Прошедшие в Польше 21 октября нынешнего года парламентские выборы, на которых либеральная «Гражданская платформа» Дональда Туска отобрала власть у право-консервативной «Закона и Справедливости» братьев-близнецов Качиньских, вопреки ожиданиям не стали кульминацией в политическом противостоянии партий. Идеологические разногласия самых популярных в стране политических формаций уже на старте работы нового правительства вылились в ожесточённую схватку между двумя ветвями власти - Кабинетом министров и президентом Лехом Качиньским.
Провоцирующим сигналом к «последнему и решительному бою» стали для «ЗиС» заявления Дональда Туска о полном выводе польского воинского контингента из Ирака в 2008 году, а также о намерениях нового правительства кардинально изменить отношения на линии Москва-Варшава. Напомним, что новый польский премьер, подвергнув критике «неконструктивную, нанёсшую стране огромный вред» политику своего предшественника Ярослава Качиньского, выразил готовность не противодействовать России в её стремлении стать членом всемирной Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию. Помимо этого Дональд Туск предложил включить российскую сторону в переговорный процесс о размещении на территории Польши базы противоракетного комплекса США.
Реакция со стороны президентского дворца на инициативы нового правительства последовала незамедлительно. Администрация главы государства опубликовала в прессе коммюнике, в котором осудила инициативы нового правительства, которое «подрывает авторитет и с таким трудом завоёванную позицию Польши на международной арене». Масла в огонь противостояния подлила неявка нового главы МИД Радослава Сикорского на предложенную с президентом Лехом Качиньским встречу. Радослав Сикорский позже объяснял своё отсутствие форс-мажорными обстоятельствами – назначенная встреча по времени совпала с заседанием Кабинета министров, которое, как для члена правительства, являлось для главы внешнеполитического ведомства приоритетным. И объяснение на этот счёт вместе с извинениями министр передал через свою секретаршу, которая, по словам Сикорского, выслала их в администрацию президента факсом. Лех Качиньский, однако, счёл объяснение неубедительным и заявил о создании параллельного правительственному центра по координации международной политики Польши в своей администрации. Главой «параллельного» МИДа братья Качиньские назначили экс-главу внешнеполитического ведомства Анну Фотыгу.
«Несгибаемая пани», комментируя намерения правительства Дональда Туска на состоявшейся в минувший четверг пресс-конференции категорично заявила, что пускать Россию в ОЭСР равносильно предательству. По мнению Фотыги, Польша таким образом теряет свои позиции регионального лидера, а также априори становится союзником Москвы, которая пытается задушить молодые дружественные демократии в Грузии и на Украине. А предательство, как известно, ничем нельзя оправдать, даже сиюминутными экономическими выгодами.
Тем временем Лех Качиньский, будучи глубоко уязвлённым неуважительным отношением нового правительства к себе, как к гаранту Конституции, заявил, что обратится в Конституционный суд с просьбой отчётливо разъяснить, где проходит водораздел его полномочий, как президента, и полномочий министров нового правительства. Президент Польши пообещал, что никогда не согласится на роль английской королевы, то бишь не станет пассивным исполнителем лишь представительских функций. По словам Леха Качиньского «это ненормально, когда о таких важных решениях правительства как вывод войск из Ирака, а также о снятии польского противодействия на вступление России в ОЭРС президент узнаёт из прессы» и эти решения принимаются безо всяких предварительных консультаций с ним.
В ответ на шельмование политики своего правительства со стороны потерявшей власть партии братьев Качиньских, Дональд Туск в минувшую среду сделал заявление о грядущих изменениях и во внутренней политике страны. В частности, новый премьер заметил, что его правительство, будучи последовательным продолжателем политики своих предшественников, намерено активно реализовывать намерения братьев Качиньских, ранее обозначенных ими как «политика дешёвого государства». Напомним, что два года назад партия «ЗиС» в своей предвыборной программе нещадно критиковала расточительность правящей тогда партии Союз Левых Демократических Сил и клятвенно обещала избирателям значительно сократить расходы на содержание госаппарата. В качестве жирующей на горбу простого народа тогдашней власти в пример приводилась администрация президента Александра Квасьневского, содержание которой обходится казне в 150 млн злотых, что в полтора раза больше расходов на содержание Елисейского дворца. Однако одним из первых подписанных документов избранного в 2005 году президента Леха Качиньского было распоряжение о увеличении ассигнований на содержание аппарата своей администрации на 10 млн. злотых ( по тогдашнему курсу – на 2,5 млн. евро).
