будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
общество
Май 21, 2025
Мир
Муравьев Алексей

Метафизика лентяйства

Метафизика лентяйства
bliss
Фото: kimboxinspires.com

Согласно исследованию The Opportunity Nation Coalition, почти 15% или 6 млн молодых американцев нигде не учатся и не работают. Наибольшее число безработной молодежи приходится на крупные города. Например, в Чикаго, Хьюстоне, Далласе, Майами, Филадельфии, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Атланте количество безработных молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет в среднем составляет 100 тысяч человек.

Биология лентяйства

Когда людям вдруг показывают обобщенные результаты каких-то анализов их же собственного поведения или здоровья, они обычно удивляются. Откуда такие данные? Невдомек им, что статистика и аналитика построены на наблюдении и обобщении, что среднему простому обывателю не очень свойственно. Это справедливо и в отношении недавних откровений социологов, которые обнаружили, что молодое поколение американцев состоит не только из трудоголиков и карьеристов, но 15 процентов отъявленных бездельников, которые ничего толком не знают, не умеют и не хотят.

Любой антрополог на это ответит, что выбраковка имеет место в любой популяции, просто в нормальных диких условиях лентяй умирает с голоду, а в условиях постиндустриального социального государства такие личности оказываются в группе выживания. Дело в избытке ресурсов: за счет родителей, друзей или системы помощи безработным эти обреченные на социальную отбраковку люди выживают и продолжают вести свое бессмысленное существование.

Почему бессмысленное? Дело в том, что с точки зрения устройства социума в его структуре есть ресурсодатели и ресурсопотребители. Обычно эти роли в некоторой пропорции совмещаются, если смещение происходит в сторону производства – член социума стремится вниз социальной лестницы, если в сторону потребления – вверх. Движение снизу вверх – и есть социальный лифт. Там, где есть ресурс и потребление переходит некий предел, возникает свободное время, высвобождается возможность для творчества. В социальном муравейнике наверху – каста абсолютных потребителей, достигших этого положения путем неких трудов, а внизу – каста абсолютных производителей.

И только одна категория находится внизу, но является абсолютными потребителями чужих ресурсов – это вот эти лентяи. Они соответствуют паразитическим организмам в биосфере. Дело еще в том, что психологически лентяй представляет собой особый тип адаптации. У него не работает мотивационный механизм, а вместе с отсутствием мотивации он теряет и способность радоваться. Психология человеческой деятельности построена на получении удовольствия, т. е. захвате дофамина, а дофамин вырабатывается в ответ на стимулы, самые сильные из которых – познание и творчество. Поэтому лентяй – это не просто паразит, но еще и грустный депрессивный паразит.

Теология лентяйства

Но если животный мир смирился с паразитами и приспособился к ним, то человечество сложно относится к лентяям. Все дело в глубоко запрятанной архетипической идее необходимости труда. В глубине души любой человек убежден, что работать надо не для того, чтобы выживать. Работа, труд обусловлены архаической связью с жизнью и предназначением человека. Человек архаики – земледелец, и его отношение к земле не рабское, он относится к ней как к кормилице, то ли матери, то ли жене. Интимное, словом, отношение. И работа, деятельность связывает его не только с этой землей, но и с его мифологическим прошлым, с осознаваемым и потерянным блаженством, внутриутробным бытием беструдного века.

Авраамические религии видят это время в первотворном рае, например, в старинных русских духовных стихах острое переживание труда как проклятия и долга связывает человека с праотцом Адамом:

Плакася Адам перед раем седя: 
Раю мой, раю, прекрасный мой раю!
Мене бо ради раю сотворен бысть,
а Евы ради раю заключен бысть.


Уж аз не вижю райския пищи, 
уж аз не слышу архангельска гласа…

Велел нам Господь Бог
На земли трудиться,
Господу молиться,
Друг друга любити
И зла не творити.
От праведных от трудов
Сытым пребывати,
От потного лица
Милостыню дати.

Вот такая теология труда. Он и проклятый, но и благой, поскольку сужден человеку за дело. И в самой простой безрелигиозной парадигме тоже есть осознание необходимости труда – чтобы человек был человеком. Это та же отсылка к архаическому двуликому труду, но только через разные дополнительные конструкты – гуманистический и педагогический.

Но есть и альтернативная теология труда – теология освобождения, в которой главными идеями выступают идея «счастья» и идея «свободы». Эта теология (или философия) вполне широко распространена. В ее основе – несколько деконструированная идея восстания, борьбы, только золотой век, блаженство из мифологического прошлого перенесен в настоящее или будущее. Человек, оказывается, создан «для шастья», как писали это слово, неведомое древнерусскому языку, в начале 19 в.  Собственно, борьба и ведется за жизнь в этом блаженстве, а свобода видится как освобождение от общества, уход от социума и обязанности труда. На этом построено много разных мировоззрений, в том числе хиппи, разные прогрессистские, оптимистические и некоторые коммунистические. Гностический «бог» этой теологии – неправильный порядок мира, который не принимает чающий свободы.

Неосознанно лентяи и бездельники тоже привязаны к такого типа теологии. Но если они начинают рефлексировать, то обычно и выходит, что им все должны, кругом несправедливость, карабкаться по лестнице у них нет мотивации, да и зачем все это… Самое неприятное, когда такая теология овладевает массами. Похоже, что именно это произошло в нашем обществе. Да так, что идейных бездельников у нас не 15%, а все 85. А вот как раз 15 приходятся на трудоголиков, энтузиастов и работяг. Есть очень простой тест – ответ на вопрос, согласились бы вы получать зарплату и не работать. Те, кто отвечает «да», попадает в группу большинства, связанную с теологией освобождения от труда.

Психология лентяйства

На национальном уровне формируется психология «большого лентяйства». В нее вписывается довольно много вещей: и откаты, и разные типы коррупции, и халтура, и туфта, и халява и гедонизм, доходящий до полной безнравственности, да и много того, что мы считаем нашими национальными чертами. А это просто заматеревшее лентяйство и бездельничество, которое наслоилось плотным слоем на разные вполне нейтральные особенности национальной психологии – раздумчивость, медлительность, сентиментальность.

Но вернемся к американским бездельникам. Окончив хай-скул или даже колледж, молодые люди оказываются перед необходимостью менять психологию на взрослую и самим искать адаптации к жестким конкурентным условиям социума. К этому столкновению их по идее и должны были готовить в школе или университете. Но изоляция индивидуума в современном обществе такова, что адаптационные навыки не прививаются. И молодые люди боятся самостоятельности, боятся собственных решений, предпочитают прокрастинацию (это когда важные решения откладываются со дня на день). Это плохо. Вопрос только в том, сколько таких лентяев и прокрастинаторов. Если 15% - то надо создавать службы адаптации. А если почитай все такие – такое общество обречено. Разве что те 15% трудоголиков и работяг каким-то образом встанут над лентяями и научат их получать радость не от борьбы, а от творчества.

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).