будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Мир
Шимов Ярослав

Муки рождения “новой Европы”

Что-то капитально изменилось, сдвинулось в Центральной и Восточной Европе – и бывшей “соцлагерной”, и постсоветской, – за последние два-три года. Череда событий, на первый взгляд разнородных и не связанных между собой, – от вступления восьми экс-соцстран в Евросоюз до “газовых войн” России с Белоруссией и “оранжевой революции” на Украине – обозначила тенденцию, которую можно назвать второй фазой распада ялтинско-потсдамского мира. Первая фаза этого процесса прошла на рубеже 80-х - 90-х, когда, собственно, и произошел крах соцлагеря и СССР как одного из двух полюсов ялтинско-потсдамской системы, на которой держался мир эпохи “холодной войны”. Затем, по мере того как демократическая эйфория в бывшем СССР шла на убыль, а противоречия между Россией и Западом нарастали, начало казаться, что “железный занавес” никуда в общем-то не исчез. Он просто обветшал, превратился в дырявый забор, сбитый из старых досок, и сдвинулся на восток, оставив западному миру Центральную Европу и Прибалтику, но обозначая принадлежность остальных постсоветских республик к сфере влияния России.

При всей хаотичности и непоследовательности ельцинской внешней политики как таковой, в СНГ в 90-е годы Москва придерживалась двух ключевых принципов: экономического подкармливания “дружественных” режимов (Белоруссия, Украина, Армения) и военно-политического давления на режимы “недружественные”, зачастую в соответствии с принципом divide et impera (см. абхазский, южноосетинский и приднестровский конфликты). После прихода к власти Владимира Путина акцент стал делаться на более прагматичные отношения с соседями и использование прежде всего экономических рычагов – в рамках выдвинутой Анатолием Чубайсом концепции “либеральной империи”. Однако именно на этом этапе, начало которому было положено примерно в 2002 году, политику России на постсоветском пространстве начали преследовать неудачи. Особенно болезненными оказались они на западном направлении. Там произошло заметное охлаждение в отношениях с белорусским режимом, при Ельцине – однозначным и наиболее верным союзником Москвы; сорвался разработанный Россией план урегулирования в Приднестровье, отвергнутый руководством Молдавии; и наконец, на Украине комбинация по обеспечению прихода к власти преемника Леонида Кучмы, дружественного Москве, обернулась сокрушительным поражением Кремля.

Что, собственно, произошло? Вряд ли можно считать проблемы, с которыми столкнулась Россия на пространстве бывшего СССР, исключительно следствием направленных против нее комбинаций Запада. В конце концов, сейчас это пространство – важный, но совсем не основной фронт геополитической борьбы как для Америки, увязшей в иракской войне, так и для Евросоюза, у которого хватает проблем и с внутренними реформами, и с новыми центральноевропейскими “приобретениями”. Более близкой к действительности представляется другая версия: российское руководство откровенно проморгало важные изменения, которые произошли в ряде соседних стран за годы их независимости. А именно – формирование новых политических наций со своей идеологией, мифами и стереотипами, со своими представлениями о собственном прошлом, настоящем и видах на будущее, об отношениях с другими нациями и государствами, в том числе с Россией.

На недавней президентской пресс-конференции в Москве прозвучало несколько обиженное заявление Владимира Путина о том, что “Россия делала всё возможное, чтобы страны СНГ состоялись как независимые государства” (поскольку речь шла об Украине, так и напрашивается продолжение – “а они теперь платят ей черной неблагодарностью!”). Эти слова выдают некоторую растерянность российского лидера: поведение соседей явно выбивается из представлений московской элиты о том, каким это поведение должно быть. Говоря несколько упрощенно, в Киеве, Минске, Кишиневе поняли, что независимость Украины, Белоруссии, Молдавии – это всерьез и надолго. В то время как в Москве этот факт по-прежнему склонны подвергать сомнению, относясь к оной независимости как к чему-то “невсамделишному”. Это грозит России новыми разочарованиями и поражениями, поскольку ей вряд ли удастся затормозить процесс оформления того, что можно назвать подлинной “новой Европой”. (В отличие от “новой Европы”, о которой говорил около двух лет назад шеф Пентагона Доналд Рамсфелд, имея в виду страны, правительства которых одобрили нападение США на Ирак).

