будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Мир

Лицензия на лицензию

Отключив ТВ-6 от эфира, Министерство печати Михаила Лесина получило полный контроль над ситуацией. Сейчас эфир принадлежит Лесину: он может пустить ТВ-6 обратно, а может - не пускать. Министр сам заявил "Полит.Ру", что никаких формальных критериев для "определения готовности коллектива (ТВ-6 - ред.)продолжить вещание" не существует. Далее, сам конкурс, официальные условия которого вот-вот будут опубликованы в Российской газете, - фикция и условность: критерии получения права на полноценное вещание, кроме технических, также не описаны, и комиссия решит, как захочет. Сам министр не особенно это скрывает, когда говорит, например, о том, что уверен в тех или иных симпатиях комиссии и своих собственных. Эту комфортную для Минпечати диспозицию осложняют изменения в законодательстве, подвергающие сомнению не только правомочность проведения конкурса, но и саму прерогативу ведомства Лесина выдавать лицензии на телевещание кому бы то ни было. Минувшим летом на монопольное право Минпечати лицензировать эфир было совершено серьезное покушение.

Как уже писал "Полит.Ру", новый закон о лицензировании, подписанный президентом в августе и вступающий в силу 11 февраля, не указывает телерадиовещание как объект лицензирования. Закон о СМИ регулирует отдельные технические аспекты (аннулирование лицензий, отказ в выдаче), но не процедуру выдачи лицензий. Более того, практика лицензирования теле- и радиовещания по новому закону "прекращается со дня вступления [его] в силу", то есть с 11 февраля. Закон специально перечисляет сферы, на которые он не распространяется, и которые регулируются принятыми ранее актами. Лицензий на эфир в этом списке нет. Из похожего там только "использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания". Это не вещатели, а трансляторы, точнее, унитарное предприятие "Российская Телевизионная и Радиовещательная Сеть" (РТРС), созданная в том же августе президентским указом и объединяющая передатчики (РТПЦ). Именно этой технической структуре, по логике, теперь должен перейти контроль над теле- и радиоэфиром (см. ниже). РТРС возглавляет бывший горкомовец Геннадий Скляр, выдвинутый, есть основания полагать, чекистским кремлевским лобби.

Во вторник Евгений Киселев, участник событий, предположил, что из-за изменений в законодательстве конкурс может не состояться вовсе. Но в среду пресс-служба ТВ-6 заявила "Полит.Ру", что "конкурсы на вещание проводятся на основании Постановления правительства [о проведении конкурсов], которое никем не отменено", и "никакого противоречия между предположительной отменой лицензирования вещания и проведением конкурса нет". Из этого можно сделать вывод, что сегодня желания ООО ТВ-6 и Минпечати провести конкурс на лицензию совпадают, однако так же видно, что смутная коллизия оставляет простор для развития конфликта - как до, так и после 27 марта, и победу в итоге одержит сила, имеющая наиболее прочные связи в Кремле. Технология известна: конфликт будет направлен в нужное юридическое русло.

"Полит.Ру" попросил Андрея Рихтера, директора Института проблем информационного права, разъяснить ситуацию вокруг объявленного Минпечати конкурса на вещание:

Постановление правительства - это единственный правовой акт, который регулирует проведение конкурса?

Это единственный акт, регулирующий проведение конкурса в городах с населением свыше 200 тысяч человек. В соответствии с этим Постановлением создана Федеральная конкурсная комиссия из 9 человек, возглавляемая - по должности - министром по делам печати, телерадиовещания и средствам массовой коммуникации.

Главная проблема - в том, что члены комиссии выбирают победителя, опираясь, прежде всего, на свое собственное мнение. Четкого списка критериев, которым должна руководствоваться комиссия, нет, фактически комиссия голосует произвольно. Эта правовая проблема всем известна: ненормально, конечно, решать такие серьезные вопросы, основываясь на чувстве обоняния, осязания, зрения и слуха. Концепция вещания, технические возможности конкурсанта оцениваются исключительно на основе документов, предоставляемых заявителем. Многие из этих документов пишутся в произвольной форме, так что здесь полный простор для чего угодно.

