18 марта в Москву прибываетгоссекретарь США Хиллари Клинтон. Незадолго до поездки в Россию состояласьнепродолжительная по времени, но весьма насыщенная по содержанию ее поездка поЮжной и Центральной Америке. За пять дней Клинтон посетила шесть стран:Уругвай, Аргентину, Чили, Бразилию, Коста-Рику и Гватемалу, встретилась сдесятком президентов и министров иностранных дел региона.
Первая после прошлогоднейинаугурации Барака Обамы поездка на континент нынешнего руководителявнешнеполитического ведомства преследовала несколько целей. Во-первых - конкретизировать и наполнить реальнымсодержанием курс на развитие равноправных и уважительных отношений с соседями,провозглашенный президентом США на Саммите Америк в Тринидаде и Тобаго, гдесостоялось знакомство с латиноамериканскими коллегами. Сразу же по вступлении вдолжность он посетил Мексику, превратившуюся в своеобразную горячую точку из-заактивизации наркобизнеса. Во-вторых - подтвердить решимость продолжить оказаниематериальной и материальной помощи в решении острых социальных и экономическихпроблем. В-третьих - прощупать пульс лидеров этих стран, принявших в концефевраля на саммите так называемой Группы Рио решение о создании в перспективеСообщества латиноамериканских и карибских государств - без США и Канады.В-четвертых - косвенно продемонстрировать России, которая недавно направлялатуда когортуэмиссаров в лице Сергея Лаврова и его многочисленной свиты, что регионпродолжает оставаться в числе приоритетов США. Наконец, сверхзадачей поездкиявилось стремление побудить руководство Бразилии и Аргентины поддержатьколлективные санкции в отношении Ирана.
Визит стартовал в Уругвае, гдепроходила торжественная церемония приведения к присяге недавно избранного главойгосударства Хосе Мухики, бывшего партизана, выдвинутого левоцентристскойкоалицией Широкий фронт и одержавшего уверенную победу во втором турепрезидентских выборов, состоявшемся 29 ноября минувшего года. Стольэкстравагантный деятель на вершине пирамиды власти не смущает американскуюадминистрацию, поскольку он был избран в полном соответствии с демократическимипроцедурами. Напомним, что еще в ходе избирательной компании претендент развеялсомнения относительно своего внешнеполитического курса, заявил о готовности, вслучае избрания сохранить преемственность линии своего предшественника ТабареВаскеса. К которому, кстати, наведывался Дж. Буш в ходе поездки по региону в2007 году.
В Аргентине в фокусе вниманиястояли два вопроса. Президент Кристина Фернандес обратилась к высокой гостье спросьбой выступить с посреднической миссией в урегулировании застарелогоконфликта с Великобританией по поводу Мальвинских (Фолклендских) островов. Оннедавно вспыхнул с новой силой в связи с попытками англичан, направивших тудапо морю буровые установки, начать освоение нефтяных и газовых скважинприбрежного шельфа.
Хиллари Клинтон обещаласодействие в решение споров. Это согласие в корне отличается от позициигосударственного секретаря Александра Хейга, который в ходе вооруженногоконфликта в 1982 году однозначно занял сторону Великобритании. Теперь, похоже,вырисовывается более гибкий подход, что вызывает недовольство британцев.
Аргентина солидаризировалась сподходом США к иранскому вопросу. Это отнюдь не случайно. Ведь она обвиняетиранские власти, в том числе, нынешнего министра обороны, в причастности кчудовищному взрыву в 1994 году Еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе,унесшему жизни 85 человек. Во время переговоров также детально обсуждалисьсостояние и перспективы двусторонних экономических и политических связей вконтексте упрека, брошенного Кристиной Фернандес на саммите Группы Рио в адресамериканского президента, что тот недостаточно выполняет обещания сблизиться срегионом.
