будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Мир
Маркедонов Сергей

Между историей и реальностью

Между историей и реальностью
markedonov_sm

3 июня 2006 года на заседании Совета национальной безопасности Грузии президент Михаил Саакашвили заявил, что 13 июня в Санкт-Петербурге состоится его встреча с президентом России Владимиром Путиным. "Мы еще раз протягиваем руку России, но необходимо понимать, что времени мало, а вопросы острые, - заявил Михаил Саакашвили. - У нас принципиальный подход к этим вопросам". Саакашвили высказался за необходимость «конкретного и принципиального разговора» с «конкретными» же результатами. И Москве, и Тбилиси очевидна актуальность жесткого и откровенного разговора, а не набора политкорректных любезностей.

Российско-грузинская "война" комментариев, политических деклараций и заявлений образца 2006 года  по степени ожесточенности превзошла информационные баталии времен грузино-осетинского (1990-1992 гг.) и грузино-абхазского (1992-1993 гг.) межэтнических конфликтов. Ведь даже в начале 1990-х гг. в дипломатической лексике наших стран в отношении друг друга отсутствовали такие выражения, как "фашизм", "аннексия", "геноцид". В результате отношения Грузии и России переросли в острейшую проблему на Южном Кавказе, а некогда «братская» республика стала для Москвы самым неудобным и несговорчивым партнером среди участников СНГ.

Российско-грузинские отношения носят парадоксальный характер. С одной стороны, и в российском, и в грузинском обществах существует явное желание восстановить те традиции, которые создавались многими поколениями, а с другой стороны - официальные отношения переживают серьезный кризис.

На одной чаше весов оказываются традиционные связи (прежде всего социокультурные) между Грузией и Россией. В течение двухсот лет Грузия входила в состав Российского государства (в имперском и советском облачении). Ее политический класс был инкорпорирован в российскую элиту (от семьи Багратиони до Шеварднадзе), а грузинская культура (в самом широком смысле) была легко и с симпатией принята и усвоена российским населением. На другой чаше весов - груз взаимных претензий и противоречий перестроечного и постсоветского периода, неразрешенные конфликты в Южной Осетии и в Абхазии.

Сегодня, похоже, весь набор обвинений и претензий уже исчерпан. В этой связи возникает непраздный вопрос: "Неужели весь позитив в российско-грузинских отношениях будет ограничен одними лишь историческими воспоминаниями?" И если принять тезис, что добрососедские отношения между нашими странами отвечают национальным  интересам и России, и Грузии, то откуда возьмутся ресурсы и источники для восстановления доверия в нынешней тупиковой ситуации?

У России и Грузии на сегодняшний день разные взгляды на причины и характер межэтнических конфликтов на территории наших государств, Тбилиси и Москва по-разному оценивают процесс "вестернизации" Южного Кавказа и всего постсоветского пространства. Если для Грузии европейская и североатлантическая интеграция - это критерий цивилизованности и мерило демократичности, то для России, скорее, - покушение на ее особые интересы в регионе.

Россия и Грузия по-разному оценивают военно-политическое присутствие самого сильного государства СНГ в Кавказском регионе. Если для Москвы это в первую, вторую, и сотую очереди - проблема обеспечения безопасности Северного Кавказа и всего российского Юга, то для Тбилиси- имперские происки и угроза "аннексии".

Перечислять взаимные противоречия и претензии можно до бесконечности. Куда сложнее "инвентаризировать" общие точки соприкосновения российских и грузинских интересов. Между тем такие точки есть, и периодически о них заявляют и в Москве, и в Тбилиси. Другой вопрос, что эти точки не объединены в некую систему. Экспертные сообщества обеих стран практически не брали на себя труд составить новое меню российско-грузинских отношений. Однако это меню должно быть составлено как можно быстрее.

Опыт такой работы на евразийском пространстве уже был. В начале 1990-х гг. российско-азербайджанские отношения были не на нулевой, а скорее на отрицательной отметке. Проблема Карабаха и его утраты Азербайджаном в 1994 г. определяла (и отравляла) российско-азербайджанские двусторонние отношения. Взять хотя бы тогдашнее отношение официального Баку к чеченской кампании России. Исключение же Карабаха как главного "блюда" из российско-азербайджанского меню и сосредоточение на других проблемах, казавшихся ранее второстепенными (трансграничное сотрудничество, проблема разделенных народов, сотрудничество по Каспию, развитие экономических отношений, борьба с исламским радикализмом), существенно сблизили позиции двух стран. Результат – два официальных визита российского президента в Азербайджан, позитивное решение Баку по Габалинской РЛС, активное сотрудничество наших бизнес-элит, признание роли Москвы как медиатора армяно-азербайджанского спора. Кстати, заявление о размещении миротворцев (не исключено, что российских) в зоне нагорно-карабахского конфликта было  впервые озвучено не в Ереване, а в Баку.   

