Кремль и МИД России прокомментировали инцидент в Керченском проливе с украинскими военными кораблями и инициировали рассмотрение его на заседании Совбеза ООН. Киев же договорился о срочном созыве комиссии Украина-НАТО; кроме того, президент Украины подписал указ о введении в стране военного положения.
Напомним, 25 ноября ФСБ России распространило сообщение о том, что украинские военные корабли нарушили границу РФ и, пребывая в ее территориальных водах, стали совершать опасные маневры в районе Керчи, причем не реагировали на требования пограничников. Пограничники обстреляли суда (в результате, по сообщения СМИ, были ранены 6 человек), задержали их и привели в Керчь.
МИД России не исключил связи происшедшего с предвыборной кампанией украинского лидера Петра Порошенко. Происшедшее в районе Керченского пролива является попыткой президента Украины «встряхнуть» страну перед выборами, полагает статс-секретарь, заместитель руководителя МИД России Григорий Карасин, передает информационное агентство РБК.
Случившееся прокомментировали в Кремле: пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков охарактеризовал события как опасную провокацию, которая требует особого разбирательства, сообщает информационное агентство «Интерфакс». По словам Пескова, вопрос будет рассматриваться на заседании Совета безопасности ООН по инициативе России.
В то же время президент Украины Петр Порошенко добился срочного созыва комиссии Украина-НАТО. В ходе телефонного разговора Порошенко проинформировал генсека НАТО Йенса Столтенберга об инциденте и сообщил, в частности, о введении в стране режима военного положения. Он призвал усилить международное давление на Россию и добиться немедленного освобождения украинских моряков и судов, сообщила пресс-служба президента Украины. В свою очередь Столтенберг призвал Россию соблюдать нормы международного права и свободы судоходства в акватории Азовского и Черного морей.
Рассмотрение вопроса о введении в стране военного положения Верховной Радой было назначено на 26 ноября. Большинство политологов сходились во мнении, что Рада поддержит эту идею. Как сообщает Telegram-канал «Незыгарь», Рада утвердила это предложение, а президент Порошенко подписал указ о введении военного положения. Оно будет действовать с 15:00 мск 26 ноября до 15:00 мск 25 января 2019 года
О том, к чему может привести развитие ситуации и как ее расценивать, с «Полит.ру» поговорил Олег Бондаренко, директор Фонда прогрессивной политики. По его мнению, случившееся является украинской провокацией, которая преследует сразу несколько целей. Однако добиться таким образом международного вмешательства Киев не может.
«Нужно расценивать эту провокацию Украины исключительно в политическом пространстве. Нужно понимать, что нынешняя ситуация в Киеве очень непроста для президента Украины Петра Порошенко: у него уже через четыре месяца должны были состояться президентские выборы. Сейчас они будут отсрочены как минимум на месяц.
Я думаю, что провокация эта имеет несколько целей. Прежде всего, стоит цель в очередной раз показать Россию в качестве агрессора, причем сделать это накануне саммита «Большой двадцатки» в Аргентине, Буэнос-Айресе. На этом саммите должна состояться встреча президента России Владимира Путина с президентом США Дональдом Трампом, и встреча эта является долгожданной.
Вторая цель тут – обеспечить возможность для переизбрания Порошенко на второй срок. Это требование связано напрямую с тем, что сейчас Порошенко, согласно данным опросов, по своему рейтингу находится на четвертом месте в предвыборной гонке. И если сейчас он не введет военное положение (и об этом многие, в том числе Юлия Тимошенко, говорили неоднократно), то он просто проиграет выборы, даже не выйдет во второй тур.
Порошенко же хочет сохранить власть; мало того, он хочет показать всем, и в первую очередь Западу, что он является очень нужным человеком. Так что эта провокация и была рассчитана на то, что Верховная Рада Украины проголосует за введение военного положения. Военное положение же будет действовать два месяца, до 25 января 2019 года. А в период военного положения запрещено объявление любых выборов. Соответственно, событие, которое должно было бы случиться в конце декабря, – а именно назначение Верховной Радой даты выборов – теперь отсрочено как минимум на месяц.
Но вопрос тут не в том, что Порошенко получит лишний месяц на ведение кампании – вопрос в том, что он получит фактически «зачищенное» политическое поле и с ним в течение двух месяцев – действие военного положения. Согласно законам, в период военного положения власть наделяется особыми полномочиями и может спокойной закрывать на свое усмотрение, без всякого суда, средства массовой информации, запрещать политические партии – в общем, практически становиться настоящей, без всяких примесей диктатурой. А именно этого Порошенко, в общем-то, и не хватает, потому что в нынешней ситуации он только под угрозой войны, с помощью нагнетания истерии вокруг этого мог бы рассчитывать на то, что будет два месяца владеть умами украинцев и, может быть, его рейтинг немного подрастет.
Ну, и конечно, американцы, которые всегда очень чутко реагируют на подобные рейтинговые спады своих любимчиков и тут же переориентируются на кого-то другого, тоже могу взять в расчет, что не Порошенко мог бы стать президентом, и начать работать с другими. Порошенко нужно показать им, что его рейтинг может стать больше и что ориентироваться следует только на него.
Могла ли Рада не поддержать идею ввести в стране военное положение? Не думаю. По той информации, которая у меня есть, Рада не могла бы проголосовать иначе. Во-первых, еще неделю назад правительство Украины приняло перечень, характеризующий правила жизни в период военного положения. Так что к событиям очевидно готовились. Кроме того, у Порошенко сейчас есть простое большинство в Раде. Плюс «Самопомощь» Андрея Садового, мэра Львова, объявила, что поддержит это решение. Вот и все.
А что касается международного вмешательства в ситуацию, то, думаю, на словах оно будет. Об этом будут пытаться говорить. На практике же натовцы никогда не вмешивались в военные конфликты, если в тех не участвовала страна-член НАТО. Они вообще вообще-то иногда не вмешивались, даже когда страны-члены НАТО участвовали (например, так было на Кипре). Поэтому я не вижу вероятности, чтобы американский авианосец прибыл в зону конфликта. Тем более, простите, в Азовское море.
Россия могла бы вообще закрыть Керченский пролив для судоходства других стран, но думаю, она не станет этого делать. Потому что есть некие международные правила, которые мы все-таки стараемся соблюдать», – сказал Олег Бондаренко.