Одна из главных тем центральных газет - бурный всплеск активности Торгово-промышленной палаты, которую недавно возглавил бывший премьер и политическая звезда 1998-99 гг. Евгений Примаков. "Ведомости" анализируют опубликованную ТПП концепцию присоединения России к ВТО. В концепции резко критикуется правительственный подход к проблеме и расписываются его губительные последствия. Реальным автором документа является давний соратник Примакова Иван Иванов (некогда, при Примакове, - замдиректора ИМЭМО, затем - замминистра иностранных дел, ныне работающий в Институте Европы РАН). В концепции перечислены отрасли, которые пострадают в результате присоединения: автопром, авиастроение, страхование, сектор финансовых услуг, пищепром, химпром, розничная торговля, а также малый и средний бизнес (большой не упомянут, видимо, в связи с тем, что подразумевается, что именно он владеет перечисленными выше отраслями). Документ призывает правительство не называть сроки присоединения к ВТО, а также создать бюджетные механизмы адаптации отраслей, регионов и малого бизнеса к вступлению и неизбежному урону открытой конкуренции. Более того, предлагается включить в состав переговорной делегации заинтересованных представителей бизнеса (что уже просто противоречит всем правилам ВТО). В правительстве к концепции отнеслись с вежливым недоумением.
Второй приступ Примаков сделал на поляне Мингосимущества. Здесь планируется что-то и вовсе несусветное. По результатам переговоров с министром госимущества Газизуллиным (чья публичная деятельность - большая редкость) Примаков объявил, что именно Торгово-промышленная палата будет разыскивать и рекомендовать министерству фирмы, которые будут оценивать имущество, выставляемое для приватизации. Несомненно, подключать общественность к оценке приватизируемого имущества - это вполне благородно и цивилизованно, а вот передавать монополию на нее структуре с не слишком внятным статусом - вполне мафиозно-корпоративно.
Наконец, третий приступ Примакова - круглый стол по реформе железных дорог, на котором новый министр Фадеев выступил с сенсационными заявлениями о необходимости приостановить реформу МПС. С цифрами в руках он рассказал о критическом состоянии дорог, о задолженностях, незавершенном строительстве, износе фондов, необходимых инвестициях, без которых все вот-вот развалится - т.е. воспользовался обычным набором риторических приемов "сгущения красок", характерным для эпохи его прошлого министерства. (Любопытно, что в эпоху Аксененко, буквально три недели назад, все, напротив, дружно говорили именно о цветущем состоянии МПС и железной дороги, рассуждая лишь о том, что благополучие это достигнуто за счет высоких тарифов.) Из всего этого делался вывод, что акционирование в данный момент совершенно невозможно, а когда и при каких условиях оно станет возможно, даже и не упоминалось.
По нашим сведениям, следующей целью Примакова станет лицензирование. ТПП хотела бы в качестве опять-таки квазиобщественной организации играть в этом прибыльном и государственно-ответственном деле важную роль. Иными словами, бросив поприще публичной политики, Примаков, по-видимому, с согласия Кремля намерен сыграть важную партию в оформлении лоббистско-корпоративного баланса сил на поприще общественно-экономическом. ТПП, очевидно, призвана стать реальным противовесом РСПП. При этом корни и связи Примакова, как известно, - это спецслужбы и ВПК, между тем "олигархический" круг и его политические представители ("группа Волошина") - его давние враги, а потому и "руку", направляющую общественно-корпоративную активность бывшего премьера, вычислить несложно.