Блиц-визит в Чили преследовалисключительную цель - лично выразить сочувствие в связи с разрушительнымземлетрясением и обещать помощь в ликвидации последствий. Вне всякого сомнения,сегодня эта страна, равно как и Гаити, нуждаются в пристальной заботемеждународного сообщества. На это обстоятельство неизменно обращала вниманиеХиллари Клинтон в ходе поездки
Попытки государственногосекретаря склонить Бразилию, занимающую в настоящее время кресло непостоянногочлена Совета Безопасности ООН, поддержать коллективные санкции в отношенииИрана, который стремится заполучить ядерное оружие, успехом не увенчались. Ещенакануне президент Луис Инасиу Лула да Силва четко и ясно высказался противведения санкций и добавил: «Я желаю Ирану того же, что и Бразилии: использоватьядерную энергию в мирных целях. Неразумно припирать Иран к стенке, разумновести с ним переговоры». В то же время министр иностранных дел Селсо Аморим,стремясь смягчить ситуацию, заявил: «Речь не о том, что мы отрицаемнеобходимость присоединения к консенсусу. Мы полагаем, что возможностидостижения соглашения не исчерпаны». Его визави заметила, что США такжевыступают за диалог, но Иран не проявляет к нему интереса.
Бразилия загодя примеряет насебя одежды «великой державы» в преддверии обсуждаемого обретения статусапостоянного члена Совета Безопасности в реформируемой ООН. В пользу этого активноратует, в частности, Франция, с которой у Бразилии в последние годы наладилисьтеснейшие политические и военно-технические связи. В сентябре 2009 года там софициальным визитом побывал Николя Саркози.
К тому же Бразилия намеренаиграть самостоятельную, особую роль в урегулировании ситуации на БлижнемВостоке, выступить своеобразным миротворцем. Отнюдь не случайно в недавнемпрошлом эту страну посещали президенты и Ирана, и Израиля.
При всем при том, несмотря наимеющиеся разногласия по целому ряду вопросов, остается неизменной линия США напривилегированное партнерство с «тропическим гигантом», учитывая высокийавторитет его нынешнего руководства на международной арене. По мнению Петера ДеШазо, директора Программы Америк вашингтонского Центра изучения международных истратегических проблем, поездка подтвердила важность двусторонних отношений сБразилией как с региональным лидером Южной Америки и претендентом на статусмировой державы.
Уже после визитагосударственного секретаря бразильский президент в минувшее воскресенье началчетырехдневное турне по Ближнему Востоку. Оно включает посещение Израиля,Иордании и палестинских территорий. Накануне израильская газета «Haaretz» опубликовала интервьюс Лулой, называя его «пророком диалога».Несмотря на это, автор выражает сомнение в способности Лулы заручиться довериемизраильтян, пока он сохраняет сердечные отношения с президентом Ирана,отрицающим Холокост. Затронув эту тему в беседе с тремя журналистами, включаяодного арабского, Лула утверждал, что он ясно дал понять МахмудуАхмади-Неджаду, что «тот не должен продолжать заявлять, что хочет ликвидироватьИзраиль. Бесполезно также отрицать Холокост, признанный всем человечеством.Наличие противоречий не может служить поводом для игнорирования очевидного».
Газета подчеркивает, что Луланазывает себя не идеологом, а переговорщиком, способным одновременно иметьотношения с Уго Чавесом и Джорджем Бушом, с Шимоном Пересом и МахмудомАхмади-Неджадом. При этом он не приемлет позицию израильского премьераБеньямина Нетаньяху, который сравнил Ахмади-Неджада с Гитлером, а нынешний Иран - с предвоеннымнацистским режимом. «Любой человек, придерживающийся подобной логики, неспособен внести вклад в мирный процесс, который мы пытаемся наладить», - резюмировалбразильский президент. Кстати, в мае намечается ответный визит Лулы вИран.
Хиллари Клинтон, находясь вБразилии, сочла необходимым выпустить острые стрелы в адрес нынешнеговенесуэльского режима, квалифицировав его как недемократический, поскольку тампоследовательно свертывается рыночная экономика, частная собственность,запрещаются независимые средства массовой информации, подавляется оппозиция.Неплохо было бы, заметила Клинтон, чтобы власти этой страны обратили свои взорына южных соседей и начали восстанавливать демократию. Пытаясь смикшироватьрезонанс подобного рода высказываний, деликатный Селсо Аморим сказал, мы, мол,поэтому активно содействуем вступлению Венесуэлы в МЕРКОСУР - Общий рынокЮга.
