а изоляция и эмбарго его тормозят. В политическом плане, опять же, изоляция способствует укреплению правительственного авторитаризма, вместо того чтобы продвигать демократическую повестку (этот момент часто используют сторонники сближения). таким образом, устранение этих изоляции очень желательно. Хотя, есть и спорные вопросы, по которым будет трудно добиться компромисса. В частности, со стороны Кубы, это статус Гуантанамо и компенсация гуманитарного и экономического ущерба, нанесенного Соединенными Штатами.

Для США возобновление отношений – это возможность убрать бессмысленное эмбарго. Что еще важнее, это попытка не утратить окончательно влияние в регионе в пользу Китая и России. Это вполне ощутимый риск с учетом того, что в последние 20 лет присутствие США в Латинской Америке всё сокращалось, а вместо этого в регионе завязывались и укреплялись политические, экономические, технологические и военные связи с другими странами.

Все это находится в более широком историческом контексте. «Когда Барак Обама в 2008 г. стал президентом США, - пишет Сепеда, - он сказал, что его страна хочет возобновить отношения с Латинской Америкой. Это простое замечание заключало в себе сложную политическую перспективу, потому что исторически между североамериканской державой и странами Латинской Америки отношения никогда не были равными. Асимметричный характер этих отношений привел к поляризации. Для некоторых Вашингтон был необходимым союзником, помогающим поддерживать статус-кво; для других он был главным империалистическим пособником диктаторских правительств. На Кубе эта поляризация породила мощную антисевероамериканскую риторику. Эта полемика задушила многие возможности для развития в регионе демократических обществ, правовых государств и политически и экономически стабильных стран». При этом попытка выстроить новые отношения в принципе естественна, так как естественно сотрудничество между странами, имеющими такие сильные исторические, географические и геополитические связи.

Начало дипломатического взаимодействия, считает Сепеда, само по себе должно обусловить политические перемены на Кубе. В противном случае правительство сильно рискует. Во-первых, реформы, которые оно проводит, требуют денег, а дипломатический прорыв дает надежду на то, что их станет больше (в противном случае их не удастся провести). Во-вторых, значительная часть кубинского общества будет недовольна отсутствием перемен к лучшему по итогам снятия эмбарго, на которое прежде можно было ссылаться как на причину слабого прогресса.

Сепеда также подчеркивает, что для понимания логики отношений между США и Кубой необходимо осознавать значение кубинского национализма. Их противостояние нельзя объяснить только посредством социальных моделей (либеральная демократия vs. коммунизм), или геополитического антагонизма (со времен холодной войны), или торговой изоляции. «Без национализма, - поясняет автор, - не было бы ни правительства Кастро в Гаване, ни кубинской модели. Национализм создал условия для создания оборонной модели, которая допускала ограничение гражданских прав. При этом Куба – это особая модель, включающая в себя социально одобренную деспотию, но способная, среди прочего, достигать высокого уровня в таких областях, как образование, здравоохранение и распределение доходов и превосходящая по этим показателям большинство других стран Латинской Америки».

Это националистическое антиимпериалистическое противостояние можно смягчить, но для этого действия Вашингтона сейчас должны разительно отличаться от политики времен холодной войны – в первую очередь, отсутствием манипуляций и попыток косвенного воздействия. Для Кубы сейчас, прежде всего, важно укрепить региональное сотрудничество и заручиться поддержкой своих латиноамериканских соседей. Это может облегчить ее экономическую трансформацию. Прецеденты СССР и Китая в ее случае не слишком показательны из-за того, что демографические и природные ресурсы Кубы несопоставимо меньше. Поэтому она в большей степени зависит от международных связей. И здесь, подчеркивает автор, ЕС и США нужно приложить максимум усилий, чтобы нынешнее противостояние между Москвой и Вашингтоном не затронуло Кубу, как это было во время холодной войны.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).