Центральноевропейские страны, вступившие в 2004 году в ЕС, – Венгрия, Польша, Чехия – это на самом деле Европа вполне “старая”. Каждая из соответствующих наций сформировалась довольно давно (срок этот исчисляется веками, а не десятилетиями), обладает давними традициями собственной государственности, культурно, исторически и психологически связана с западным миром. Всё, что происходило с чехами, поляками и венграми за последние 15 лет, воспринималось ими как возвращение на круги своя, из социалистической Восточной Европы в “просто” Европу. Вероятно, поэтому интеграция в НАТО, а затем в ЕС не вызвала здесь серьезных внутренних конфликтов и воспринималась как естественный выбор. И именно поэтому политическая система центральноевропейских стран достаточно быстро трансформировалась во вполне стандартную парламентскую демократию западного типа. Основные противоречия между Центральной Европой и Западом сейчас носят экономический характер, но эти противоречия нельзя назвать ценностными.

Иное дело – формирующиеся нации Восточной Европы, часть из которых (прибалтийские страны и Словакия) “за компанию” попала в ЕС и НАТО, часть (Украина, Белоруссия, Молдавия) остается в рамках СНГ. Народы этих стран до распада соцлагеря и СССР не обладали или почти не обладали опытом собственной государственности, пребывая большую часть своей истории в составе крупных многонациональных государственных образований – Речи Посполитой, Австро-Венгрии, Российской империи, Советского Союза, Чехословакии... Возможно, именно поэтому первые годы независимости сопровождались в этих странах подъемом “романтического” этноязыкового национализма, когда полноценными гражданами фактически признавались лишь принадлежащие к титульному этносу. (Исключением была разве что Белоруссия, но и там этнонационалистические тенденции в начале 90-х годов всё же проявлялись). Однако утверждение собственной “самости” на сугубо этническом фундаменте оказалось невозможным – хотя бы потому, что в каждой из перечисленных стран есть крупные национальные меньшинства, без компромисса с которыми нормальное существование государства невозможно. Поэтому во второй половине 90-х начался переход от этноязыкового национализма в качестве идеологической основы политики “новоевропейских” стран к общегражданскому патриотизму. Он предполагает объединение всех граждан, вне зависимости от этнической принадлежности, вокруг идеи национальной государственности на основе общности судьбы, а не “крови и почвы”.

Так, в Словакии после падения авторитарного премьера Мечьяра (1998) было успешно интегрировано в рамки политической системы влиятельное венгерское меньшинство. В Белоруссии президент Лукашенко, столь долго разыгрывавший карту интеграции с Россией, неожиданно стал главным гарантом белорусской независимости – не только из-за личного конфликта с Москвой, но и в силу объективных обстоятельств: структура и сознание белорусского общества за годы независимости стали настолько отличными от российских, что идея “аншлюса” утратила популярность среди белорусов, хотя никакой враждебности к России в белорусском обществе не появилось. На Украине чаша политических весов склонилась в пользу Виктора Ющенко именно за счет меньшинства населения центральных, южных и восточных регионов, отдавшего ему свои голоса. (Если бы предпочтения избирателей распределились абсолютно четко по региональному признаку, победил бы Янукович, т.к. “восточников” просто больше, чем “западенцев”). А это значит, что при всей остроте внутриукраинских противоречий идея общенационального и надэтнического единства пустила корни на украинской почве. (Кстати, эту идею Ющенко активно озвучивал перед последним туром голосования, в то время как Янукович шел на выборы уже как чисто региональный кандидат). Наконец, даже в Прибалтике, где накал этнонационалистических страстей был наиболее высок, происходят перемены. Партия, возглавляемая выходцем из России Виктором Успасских, выиграла парламентские выборы в Литве, а ее лидер стал членом правительства. Эстония под давлением ЕС смягчила “языковые” законы. Не исключено, что рано или поздно это придется сделать и Латвии, т.к. постоянная конфронтация государства почти с половиной его населения, которую составляют русскоязычные, – слишком большой источник нестабильности для столь небольшой страны; в его сохранении не может быть заинтересована ни сама Латвия, ни ЕС, членом которого она теперь является.

Идея общей судьбы, лежащая в основе нового украинского, белорусского, литовского и т.д. патриотизма, однако, не совпадает с аналогичной идеей, пропагандируемой на постсоветском пространстве Россией и пророссийскими силами. Сторонники лозунга “Навеки с Россией” делают упор на общее для стран региона, особенно славянских, историческое, культурное и психологическое наследие двух-трех веков пребывания в составе Российской империи и СССР. Для “новоевропейцев” же эта эпоха – лишь часть их истории, и “генеалогическую” линию Древняя Русь – Московия – Российская империя – СССР большинство из них, в отличие от россиян, не воспринимает как “свою”. Хотя бы потому, что на определенных этапах истории украинцы, белорусы, молдаване и балтийские народы, как уже отмечалось, принадлежали к иным государственным образованиям, для которых (скажем, для Речи Посполитой), Россия была соперником, а затем и могильщиком. Весьма характерно, что, например, на официальном сайте президента Белоруссии приведено краткое изложение истории страны, в котором особо не ретушируются события тех времен, когда великороссы и белорусы оказывались по разные стороны геополитических “баррикад”, да и просто фронтовых линий (1).

