будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия Украина транспорт
Июль 4, 2025
Мир
Чижов Георгий

Между Украиной и Россией не без поездов

Между Украиной и Россией не без поездов
buffer-stop-172266_1280
Тупик. Источник: pixabay.com

Украина может прекратить пассажирские железнодорожные перевозки в Россию; возможно, это случится уже к концу 2018 года, пишет газета «Коммерсантъ». Между тем в Верховной Раде высказывались опасения, что это может навредить украинской экономике; кроме того, Юлия Тимошенко утверждает, что от краха украинскую экономику спасают только средства граждан, работающих за границей. 

Депутат Верховной Рады от Радикальной партии Игорь Мосийчук в эфире телеканала «112 Украина» заявил, будто украинская экономика окончательно рухнет в случае прекращения ж/д сообщения с Россией. Эти его слова напомнили о высказывании бывшего премьера Украины Юлии Тимошенко, которая намерена баллотироваться в президенты на предстоящих выборах. На своей странице в Facebook она написала, что экономическую ситуацию в стране спасают только переводы граждан, уехавших работать за границу, своим оставшимся на родине семьям.

 
Юлия Тимошенко
Вадим Чуприна/Wikimedia Commons
 
Георгий Чижов

О том, велика ли вероятность того, что Украина действительно прекратит железнодорожное сообщение с Россией, и о том, насколько существенный ущерб она могла бы понести в результате подобных шагов, с «Полит.ру» поговорил Георгий Чижов, вице-президент, руководитель украинского бюро фонда «Центр политических технологий». По его оценке, скорее всего, Киев все же не пойдет на эти меры; впрочем, даже принятие такого решения не приведет к полному прекращению сообщения, а лишь перераспределит транспортные потоки.

«Начнем с того, что дискуссия о прекращении железнодорожного сообщения с Россией началась не впервые: она уже несколько лет возникает во время неких обострений российско-украинских отношений. В данном случае обострением можно считать события в Азовском море, где российские пограничники – формально в соответствии с заключенным когда-то между Россией и Украиной соглашением – досматривают чуть ли не все подряд суда, идущие в украинские порты. И тем самым снижают привлекательность этих портов, потому что суда теряют время, скоро портящаяся продукция может терять качество и так далее. Сейчас активизация темы прекращения железнодорожного сообщения связана именно с этим.

Россия железнодорожное сообщение с Украиной прекратила гораздо раньше – где-то в конце 2014 или в 2015 году. Ни одного российского поезда сейчас из России в Украину не ходит, и транзитом поездов тоже нет. То есть не России говорить о том, что со стороны Украины это была бы какая-то ужасная и дикая мера. Кроме украинских поездов по этому направлению ходят поезда молдавские. Речи о том, чтобы запретить молдаванам пускать свои поезда, пока нет. Так что первое, что можно предположить – что если Украина отменит свои поезда, то просто станет больше поездов молдавских.

Далее. Даже полный запрет железнодорожного сообщения не заблокировал бы возможность украинцам ездить в Россию и наоборот. Расстояние между Москвой и Киевом не так уж велико – примерно 850 километров по трассе, и очень многие люди, как раз заробитчане, как их тут называют, ездят в основном автотранспортом. Железная дорога для них – не самый дешевый и не самый удобный способ. Они предпочитают автобусы; есть и микроавтобусы типа тех, что используются в городах как маршрутки – на 15-20 пассажиров. И всего этого катается между Москвой и Киевом очень много – достаточно оказаться на любом из автомобильных пограничных пунктов, чтобы убедиться в этом.

 
Таможенный пункт пропуска Гоптевка на российско-украинской границе 
Дар Ветер/Wikimedia Commons

Так что сказать, что нечто изменится принципиально в случае отмены железнодорожного сообщения, невозможно. Да, для кого-то возникнут определенные неудобства; кто-то, наоборот, получит дополнительные прибыли. Люди посостоятельнее продолжают летать самолетами, хотя прямого авиасообщения между Москвой и Киевом нет. Но через Минск люди летают, и соответствующие рейсы имеют хорошую заполняемость. То есть, в принципе, ситуация останется практически такой же, как сейчас, если даже решение по железнодорожному сообщению будет принято.

О критической зависимости экономики Украины от заработка украинцев за рубежом: сказать, что экономический рост полностью завязан на этом, безусловно, нельзя. Потому что экономический рост все же происходит за счет процессов в самой Украине. Но вот платежеспособный спрос, который этот рост стимулирует, как раз сам в значительной степени стимулируется этими заработками и деньгами из-за рубежа. И надо сказать, что Россия в структуре доходов, перечисляемых украинцами на родину из-за рубежа, занимает меньшую долю, чем страны Евросоюза вместе взятые. Но если брать страны по одной, то из России денег приходит больше всего.

Кстати, такие меры, как усложнение сообщения, теоретически могут способствовать переориентации тех же заробитчан на европейские страны. Хотя сейчас, в общем, есть уже достаточный поток во всех направлениях. Но в целом осложнить жизнь прекращение железнодорожного сообщения Украины с Россией это может только одной категории людей – тем, кто регулярно ездит между ними именно поездом. Этот способ добираться еще достаточно популярен, однако украинских поездов в последнее время стало гораздо меньше, чем было. Они идут с хорошей загрузкой, но это именно потому, что их достаточно мало. Дело в том, что билеты в купе откровенно дороги; плацкарт дешевле, но все равно дороже, чем микроавтобусы.

 
Информационное табло на вокзале в Киеве
Adam Jones/flickr.com

Так что, скорее всего, если железнодорожное сообщение Украина прекратит, то потоки просто перераспределятся. Во-первых, как я уже говорил, могут появиться в большем количестве молдавские поезда, ориентированные уже на украинских пассажиров. И увеличится число «маршруток». Так что все это легенды – и то, что таким методом можно заблокировать сообщение, и то, что можно не допустить к отъезду людей, желающих работать в России, и то, что от этого очень сильно пострадает экономика. Нет, конечно, если бы все украинские рабочие сейчас вернулись из России на родину, думаю, это было бы заметно и имело бы некие негативные последствия. Но катастрофическими они бы не были и не какое-то время ситуация выправилась бы. Но думаю, что не только этого не произойдет, но и отмены железнодорожного сообщения не будет.

 
Киевский вокзал в Москве
Киселев Сергей/АГН "Москва"

До конца я этого не исключаю, но все же думаю, что этого не случится. Правда, я не знаю, много ли украинская железная дорога зарабатывает на рейсах в Россию: вполне возможно, что это не очень рентабельно. Проблем у украинской железной дороги много, и если выгоды от таких поездов нет, она может от них отказаться. Насколько я знаю, километр пути на поезде, который идет из Украины в Россию, обходится пассажиру гораздо дороже, чем километр пути по Украине – по-моему, даже кратно. И подозреваю, что большую часть этих денег берет как раз российская железная дорога», – сказал Георгий Чижов.

Чижов Георгий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).