будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Мир
Воронцов Александр

Межкорейский саммит: взгляд из Москвы

Александр Воронцов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института Востоковедения РАН

Не претендуя на оригинальность, можно со всей уверенностью заявить, что Москва пристально и доброжелательно следила за подготовкой и ходом поистине исторической встречи между лидерами двух Корей и восприняла ее результаты с искренним удовлетворением, о чем уже заявил МИД России.

Каковы причины? Их много, так же как много важнейших межкорейских и международных проблем, которые первая в истории межкорейская встреча в верхах вывела на новые рубежи развития и разрешения.

На уровне риторики все заинтересованные государства энергично поддержали и идею саммита, и его результаты. Однако, к сожалению, исторические факты подтверждают, что периоды успешного и результативного межкорейского диалога прерывались и сменялись "заморозками" не только из-за недостатка политической воли и гибкости со стороны корейских участников процесса, сколько по вине внешних сил. Достаточно вспомнить, как драматично была сорвана серия межкорейских встреч на уровне премьер-министров в 1990-1992 годах нагнетанием страстей вокруг северокорейской ядерной программы, масштабы которой, как теперь признается многими специалистами в различных странах, были сознательно преувеличены. Так что есть основания полагать, что не во всех столицах мира "чрезмерный" выход из-под их контроля самостоятельного внутрикорейского фактора вызывает восторг.

Может возникнуть вопрос, какие основания имеются у России, чтобы воспринимать позитивно успехи самостоятельной инициативы двух корейских государств? Ответ, на мой взгляд, достаточно прост и логичен. Например, в отличие от Соединенных Штатов, удаленных на многие тысячи миль от Корейского полуострова, Россия имеет с Кореей общую границу, что превращает для Москвы не на словах, а на деле проблемы мира и стабильности на полуострове в условие обеспечения ее собственной безопасности.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что на уровне не декларативной, а реальной политики большинство "вовлеченных" в корейские дела держав не заинтересованы в объединении Корей и только Россия фактически остается единственным государством среди "четверки" (Китай, США, Япония и Россия), интересам которого не противоречит появление на карте мира единой Кореи.

Так, Токио опасается встретить в лице воссоединенного корейского государства и опасного экономического конкурента, и страну, вооруженные силы которой значительно превосходят японские силы самообороны. Для Пекина недопустимым является неизбежное при любом варианте объединения исчезновение КНДР, важного, хотя и сложного идеологического военно-политического союзника, а главное, жизненно важного "буфера", предохраняющего границы Китая от прямого, в том числе и военно-стратегического соприкосновения с США. Вашингтон обеспокоен возможностью роста внешнеполитической самостоятельности объединенной Кореи, руководство которой на каком-либо этапе сможет поставить вопрос о выводе американских войск с ее территории, поскольку для продолжения их пребывания исчезнет логическое обоснование. При этом необходимо также помнить, что у всех трех стран в разной степени имеются "сложные" страницы истории взаимоотношений с Кореей.

Таким образом, оказывается, что Россия является единственным государством на Дальнем Востоке, не имеющим территориальных пограничных споров с Кореей, никогда не совершавшим агрессивных действий против последней и, главное, никогда не воевавшим против корейцев. При этом в России также помнят, что Корея исторически является единственным дальневосточным государством, которое ни разу не совершало агрессии против соседей, что дает основание верить в традиционное миролюбие корейского народа и после объединения.

С точки зрения современных экономических реалий, экономики Кореи, Японии и Китая уже находятся в состоянии жесткой конкуренции, которая неизбежно возрастет в условиях усиления экономического потенциала Кореи после объединения, в то время как структура российской экономики гораздо более совместима с корейской и обладает крупными резервами для сотрудничества.

С точки зрения политических перспектив, на сегодняшний день после нормализации отношений с Пхеньяном и сохранения высоких темпов развития многообразных связей с Сеулом, Москва может с большим удовлетворением, чем, например, пять лет назад оценивать свои позиции на Корейском полуострове, с большим основанием рассчитывать на то, что к ее голосу прислушаются в обеих корейских столицах.

