будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Мир
Сакоян Анна

Между Кимами

Между Кимами
kim
Фото: Jens-Olaf. Flickr.com

Новость о смерти Ким Чен Ира породила массу пересудов в прессе и даже уже некоторые аналитические замечания, хотя более обстоятельное обсуждение, видимо, появится позже. Пока разговоры идут по трем основным направлениям: каков из себя был Ким Чен Ир, каковы были обстоятельства его смерти и – главное - что теперь будет.

Про самого Ким Чен Ира большой материал опубликовала NY Times. Там покойный северокорейский лидер представлен как зловещая и одновременно комическая фигура – классический диктатор, действия которого направлены на укрепление власти в ущерб голодающим гражданам. Его внешнеполитическая деятельность в основном описывается через отношения с Вашингтоном. В частности, упоминается о переговорах, которые начались во время президентства Билла Клинтона, и о том, что после того как к власти пришел Джордж Буш-младший, политика взаимодействия между КНДР и Южной Кореей сменилась на более изоляционистскую. По поводу северокорейской ядерной программы говорится, что на ее развитие, вероятнее всего, повлияло вторжение США в Ирак: Ким Чен Ир извлек урок из судьбы Саддама Хусейна и решил, что отказываться от ядерного оружия ни в коем случае нельзя. Начиная с 2006 г. (после демонстративно проведенных ядерных испытаний) Вашингтон пытался договориться о каких-нибудь компромиссах, но переговоры шли вяло.

По поводу перспектив перехода власти к Ким Чен Ыну, наиболее вероятному, хотя весьма молодому и неопытному преемнику Ким Чен Ира, автор статьи замечает, что в 1994 г., когда скончался Ким Ир Сен, международное сообщество тоже ожидало военного переворота и радикальных изменений, однако ничего подобного не произошло.

Южнокорейская The Korean Times о самом Ким Чен Ире пишет сухо и лаконично – там, вблизи, куда больше интересуются последствиями в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Посвященная этой теме редакторская колонка подчеркивает, что южнокорейскому руководству сейчас важно действовать очень взвешенно и осторожно, дабы не повторять ошибку 1994 г., когда резкие официальные высказывания в адрес умершего Ким Ир Сена привели к обострению отношений с Севером.

Так как у преемника, в отличие от Ким Чен Ира, нет 20-летнего опыта подготовки к управлению (его официально назначили преемником только в 2010 г.), как нет и сложившегося аппарата, который бы его поддерживал, править за него, по крайней мере по началу, будет некий коллектив [1]. Больше всего, пишет редакция, сейчас и в будущем нужно опасаться неожиданных действий со стороны Северной Кореи, которые могут стать следствием внутренней борьбы за власть и которые трудно предугадать из-за общей засекреченности.

«Сеул, - заключают авторы, - примет Пхеньян по-братски только тогда, когда Север откажется от ядерного оружия и встанет на путь реформ и открытости. Сеулу нужно сотрудничать с Вашингтоном, Пекином, Токио и Москвой, чтобы обеспечить коммунистической стране мягкую посадку».

Кроме того, в Korean Times затрагивается тема возможного убийства Ким Чен Ира. Приводится мнение политолога, который полагает, что у элиты в последнее время появились основания для расправы над лидером – в частности, политолог ссылается на то, что после продвижения Ким Чен Ына по военной линии многие влиятельные люди были отправлены в отставку, а также упоминает недавнюю историю (сомнительной достоверности, но тем не менее) о казни крупного корейского чиновника. Приводится и другое мнение, согласно которому в сообщениях, поступающих сейчас с Севера, пока нет свидетельств тому, что такая версия справедлива.

В другом материале Korean Times вновь появляется ссылка на вероятное убийство как на фактор, определяющий дальнейшее развитие событий. Если Ким Чен Ир умер своей смертью, как передают в новостях, то переход власти осуществится довольно гладко. Если его на самом деле убили сторонники жесткого курса, то в стране, как полагает автор, может начаться хаос в духе «арабской весны».

