Политики и политологи разных стран Балканского полуострова задаютсяв последние недели вопросом о том, можно и нужно ли сравнивать их ситуацию скавказской. У каждого свой ответ - в зависимости от гражданства, политическойориентации и профессиональных принципов.
Сербскую общественность, прежде всего, интересует, каксобытия на Кавказе могут повлиять и повлияют ли вообще на позицию Сербии и на перспективыее политики в отношении Косово. В интервью белградской «Политике», размещенном28 августа на сайте газеты, премьер министр Сербии Мирко Цветкович былдипломатичен. Он сказал: «Согласно нашим ожиданиям, ситуация не окажет на наснегативного влияния». По его мнению, факт признания Россией независимостиАбхазии и Южной Осетии не должен повлиять на позицию России. С согласнополученной сербской стороной информации, Россия и в дальнейшем остается насвоих позициях.
С другой стороны, премьер-министр Сербии подчеркнул, что дляСербии одинаково важны и Европа, и Россия, и финансы, и Косово. Нынешняяправящая коалиция создана на основе программы быстрейшего присоединения к Европе,и это будет первым пунктом, ответил премьер-министр на вопрос корреспондента огазовом соглашении с Россией.
Белградская газета «Данас» публикует статью Петра Романова«Запад не оставил России выбора», автор которой считает, что «когда тебя нехотят слушать, когда не хотят знать правду, а гнут свою линию для достиженияопределенной цели и блюдут только свои интересы, остается только один способ –«принуждение к пониманию». В этом ничего хорошего нет, продолжает автор, какнет ничего хорошего и в самой войне, но иногда тебе не оставляют инойвозможности. Признание Абхазии и Южной Осетии – это нормальный, просто забытыйдемократический процесс. По мнению автора, воля народа выше любой конституции.
Президент Косово Фатмир Сейдиу считает, что Косово нельзясравнивать ни с какой иной ситуацией в мире, включая и события в Грузии. Косовскиеполитические аналитики также считают невозможным проводить параллели междуКосово и Грузией. Косово – это особый случай и останется им. Равно как иситуация с Южной Осетией и Абхазией. Вряд ли корректно утверждение, что Абхазияи Южная Осетия имеют больше прав на независимость чем Косово. И дело не в отрицанииправ того или иного народа или политического образования, а в том, что ихнельзя сравнивать, особенности учитывая как различия в историческом развитииразных народов и территорий, так и различные трактовки этого развития (в томчисле и государственно-правового).
11 августа правительство Хорватии отказалось обнародовать свою позицию о действияхРоссии в Грузии, несмотря на то, что представитель Хорватии в СБ ООН участвуетв заседаниях СБ. В то же время правительство выделило 150 тыс.евро в качестве помощи населению Грузии, а Красный крест обратился к гражданам спризывом оказать помощь жертвам войны в Грузии. МИД Хорватии присоединился к исходнойпозиции ЕС, высказавшись против эскалации и за переговоры. В то же времясоветник представительства Хорватии при ООН заявил, что Хорватия полностьюподдерживает целостность и суверенитет Грузии, а нарушение ее границ считаетабсолютно неприемлемым.
14 августа президент Месич посчитал необходимымскорректировать позицию. По его мнению, Хорватии сейчас не надо быть слишкомрезкой. «Мы должны продемонстрировать выдержку, поскольку у нас дружескиеотношения и с одной, и с другой стороной. Что касается войны в Грузии, заявилон по Хорватскому радио, то Хорватия как непостоянный член Совета БезопасностиООН должна проявить сдержанность. Он подчеркнул, что не считал бы положительным,если бы Хорватия слишком рано «построилась» и испортила отношения с любой изсторон. До вынесения окончательной оценки надо установить все факты, связанныес конфликтом. Президент Месич считает, что позиция Хорватии в грузинскомкризисе должна быть принципиальной, но не должна ставить под угрозудолгосрочные интересы Хорватии в отношениях как с Россией, так и с другимистранами кавказского региона. «Мы должны быть принципиальны – это безусловно.Для меня сейчас самое принципиальное – остановить конфликт и начатьпереговоры», – заявил президент Хорватии.
Хорватские внешнеполитические эксперты критически оцениваютпозицию своего правительства, подчеркивая, что она не была достаточно четкой,не получила отклика в стране, не была увязана с позицией неприсоединившихсястран, в качестве представителя которых (а не только стран, близких к НАТО и ЕС),Хорватия стала непостоянным членом СБ ООН. В то же время, по их мнению, хотядля Хорватии главным приоритетом остаются ЕС и НАТО, НАТО – не антироссийский ине проамериканский союз, он вообще является не только военным, но и политическим.
Хорватская печать основное внимание уделяет не сравнениюКавказа и Балкан, а сообщениям о конкретных политических и военных шагах,предпринятых различными сторонами. «Саакашвили предупреждает об опасномпрецеденте признания Россией Абхазии и Южной Осетии», – сообщает загребский «Вйесник»,приводя на своем сайте информацию о реакции на шаг России различных государстви международных организаций.
«Москва готова к борьбе», – пишет загребский «Ютарни лист»,ставя события на Кавказе в общий контекст ухудшения отношений Росси с Западом.Газета цитирует высказывания президента Медведева, сопровождаемые экспертной оценкойвоенного аналитика из Словении. Тот считает, что новая холодная война была быдля всех сторон слишком дорога, и добавляет, что у России нет экономическоймощи для широкой конфронтации с Западом. Газета особо выделяет слова президентаМедведева, который в письме, опубликованном в британской газете «Файнэншл Таймс»,ссылается на пример Косово и говорит о том, что нельзя иметь для одних – одниправила, а для других – другие.