будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Грузия СССР
Май 18, 2025
Мир
Маркедонов Сергей

Мирное наступление

Мирное наступление
52_m.bmp

В последнее время из уст президента Грузии было произнесено в адрес России немало примирительных тезисов, которые могут быть расценены либо как результат эффективности жестких мер России, либо как тактическое поражение грузинского внешнеполитического курса. Ближайшая задача состоит в том, чтобы закрепить эту победу документально.

Во-первых, президент Грузии заявил о готовности встретиться с президентом Владимиром Путиным в любое удобное для российского лидера время и в любом месте. В эксклюзивном интервью телекомпании REN-TV грузинский лидер даже поглядывал на часы, объявляя “получасовую готовность” принять звонок из Кремля. Во-вторых, грузинский лидер, еще недавно изъявлявший желание покинуть СНГ (как неэффективную и антигрузинскую по духу организацию), выразил готовность принять активное участие в саммите этой структуры.

Это поведение имеет явные рациональные резоны. Грузинский президент хочет укрепить свой имидж представителя “мирной партии”, сторонника мягких подходов к абхазской и юго-осетинской проблеме. Именно этот имидж, а не образ готовящегося к встрече “нового года в Цхинвали” (как обещал министр обороны Грузии), ястреба, может быть поддержан и политиками, и общественным мнением в США и странах Евросоюза. В случае же с СНГ Михаил Саакашвили не может не понимать всю полезность использования трибуны Содружества для собственной пропаганды и политического пиара. СНГ – это ведь не однородная масса. Среди членов Содружества есть как государства, обычно поддерживающие позицию России, так и ее оппоненты. И даже среди “центральноазиатских друзей” есть экономические конкуренты самого большого и влиятельного государства СНГ (тот же Казахстан, усиливший в последний год контакты с США). Таким образом, Саакашвили вовсе не прозрел относительно перспектив СНГ. Он поедет на саммит за явной или тайной поддержкой. В крайнем случае, будет зондировать почву. К тому же, он не может не понимать, что миротворческая операция в Абхазии осуществляется, с формально-юридической точки зрения, не одной лишь Россией, а всем Содружеством.

При этом говорить о том, что Саакашвили сдался и пошел искать милости у Москвы, было бы, во-первых, преждевременно, а во-вторых – недальновидно. В-третьих, это было бы опасным упрощением для выстраивания дальнейшей политики на грузинском направлении. Но сегодня президент Грузии осознал несколько очень важных “вводных”. Прежде всего, он увидел, что нарастание милитаристской и алармистской риторики не очень впечатляет Запад (в широком смысле этого понятия). США и Евросоюз по-прежнему готовы к поддержке территориальной целостности Грузии. Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис выразил надежду, что Россия не поддастся на “провокации” (под таковыми генсек СЕ подразумевал обращение парламента Абхазии к России с просьбой о признании этого de facto государства). Однако и США, и Европа не готовы к поддержке грузинского блицкрига и военного решения проблемы Южной Осетии и Абхазии. А значит, не имея достаточных военных ресурсов и понимая призрачность военно-политической поддержки Запада (в этой связи не случайны заявления представителей НАТО о невозможности использования миротворцев Североатлантического Альянса в зонах конфликтов в Грузии), Саакашвили вынужден провести ревизию своей риторики, предназначенной для внешнего пользования.

В чем же при этом смысл и значение дипломатического “подарка” для России от Грузии, если слова Саакашвили выглядят просто рациональными действиями лидера небольшой региональной державы, стремящейся получить поддержку из любых источников и использовать любую трибуну для защиты своих внешнеполитических целей? Грузинский лидер в интервью агентству “Associated Press” заявил следующее: “Мы абсолютно точно ни в коем случае не собираемся начинать никаких военных действий. Грузинская долгосрочная политика проста. Никаких быстрых решений – поспешные решения стоит принимать тем, кто ищет проблем”. Данный тезис грузинского президента был развит и на брифинге для журналистов министра иностранных дел Грузии Гелы Бежуашвили. Глава МИД Грузии подверг критике выступление Владимира Путина в Лахти, в котором российский лидер обвинил Тбилиси в военных приготовлениях. По мнению Бежуашвили, Грузия таких приготовлений не ведет.