Более мягко это сформулировали эксперты из аналитического центра Stratfor. В ближайшее время, говорится в статье, северокорейская элита будет определяться с расстановкой сил и заниматься, прежде всего, внутренними делами. Дальше всё будет зависеть от того, насколько военная элита заинтересована в сохранении династии Кимов. Если заинтересована, то изменений в обозримом будущем ожидать не стоит. О том, что никакой серьезной угрозы со стороны Северной Кореи сейчас нет, свидетельствует также отсутствие военного оживления на границе с Югом. Таким образом, ожидается внешняя стабильность при внутренней напряженности.

Наконец, говорят стратфорские аналитики, смерть Ким Чен Ира не обязательно повлечет за собой прекращение переговоров о сворачивании ядерной программы. Сейчас из-за противостояния с Западом страна всё сильнее впадает в зависимость от Китая, а продолжение переговоров и, возможно, даже какие-то компромиссы позволят ослабить эту зависимость.

В другом, позднее опубликованном материале «Стратфора» тоже говорится о том, что в настоящий момент ситуация в Северной Корее стабильна, и об этом свидетельствует тот факт, что известие о смерти Ким Чен Ира, умершего 17 декабря, поступило с задержкой в 48 часов, то есть никаких утечек информации, указывающих на радикальный разлад в кругах элиты, не было. С другой стороны, самому Ким Чен Иру потребовалось около трех лет, чтобы элита признала его авторитет. Поэтому, довольно абстрактно заключают эксперты, следует ожидать, что и в нынешней ситуации возможны разнообразные пертурбации.

Что касается «арабской весны», то ее в связи с новостями из Северной Кореи вспомнил также и автор статьи в Washington Post. Правда, там это ассоциация от обратного. Он говорит, что при отсутствии в Северной Корее (в отличие от арабского мира) Интернета и вообще связей внешним миром развитие событий в таком направлении технически невозможно [2].

Некое первичное резюме по поводу новостей появилось на неоконсервативном американском ресурсе American Enterprise Institute. Аналитик Дэн Блументал (Dan Blumenthal) высказался кратко и веско, уложив свою мысль в три пункта. Первое: Ким Чен Ир был страшным диктатором, и «мы все» в течение почти 20 лет ему потакали, опасаясь, прежде всего коллапса Северной Кореи, а также ядерной угрозы. Второе: за время правления Ким Чен Ира руководство Северной Кореи опытным путем установило, что, помахивая ядерной дубинкой, оно может легко вымогать субсидии. Третье: нет смысла пытаться вникнуть в то, что представляет собой преемник. Он представитель всё той же династии и, значит, того же курса. Диалог в такой ситуации невозможен. Таким образом, единственная верная политика со стороны США – это в максимальной степени способствовать смене режима и проведению радикальных реформ в стране.

В то же время один блогер на том же ресурсе попытался прикинуть, ссылаясь на экспертные данные, во что могло бы обойтись объединение Севера и Юга. В качестве примера он взял объединение Западной и Восточной Германии, где на воссоединение за два десятилетия ушло 2 миллиарда долларов. С учетом того, что Северная Корея в 4 раза больше, чем Восточная Германия, а уровень бедности там гораздо выше, у него получилось, что для создания некоторого (но далеко не полного) баланса доходов потребовалось бы от 3 до 5 млрд. долларов за примерно тот же срок.

Майкл Ослин (Michael Auslin), эксперт из того же American Enterprise Institute, пытаясь прогнозировать поведение Северной Кореи, говорит, что западным и азиатским правительствам нужно готовиться к показательным военным маневрам наподобие тех, что были раньше, потому что руководство страны обязательно захочет показать всему миру, что смерть Ким Чен Ира – не повод к смене режима (заметим, что Северная Корея уже провела в понедельник ракетные испытания). Соответственно, администрация Обамы и союзники США в лице Южной Кореи должны дать понять, что подобные действия не останутся без ответа. Как именно они это могут сделать, автор, впрочем, не уточняет.

Примечания

[1] Мнение о том, что северокорейский наследник окажется марионеткой в руках регентов, еще в 2010 г. высказывал в своем блоге кореевед Андрей Ланьков.

[2] О специфике отражения арабских событий на северокорейской политике весной этого года писал всё тот же Андрей Ланьков.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).