Установив дипотношения с Сеулом в конце 1990 года, СССР стал единственной из "четверки" державой, получившей уникальную возможность напрямую общаться с обеими Кореями и выступить посредником в их взаимоотношениях (США и Япония имели отношения только с Сеулом, Китай v только с Пхеньяном). Но Москва бездарно упустила эту стратегическую возможность. В то время как в начале 90-х Пекин, Токио и Вашингтон бросились энергично наверстывать упущенное (в 1992 году Китай установил дипотношения с Южной Кореей), Москва стала стремительно дистанцироваться от Пхеньяна. Так, в 1992 году тогдашний министр иностранных дел России Андрей Козырев заявил, что Россия готова продавать оружие кому угодно, но только не Северной Корее. Когда в 1994 году умер северокорейский лидер Ким Ир Сен, российский президент Борис Ельцин даже не направил в Пхеньян телеграммы соболезнования, а в 1995 году Москва и вовсе отказалась продлить Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и КНДР. В разразившемся в 1994 году "ядерном кризисе" российская позиция оказалась даже более жесткой, чем американская. После всего этого Пхеньян стал негативно относиться к какой-либо роли России в межкорейском урегулировании, упрекая Москву в проамериканском и просеульском подходе. И вот теперь Россия с трудом пытается вернуть себе былое влияние на полуострове и как можно активнее включиться в процесс межкорейского урегулирования.

Возникает следующий вопрос v как можно наиболее надежно обеспечить мир в Корее? Давно известно, что соглашения бывают наиболее прочными и действенными только в том случае, если стороны пришли к их заключению добровольно, сознательно и самостоятельно. То есть, по сути, на основе трех принципов, которые Пхеньян и Сеул провозгласили еще в 1972 году и подтвердили на только что прошедшем саммите. Торжество этих принципов мы наблюдаем сейчас, что вселяет оптимизм в сторонников долговечного корейского примирения и соглашения.

Тем более вызывает уважение действительно незаурядная политическая воля лидеров РК и КНДР, которые сумели довести процесс межкорейского диалога до первого в истории саммита в весьма сложных условиях, когда в Сеуле и Вашингтоне, особенно среди республиканцев, в последний год усилилась критика и "солнечной политики" южнокорейского президента Ким Дэ Чжуна как неэффективной, и "ортодоксальной", не способной к конструктивному обновлению политики КНДР во главе с Ким Чен Иром. Тем более символичными были по достоинству оцененные в Москве демонстративные жесты взаимного уважения, сделанные обоими корейскими лидерами в нарушение традиций и протокола в стремлении максимально обеспечить успех саммита: старший по возрасту Ким Дэ Чжун первым нанес визит в Пхеньян, а Ким Чен Ир в последний момент изменил намеченную программу и лично прибыл в аэропорт, чтобы встретить высокого гостя из Сеула.

Однако все это не означает, что Москва готова безоговорочно согласиться с любым вариантом объединения Кореи. Национальным интересам России в максимальной степени соответствовало бы возникновение в перспективе единой независимой, дружественной России Кореи, свободной от иностранного влияния и военного присутствия и уважающей законные интересы соседних государств.

Ожидающийся этим летом визит российского президента Владимира Путина в Пхеньян призван завершить формирование новой модели российской политики на Корейском полуострове. Ее суть в том, что отношения с каждой из двух Корей отныне приобретают для России самостоятельную ценность. С достаточной долей уверенности можно предположить, что центральное место в повестке дня саммита займет поиск оптимальных форм сотрудничества в новой ситуации, складывающейся на Корейском полуострове. В частности, речь пойдет о взаимодействии в стратегических вопросах, в том числе и в связи с планами США по ПРО. Кроме того, предстоит обсудить вопрос о возрождении экономических связей. В первую очередь, это коснется реконструкции построенных при советском содействии предприятий.

Воронцов Александр
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).