Тезисы Саакшвили и Бежуашвили об отсутствии военных приготовлений можно опровергнуть. Например, в уже упомянутом нами интервью REN-TV грузинский лидер заявил, что уже сегодня Тбилиси контролирует 30% абхазской территории и уже в ближайшем будущем собирается расширить “зону контроля”. Не праздный вопрос – каким способом. Если в Кодорском ущелье грузинские силы не вступали в соприкосновение с абхазским населением, а само ущелье не контролировалось Сухуми, то за пределами Кодори ситуация для Тбилиси не столь идеальна. Там есть контроль Сухуми, и контроль реальный, а прогрузински настроенные силы и военные формирования отсутствуют. Напротив, абхазское население (равно как и другие этнические общины Абхазии: армяне, греки) настроено против любой формы грузинской юрисдикции.

В этом плане можно было бы вспомнить и действия Грузии в зоне грузино-осетинского конфликта. Грузия в последние годы проводит излишне частые ротации собственного миротворческого контингента в Южной Осетии (она там осуществляет миротворческую миссию вместе с Россией согласно Дагомысским соглашениям 1992 года) – не раз в полгода, как необходимо делать в соответствии с “Положением о воинских контингентах, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта”, а раз в три месяца. С осени 2004 года грузинские миротворцы осуществили уже 8 ротаций. Это можно трактовать как создание обученного резерва для возможных силовых действий в зоне конфликта. С 1 января 2006 года на соседних с Южной Осетией территориях Грузия увеличила численный состав своих вооруженных сил на 33%. В городе Гори, в непосредственной близости к зоне конфликта, закрыты две школы – в их зданиях будет размещен главный военный госпиталь Грузии, который перенесен из Тбилиси. В этом же населенном пункте строится морг на 260 мест, что не соответствует потребностям мирного времени.

Еще более настораживающий фактор – риторика военного министра Грузии Ираклия Окруашвили.

Однако спор с официальными лицами Грузии о фактах военных приготовлений Тбилиси – не главная задача российской дипломатии. Россия сегодня могла бы принять грузинский пас и заявить, что готова зафиксировать “октябрьские тезисы” Саакашвили-Бежуашвили на бумаге, подготовив документ о неиспользовании силы в конфликтных точках и предложив Грузии его подписать. К процедуре подписания можно было бы привлечь и международные структуры.

Такой документ никоим образом не противоречил бы интересам Росси и не умалил бы российской дипломатической мощи. Что хотела бы РФ от Грузии? Отказа от военных способов восстановления контроля над Южной Осетией и Абхазией, чтобы не допустить дестабилизации Северного Кавказа. Предложив Грузии подписать Договор о неиспользовании силы, Россия (как страна-гарант миротворческих процессов в регионе) могла бы, во-первых, продемонстрировать свои мирные намерения, во-вторых, таким способом разблокировать нынешнюю ситуацию вокруг Грузии, а в-третьих, в случае отказа Тбилиси, показать, кто реально заинтересован в дестабилизации Южного Кавказа. Если же такого отказа не последует, то в этом случае мы будем иметь формально-правовую страховку от эскалации конфликтов.

Разумеется, на Кавказе официальные бумаги исполняют отнюдь не с брюссельским рвением. Тем не менее у Запада в случае нарушения Грузией такого обязательства не было бы никаких оснований для поддержки Тбилиси.

Чего сегодня хочет Грузия? Реакции со стороны России. Кажется необходимым, чтобы Россия отреагировала жестко, с учетом своих национальных интересов, но при этом конструктивно. Вы утверждаете, что хотите мира, но отказываетесь от применения силы? Тогда давайте работать вместе и подписывать официальные документы, поскольку слова, данные в интервью, нельзя использовать для продвижения миротворческого процесса.

Такое предложение сыграло бы на повышение роли и улучшение имиджа Москвы. Россия может продемонстрировать, что она партнер жесткий, но при этом рациональный и умеющий говорить на понятном для западного общественного мнения языке.

Автор – зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа

См. также:

  • Сергей Маркедонов. Как противостоять провокации
  • Дональд Рейфилд. “Это не ссора, а расторгнутый брак”
  • Дмитрий Куликов. Иран и Грузия в одном пакете
  • Каха Бендукидзе. "Обмена политических взглядов на комфортную жизнь не будет"
  • Алексей Миллер. Что мы узнали о себе и о своей стране за последнюю неделю
  • Дмитрий Быков. Политика имманентностей
  • Максим Кантор. Памяти российско-грузинской дружбы
  • Виталий Лейбин. Убийства, мародерство и вопрос о власти
  • Наталья Иванова. Потеря лица русской национальности
  • Дмитрий Александрович Пригов. Осадок все-таки остался
  • Борис Долгин. Удавшаяся провокация
  • Алла Язькова. “Ставка на Гиоргадзе была бесперспективной изначально”
  • Виталий Лейбин. Сколько в Грузии шпионов и предателей
Маркедонов Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).