В свою очередь реакция изКаракаса не заставила себя долго ждать. Уго Чавес заявил, что государственныйсекретарь отправилась на континент, чтобы вбить клин между странами, поссоритьих друг с другом. При этом венесуэльский лидер сравнил ее с Кондолизой Райс,заметив, что разница между ними небольшая, лишь в цвете кожи. Одновременно онвысказал добрые слова в адрес руководителя бразильского дипломатическоговедомства.
Завершив наиболее трудныепереговоры, Хиллари Клинтон направилась на север, в Центральную Америку, где вповестке дня стояли преимущественно социальные вопросы. В столице Коста-Рикисостоялось совещание представителей 15 латиноамериканских стран плюс Канады,где предметно обсуждалась тема преодоления бедности и социального неравенства врамках так называемой инициативы Пути к благосостоянию. Рассматривалиськонкретный опыт и достижения в данной сфере, как например, содействие маломупредпринимательству в Сальвадоре, уругвайский проект обеспечения компьютерамикаждого студента и ряд других. Речь шла о том, чтобы экономический ростспособствовал благосостоянию не только узкой группы, но и широких слоевнаселения, включая женщин и детей.
Конечным пунктом маршрута сталаГватемала. Там прошла встреча с участием гостеприимного хозяина, а такжепрезидентов Сальвадора, Коста-Рики, Гондураса, Белиза, Доминиканской Республикии министра экономики Панамы. Отсутствующим был лишь никарагуанец ДаниэльОртега, не направивший даже своего представителя. В итоговой декларации особоподчеркивалось, что настоящим вызовом для региона является безопасность, борьбас организованной преступностью, транснациональными бандами и наркотрафиком.Отмечалась настоятельная необходимость разработки конкретных программ и мер,сложения усилий для противодействия этому злу при содействии и финансовойпомощи Соединенных Штатов. Государственный секретарь обещала уделитьмаксимальное внимание животрепещущей и не терпящей отлагательствапроблеме.
В ходе поездки в числе прочегообсуждался вопрос о возвращении Гондураса в Организацию американскихгосударств, из которой он был исключен после насильственногоотстранения от власти легитимного президента, задумавшего в обходзаконодательной и судебной властей провести референдум о возможностипролонгации собственного мандата. Это обстоятельство привело к резкомуобострению внутриполитической ситуации, вызвавшему огромный международныйрезонанс. Теперь вследствие избрания на очередных выборах в ноябре минувшегогода нового главы государства, США намереваются разморозить экономическуюпомощь в размере 30 миллионов долларов, готовы признать нынешнюю власть ипризывают последовать своему примеру. Сальвадор, Коста-Рика, Панама и Перу ужесогласились с этим. Правда, Бразилия, Аргентина и ряд других стран пока несклоняются к признанию, ибо выборы прошли без возвращения к власти бывшегоглавы государства.
Следует обратить внимание наотличительную черту поездки - она охватила страны левоцентристской ориентации.В то же время она продемонстрировала, что Латинская Америка продолжаетоставаться в числе основных внешнеполитических приоритетов нынешнейамериканской администрации. Сделана существенная корректировка позиции посравнению с администрацией предшествующей.
Вместе с тем, необходимоконстатировать наличие меняющейся ситуации и на континенте. Леворадикальныережимы, объединившиеся в рамках Боливарианского альянса, в первую очередь -Венесуэла, Куба, Боливия, Эквадор и Никарагуа, находятся в жесткой политическойконфронтации с США и все больше тяготеют к России. Одним из свидетельств этогослужит предстоящий визит Владимира Путина в Венесуэлу, давно намечавшийся, нооткладывавшийся по разным причинам. Напомним, что там же в ноябре 2008 годапобывал и Дмитрий Медведев.