Сегодня для конструктивного развития российско-грузинских отношений нужна их "азербайджанизация". Во-первых, надо исключить осетинский и абхазский вопрос из числа "основных блюд" в нашем политическом меню. Увы, на сегодняшний день стремления к этому в Тбилиси не проявляют. Президент Саакшвили заявил, что его будущий диалог с Владимиром Путиным должен основываться на принципе восстановления территориальной целостности Грузии. Комментируя предстоящую встречу в Санкт-Петербурге, спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила, что "позиция Грузии основывается на том, что нужно нормализовать и уладить отношения с Россией, но существует "красная линия", которая называется территориальная целостность и национальные интересы, ради которых мы не пойдем ни на какие компромиссы".  Однако абсолютизация абхазской и осетинской проблем сразу же ставит Тбилиси и Москву в разные углы политического ринга.

На наш взгляд, эти вопросы должны перейти из разряда пропагандистских в разряд рутинных экспертно-дипломатических проблем. Во-вторых, следует сделать акцент на разрешение проблем, являющихся общими для национальной безопасности двух стран. Речь идет о совместной охране чеченского, ингушского, дагестанского участков государственной границы. Между прочим, американская администрация на сегодняшний момент не оказывает Грузии должной помощи в налаживании эффективной погранслужбы. Россия могла бы это сделать, получив, кстати, и поддержку международного сообщества, одновременно сняв с себя обвинения в антигрузинской политике.

Безопасность нашего "грузинского направления" является одним из ключевых моментов безопасности российского Северного Кавказа. Тем паче, что сегодня в Тбилиси политики и эксперты с ужасом вспоминают времена "свободной Ичкерии", а в личных встречах многие официальные лица называют "самоопределение Северного Кавказа" кошмаром для Грузии.

Следующим важным шагом в налаживании наших отношений должно стать возвращение к обсуждению идеи о создании совместных антитеррористических центров на месте выведенных российских баз и дальнейшая ее реализация. Эту идею озвучивали в свое время и Нино Бурджанадзе, и Гела Бежуашвили, и многие высокопоставленные чиновники в Тбилиси. Таким образом, Россия смогла бы сохранить в той или иной форме свое военно-политическое присутствие в регионе, а также помочь Грузии создать эффективные силы антитеррора.

Наконец, в отношениях между нашими странами никуда не уйти от экономики. Именно об этом, не соглашаясь с идеей Михаила Саакашвили о выходе из СНГ, говорили Каха Бендукидзе (министр экономики) и Саломе Зурабишвили (экс-министр иностранных дел, находящаяся сегодня в оппозиции команде президента Грузии). Приватизация объектов грузинской экономики российскими предпринимателями могла бы стать залогом успешной и неконфронтационной "россиизации" Грузии. США и Европа считают Южный Кавказ зоной повышенного риска, в то время как российский бизнес при поддержке нашего и грузинского государства мог бы помочь и экономическому выздоровлению Грузии, и ее экономической диверсификации.

Все обозначенные выше проекты было бы целесообразно реализовывать на фоне возобновления переговоров по подготовке рамочного договора между РФ и Грузией, переведя его обсуждение из пиар-проекта в содержательное русло.

Успешно решив поставленные задачи, втянувшись в процесс взаимного сотрудничества, можно было бы на новом витке исторической спирали взяться и за решение таких сложных проблем, как осетинская и абхазская. Взяться с учетом того, что Грузия - это не страна этнических грузин, а полиэтничное сообщество, которое сильно своей этнической пестротой. Что силовых решений эти проблемы не имеют, а война только нарушит те ростки, которые даст наше совместное экономическое и трансграничное сотрудничество. Таким образом, втянувшись в реальное дело, отказавшись от пропагандистской борьбы и информационных войн, наши государства смогут разрешить грузинский парадокс - ту брешь, которая образовалась между нашей совместной историей и сегодняшней политической реальностью.

См. также:

Маркедонов. Атака на Дагомыс

Маркедонов. Грузинский вызов без российского ответа

Долгин. Точка сборки или время разборки

Маркедонов. Россия уходит из СНГ-2

Рузов. Хванчкарательный отряд из департамента общественного здоровья

Маркедонов Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).