Дебатами и казусами, сильно затянувшими второе чтение законопроекта о формировании Совета Федерации, результат которого был понятен заранее, депутаты обязаны исключительно интеллектуальным достоинствам господ из комитета по госстроительству. Гг. Лукьянов и его заместитель Гребенников (основной докладчик) таким образом составили таблицы проработанных комитетом поправок, что практически все поправки были предложены с непонятнейшей формулировкой "учесть" (кому "учесть"? где "учесть"? когда "учесть"?). В результате под дирижерством вице-спикера Чилингарова депутаты быстро проголосовали за "учет" всех поправок, в том числе двух, совершенно друг другу противоречащих: одна, кремлевская, не допускала права губернаторов единолично, без согласия Думы, назначать своих сенаторов; вторая, из Совета Федерации - наоборот. Вице-спикер верхней палаты Платонов зацепился за возникший казус и потребовал вернуть проект в первое чтение для разрешения коллизии. Спор затянулся на час с лишним, но все равно не мог не привести к нужному результату: депутаты, которым уже объяснили, что к чему, проголосовали поправки снова, и поправка из Совета Федерации "учтена", разумеется, не была.
В итоге все поправки Совета Федерации были совершенно проигнорированы при стабильном меньшинстве в 100-110 голосов. Новый Совет Федерации формируется к 1 февраля будущего года (никакой мягкой ротации) из представителей законодательной власти региона (кандидатуру вносит спикер либо треть депутатов и утверждает парламент) и исполнительной (как уже было сказано выше, предлагающему своего кандидата губернатору требуется согласие парламента). Срок полномочий сенатора равен сроку полномочий того, кого он представляет. Механизм отзыва сенаторов идентичен аналогичному механизму в отношении депутатов, то есть отзывать их губернаторы не смогут.
Меж тем итоги второго чтения до начала заседания еще не были столь очевидны - переговоры между Кремлем и Думой шли до последнего момента (например, по поводу ключевой позиции об отзыве губернаторов: рано утром "Яблоко" еще думало о возвращении проекта в первое чтение для утверждения прямых выборов сената). Важные позиции проекта закона о формировании сената стали объектами закулисного торга по другим существенным пунктам "федеративного пакета", и, по крайней мере, в деле формирования Совета Федерации Кремль отторговал все, что хотел, до последней буковки. Более того, финальное голосование дало хоть и зыбкое, но явное конституционное большинство - 302 "за". Коммунисты, заявив утром, что будут голосовать "против" (в итоге: 6 "за", 58 "против", 24 не голосовали), разделили ключи для формирования необходимого большинства с соседями из "Агропрома" (20 "за", 19 "против"). "Единство", ОВР, СПС, "Яблоко", ЛДПР голосовали "за", "Регионы России" разделились пополам. Пустая формальность - третье чтение - была преодолена еще более успешно: 308 "за". Первый шаг "административной революции" (выражение Хакамады) успешно пройден: даже если с другими законами "федеративного пакета" будет что-то не так, и Кремль спровоцирует "малые фракции" отказаться от преодоления вето верхней палаты, большинство в 302 голоса оказалось вполне демонстративным. Коммунисты и аграрии выглядят, как обычно, вполне гибкими и мобильными, и добавить 30-40-50 голосов - вопрос сугубо технический. 1 февраля новый сенат должен приступить к работе.
Успешное преодоление второго и третьего чтений исключительно важно для Кремля в свете новой политической конъюнктуры, когда ранее явные и понятные политические коалиции уже не выглядят столь очевидными. Будущее альянса КПРФ-"Единство", нашумевшего в январе, стало более сомнительным в результате обострения конфликта внутри Кремля и перехода в оппозицию депутата Березовского (и переговоры Зюганова с Путиным накануне голосования, обеспечившие необходимые 6 коммунистических голосов и 20 аграрных, были поэтому очень важными). Либеральные фракции ужесточили требования к правовым основаниям федеративной реформы после ареста Гусинского.
В грядущих чтениях второго и третьего законопроектов из "федеративного пакета" Кремль уже может чувствовать себя заметно раскованнее. Во-первых, не отказываться же Думе, принявшей полностью первый закон, от остальных. Во-вторых, проверены некоторые заключенные договоренности (фракция ОВР, ранее не вполне стабильная, голосовала единогласно) и первая реакция сената: Платонов после голосования был крайне осторожен и даже не рискнул с уверенностью утверждать, что верхняя палата обязательно наложит вето на закон. Платонов пока говорит о варианте создания согласительной комиссии, мягком, компромиссном, но бесперспективном: одну согласительную комиссию по федеративной реформе сенат уже создал.
Такой неутешительный итог (кризисные позиции двух других законопроектов пока не решены, то есть опять нарушен пакетный принцип) накладывается на исключительно таинственный и закулисный фон обсуждения важнейшей проблемы реорганизации общественно-политического устройства страны. Государство в любых его проявлениях - Кремль, думские фракции, сенаторы, политики - никак не прояснило суть затеянной реформы, которая, очевидно, не должна сводиться к банальным требованиям текущего момента (усилить Кремль, ослабить губернаторов). И дебаты по поправкам к закону о Совете Федерации носили совершенно демагогический, в лучшем случае, риторический характер - заинтересованные стороны за пару недель "обкатали" аргументы, каких можно придумать тысячи, равной степени глубины и убедительности. Поэтому и решали голосованием.
(МФ)