В минувший четверг на неформальном заседании правительства Дональда Туска было принято решение о сокращении ассигнований на содержание администрации президента на 2 млн. злотых. Кроме того, новый премьер сообщил, что грядущее – очень значительное! - сокращение аппарата госслужащих позволит сэкономить не менее 3,5 млрд. злотых (более полутора миллиардов долларов – прим. ред.). По нож пойдут целые министерские департаменты и всевозможные бюро, расплодившиеся при правительстве Ярослава Качиньского. Работы, как предполагается, лишатся тысячи госчиновников. Сэкономленные таким образом деньги новое правительство намерено направить на увеличение зарплат медикам и учителям. По общему мнению польских аналитиков, под беспрецедентное сокращение в первую очередь попадут люди экс-премьера Ярослава Качиньского, который накануне парламентских выборов безмерно наводнил ими госаппарат, укрепляя таким образом свою позицию на случай потери власти и в надежде сохранить политическое влияние в случае проигрыша.
Политические внутриполитические баталии, казалось бы, имеют к России опосредованное отношение и « дело спасения утопающих, есть дело рук самих утопающих». Однако создание теневого МИДа при президенте Польши, намеренного вносить существенные корректировки в заграничную политику страны. И в случае неблагоприятного для правительства Дональда Туска решения, которое может вынести Конституционный суд в связи запросом Леха Качиньского относительно разграничения полномочий между двумя ветвями власти, в немалой степени усложнит путь к добрососедскому сотрудничеству между двумя странами. Это притом, что нового польского премьера и без того сложно заподозрить в излишней симпатии к России. В намерениях Дональда Туска улучшить отношения со своим восточным соседом определяющую роль играет голый прагматизм и ... желание реабилитировать подпорченный авторитет Польши в кругу еврородственников. Сложно нормально функционировать, будучи окружённым со всех сторон «врагами». А за два года правления Ярослава Качиньского этот «неистовый революционер» сумел перевести во «вражеский стан» не только Россию, но даже и Германию,- главного защитника и лоббиста интересов Польши накануне её вступления в ЕС. Чего стоит хотя бы одно его высказывание, прозвучавшее во время обсуждения в Брюсселе вопроса о системе подсчёта голосов в Европарламенте. Напомним, что Ярослав Качиньский потребовал от Брюсселя (оплота евробюрократии) введения т.н. правила квадратного корня, когда голоса страны в Европарламенте должны соответствовать квадратному корню от численности её населения. Это давало бы самой крупной стране в ЕС, 80-миллионной Германии, практически столько же голосов как и 38-миллионной Польше. Своё требование Ярослав Качиньский, как водится у революционеров, обосновал с большевистской прямотой. Дескать, если бы не развязанная немцами Вторая мировая война, то сегодня население Польши превышало бы 60 миллионов человек, а значит и влияние Берлина и Варшавы на решения ЕС были бы соизмеримы. Именно после того выступления в Польше появилась в ходу шутка: если политика – это искусство компромисса, то в Польше политика как таковая отсутствует напрочь.
Помимо прагматизма, в намерениях налаживания добрососедских отношений с Россией важной составляющей является и проевропейскость Дональда Туска. Известно, что лидер польских либералов давно поддерживает добрые, а некоторые наблюдатели утверждают, что даже и очень дружеские отношения с бундес-канцлерин Ангелой Меркель. И идти наперекор Берлину, даже в вопросе строительства Северо-западного газопровода, новому премьеру Польши будет как-то не с руки. Политически непродуктивно. Но, конечно, для начала поерепенится немножко, но это так, для отвода глаз.
Но при любом, даже самом миролюбиво-позитивном раскладе на польской внутриполитической сцене, на скорые позитивные изменения на линии Москва-Варшава в двусторонних отношениях рассчитывать не приходится. Рулевым в польском политическом плавании по бурным водам международной политики по-прежнему остаются США – «Главный стратегический партнёр и вернейший союзник Польши», как резюмировал на состоявшейся в Аннаполисе на минувшей неделе пресс-конференции для польских СМИ министр иностранных дел Радослав Томаш Сикорский. А потому значительно продуктивнее было бы вести диалог о налаживании российско-польских отношениях с Вашингтоном. И предсказуемее.