Историческая память народов не так уж недолговечна, как полагают многие. В годы постсоветской независимости в странах “новой Европы” произошло переосмысление собственной истории. Вначале оно нередко сводилось к простой замене минусов на плюсы и наоборот: так, всё, что было связано с Россией и СССР, преподносилось националистическими историками как чуждое и враждебное национальной культуре, традициям и государственности. Однако в последние годы подходы стали значительно более взвешенными, хоть проблем в этой области еще хватает (2). Итогом же исторических реминисценций “новоевропейских” обществ становится дальнейшее осознание ими собственной “самости” и – порой – лучшее понимание многих современных политических процессов, протекающих в этих странах. Скажем, большая плюралистичность украинской политической системы по сравнению с российской может быть “генетически” связана с традицией сословных и региональных вольностей – как казацких, так и лежавших в основе устройства Речи Посполитой. Это, похоже, начинают сознавать и “столпы” российской политологии и политтехнологий – например, Глеб Павловский, с грустью признающий: “У нас принято рассматривать постсоветские страны Евровостока как аналоги России, что неверно. Мы приписываем местным политическим процессам российский вес” (3). Что ж, лучше поздно, чем никогда...

Впрочем, прозападный характер происходящих в “новой Европе” изменений тоже не стоит преувеличивать. Как пишет украинский публицист, пламенный сторонник “оранжевой революции” Андрей Окара, “тут возникает главный вопрос – зачем Революция? Ведь если для того, чтобы сделать Украину частью глобальной “торговой” цивилизации, чтобы поудобнее распластаться под мировым гегемоном – США..., тогда избави Боже – не надо никакой революции!” (4). Есть основания полагать, что подобные настроения в стане рядовых сторонников Ющенко – не такая уж редкость, и что с их точки зрения революция проводилась отнюдь не ради появления на Украине множества супермаркетов и макдоналдсов. Точно так же глубокая непопулярность прозападной оппозиции в Белоруссии, приход коммунистов к власти в Молдавии, былые успехи Роландаса Паксаса и нынешние – Виктора Успасских в Литве свидетельствуют о том, что в “новоевропейских” обществах весьма сильны традиционалистские настроения, и эти страны столь же не готовы пользоваться стандартными рецептами западного либерализма, как и становиться фактическими провинциями путинской России.

“Новая Европа” возникает как геополитическая реальность – пограничье между западным миром, в который вернулись центральноевропейские страны, в общем и целом всегда этому миру принадлежавшие, и миром евроазиатским, воплощением которого является Россия. Какую роль предстоит сыграть “новой Европе” – моста между этими мирами или же нового “санитарного кордона” – зависит не только и даже не столько от самих стран региона (некоторые из них – словаки и прибалты – впрочем, уже сделали свой выбор), сколько от политики Запада и России по отношению к ним. Официальными лозунгами политики Москвы по отношению к соседям по СНГ давно провозглашены “братство и добрососедство”. Беда лишь в том, что по старой привычке Россия то и дело пытается играть на постсоветском пространстве роль старшего брата. Как видим, особых успехов это в нынешней ситуации не приносит. Может, попробовать выбрать иное амплуа – доброго соседа?

1. Краткая история Беларуси до XVII века; Краткая история Беларуси от XVII века и до наших дней (http://president.gov.by/print/rus/map2/hist/ist2.html; http://president.gov.by/print/rus/map2/hist/ist3.html)

2. См., напр.: А.Портнов. Terra hostica. Образ России в украинских школьных учебниках истории после 1991 года // “Неприкосновенный запас”, 2004, № 4 (http://magazines.russ.ru/nz/2004/4/port12-pr.html)

3. Глеб Павловский: “Мы проиграли не кому-нибудь, а революции” (http://vip.lenta.ru/doc/2004/12/08/pavlovsky/)

4. А.Окара. Золотое сияние оранжевой революции или как Архистратиг Михаил заступился за Украину // “Украинская правда”, 24.12.2004 (http://www2.pravda.com.ua/cgi-bin/print.cgi)

 

Шимов Ярослав
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).