Как связаны закон о СМИ с Постановлением правительства?

Закон о СМИ никак не связан с этим Постановлением. Дело в том, что в законе о СМИ есть 4-5 статей, которые имеют отношение только к телерадиовещанию. Из них половина не имеют никакой юридической силы, потому что в них говорится о Федеральной комиссии по телерадиовещанию, которая так и не была создана. Органа с таким названием в нашей стране нет и не было, и никто не планирует его создавать.

Остальные статьи относятся к техническим вопросам вещания: недопустимость создания помех, хранение материалов телепередач и т.п. Здесь нет никаких серьезных юридических проблем. Поэтому закон о СМИ будет регламентировать деятельность телерадиовещателей только в смысле содержания программ: недопустимость тех или иных программ, того или иного содержания, призывы к насильственному свержению строя и пр. Но он ни в коем случае не описывает процедуру выдачи лицензий, их продолжительность, кто должен выносить предупреждения за нарушения лицензий. В принципе, теперь непонятно, можно вещать без лицензии или нет. Похоже на то, что можно вещать без лицензии.

Что это значит?

Дело в том, что для вещания требуются, по сути дела, две лицензии. Первая v на теле- либо радиовещание, являющаяся разрешением компании, например, МНВК, на выход в эфир со своими программами. Вторая v лицензия на услуги в области связи по распространению телерадиосигнала на той или иной частоте. Ее выдает Минсвязи, но эта лицензия вторична: Минсвязи не может выдать свою лицензию компании, не имеющей лицензии на вещание от Минпечати.

Вещание осуществляется при помощи РТПЦ v технических передающих центров. По идее, они могут позволить вещать на определенной частоте только тому, у кого есть лицензия на вещание. Но теперь, если лицензия на вещание, как необходимость, исчезает, то они могут дать частоту, кому хотят, кто заключит с ними договор. Если с ними заключит договор МНВК, то в принципе после 11 февраля это должно быть возможно. И никакая лицензия на вещание, которую выдавало бы МПТР (Минпечати), никакие санкции МПТР в данном случае не будут иметь никакой силы.

Таким образом, сегодня МПТР разрешает либо не разрешает заключать договор с осуществляющими вещание техническими службами. После 11 февраля такого разрешения требоваться не будет. И вот, объявляется конкурс. МПТР ведет себя так, как будто ничего не меняется, 11 февраля не наступит, и в марте будет такая же юридическая ситуация, как в январе.

Нужно ли участвовать в конкурсе, если лицензия не нужна?

Если вы хотите играть по правилам МПТР - тогда, конечно, вы подаете заявку на конкурс. Если вы говорите, что сам конкурс не имеет никакой юридической силы, потому что он нигде не предусмотрен в законодательстве, более того, законодательство фактически запрещает выдавать лицензию на вещание, - тогда вы в этом конкурсе не участвуете. Договариваетесь с передающим центром и выходите в эфир. Потом смотрите, что происходит, и в лучшем случае начинаете судиться с МПТР. Либо по иску МПТР, либо сами подаете против них иск, если они не передают ваш сигнал.

Такая ситуация, когда можно будет вещать без лицензии, уникальна. Именно поэтому я с большой осторожностью, как бы в сослагательном наклонении, комментирую этот сюжет. Нет ни одной страны в мире, где можно было бы вещать без лицензии. Россия станет первой такой страной 11 февраля, - очень сомнительно, чтобы у нас вдруг возникли такие свободы. Вы договорились о цене, о сумме, заключаете договор и выходите в эфир. Может возникнуть хаос, потому что желающих вещать очень много, а частот несколько. И за тем, чтобы не было хаоса, тогда должны будут следить исключительно связники.

Как может развиваться эта интрига?

Это очень сложно предсказать. Потому что последние полгода на все вопросы "Как будет?" министерство говорит: "Будет, как было" - по закону о лицензировании, по Постановлению правительства о создании Федеральной комиссии. А почему именно "будет, как было", хотя не должно так быть, Министерство ничего убедительного сказать не может.

(Е.Н., М.Ф.)

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).