Окончание – по мнению некоторых, временное – войны между Израилем и боевиками «Хизбаллы» неожиданно оживило дипломатические тенденции на израильско-палестинском направлении. После практически публичного заявления премьер-министра Эхуда Ольмерта о "замораживании на данном этапе" плана одностороннего отступления Израиля из Иудеи и Самарии (Западный Берег реки Иордан) вновь на повестке дня оказался вопрос о возобновлении двустороннего диалога между Израилем и Палестинской автономией. Последовал целый ряд заявлений крупных израильских политических фигур, свидетельствующий о готовности Израиля немедленно возобновить диалог с палестинцами, а вскоре и местное руководство ХАМАСа заявило о том, что одобряет переговоры Махмуда Аббаса с Израилем, хотя само в них участвовать не будет.
Следует напомнить, что официальная позиция Иерусалима, особенно после прихода к власти в январе этого года ПА ХАМАСа, состояла в предварительном требовании к палестинскому правительству – признать государство Израиль, отказаться от террора и насилия, принять на себя все подписанные ранее соглашения с Израилем и, разумеется, освободить похищенного капрала Гилада Шалита. Последние заявления премьер-министра Эхуда Ольмерта и главы израильского внешнеполитического ведомства Ципи Ливни свидетельствуют о явном смягчении позиций. Еще не идет речь о готовности вести переговоры с правительством ХАМАСа, однако Абу Мазен возвращается на позицию легитимного и желательного партнера для переговоров. Если же усилия палестинцев по созданию правительства национального единства между ХАМАСом и ФАТХом увенчаются успехом, то такие переговоры со временем неизбежно включат в себя и представителей ХАМАСа.
"Мы безусловно заинтересованы в скорейшем возобновлении диалога с палестинцами на основе "Дорожной Карты", – заявил израильский премьер-министр по итогам встречи с премьер-министром Великобритании Тони Блэром, посетившим в субботу и воскресенье Израиль и ПА. "Нет необходимости выдвигать предварительные условия для встречи между нами и палестинцами на самом высоком уровне", – заявила министр иностранных дел Ципи Ливни на пресс-конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Глава российского МИДа, в свою очередь, выдвинул на Ближнем Востоке инициативу, с которой уже ранее выступала ЛАГ (Лига арабских стран), – созыв международной конференции по Ближнему Востоку. Такая конференция, по мнению российского министра, должна охватить все вопросы, связанные с ближневосточным урегулированием, и в центре поставить тему израильско-палестинского конфликта. Израиль традиционно возражает против созыва такой конференции. "По нашему мнению, такая конференция только помешает развитию двустороннего диалога на каждом направлении, – заявила Ципи Ливни. – Не стоит все проблемы класть в одну корзину". Ожидается, что тема созыва конференции будет обсуждаться также и во время визита израильского премьер-министра Эхуда Ольмерта в Москву 18 октября. Следует напомнить, что подобного рода конференция, состоявшаяся в Мадриде в 1991 году, стала, по сути, отправной точкой всего ближневосточного дипломатического процесса последних лет.
"Активизация палестино-израильского направления проистекает из трех составляющих, – считает доктор Ашер Коэн из Бар-Иланского университета. – Во-первых, сама идея односторонних шагов потерпела фиаско, и из-за обстрелов Израиля ракетами из Газы, и из-за всего того, что воспринимается общественностью как последствия израильского выхода из Ливана в 2000 году. А коль скоро односторонние шаги не принесли плодов, необходимо искать пути для диалога. Во-вторых, имеет место международное давление. Визит Тони Блэра яркое тому подтверждение – после "свидетельства о смерти", которое Эхуд Ольмерт выписал плану одностороннего отступления, мировое сообщество ждет от Израиля каких-нибудь альтернативных путей. И в-третьих, не следует упускать из виду внутриполитический аспект. Ольмерт безусловно заинтересован в стабилизации коалиции, в первую очередь на фоне голосов в партии «Авода», призывающих к выходу из правительства. В том случае если возобновится политический диалог с палестинцами, «Авода» не сможет позволить себе такой роскоши, как уход в оппозицию».
Проблемы внутренней политики (а вернее – сохранения целостности собственной правительственной коалиции) – вопрос, всегда играющий важную роль в израильской дипломатии и действительно все более занимающий премьер-министра. На фоне непрекращающихся требований об отставке политического руководства, на фоне неудовлетворительных результатов минувшей войны, а также продолжающихся расследований вокруг разного рода административно-уголовных обвинений в адрес премьер-министра и его соратников, коалиционная жизнь все более усложняется.
В эти дни начинаются дискуссии вокруг государственного бюджета на 2007 год. Социал-демократы из «Аводы» недвусмысленно заявляют, что в нынешнем виде бюджет неприемлем и может привести в итоге к выходу «Аводы» из коалиции. Нестабильное положение лидера этой партии, министра обороны Амира Переца, – главного, на данный момент, политического партнера Эхуда Ольмерта – не добавляет спокойствия премьеру. Реанимированный дипломатический процесс или даже видимость его должны придать нынешней коалиции определенную стабильность.
Несмотря на то что палестинская тема выглядит наиболее актуальной на дипломатической сцене Ближнего Востока, многие в Израиле полагают, что основной темой оживившейся дипломатии является Иран. Глава российского МИДа заявил, что “Россия последовательно придерживается мнения о недопустимости нарушения конвенции, запрещающей распространение ядерного оружия”. Эта позиция, сближающая Россию с Западом в вопросе Ирана, делает, по мнению доктора Коэна, сам диалог вокруг иранской проблемы значительно более конструктивным. “Какими бы ни были дальнейшие шаги, они безусловно нуждаются в максимальном координировании. Тут важно участие и Путина, и Блэра, и всех вовлеченных сторон. Нельзя забывать и о календаре. Бушу осталось находиться в Белом Доме два года. Как правило, не принято, чтобы президент предпринимал резкие шаги в последний год своего правления. А значит, речь идет о необходимости достижения какого-то прогресса к весне-лету 2007 года. Военные шаги, если и будут предприняты Западом, то только как к крайняя мера, после исчерпания всех дипломатических возможностей и санкций. А о санкциях стороны до сих пор не могут договориться”. По этому вопросу Сергей Лавров высказался в Иерусалиме: “Санкции и изоляция не есть самоцель, а средства выполнения дипломатических задач, главная из которых на этом направлении – предотвратить распространение ядерного оружия”.