Глава внешнеполитического ведомства ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в интервью Tagesspiegel на днях заявил, что Россия может вернуться в состав «большой восьмерки» при условии выполнения ею обязательств по реализации минских соглашений.
Штайнмайер заметил, что создается впечатление, будто участие в разного рода международных форумах — это «подарок для России», хотя на самом деле Евросоюз заинтересован в привлечении России к международному партнерству и разделению ответственности.
«Именно в кризисные времена важны форматы, которые позволят преодолеть отсутствие диалога и вернуться к переговорам. В истории нет убедительных примеров тому, что изоляция и отчуждение приближали нас к миру во всем мире. Поэтому крупнейшие развитые страны должны быть заинтересованы в возвращении России в состав G8 в том случае, если она выполнит свои обязательства по минским соглашениям», — сказал немецкий политик.
Он также признал необходимость участия России в урегулировании крупных международных конфликтов, как это произошло в Сирии. «Осмелюсь предположить, что для стабилизации в Ливии нам также потребуется Россия», — добавил министр.
Кстати, Штайнмайер уже не впервые поднимает эту тему: в конце ноября прошлого года он уже высказывал надежду на возвращение России в G8, однако с того момента не произошло никаких существенных изменений.
Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова в беседе с «Полит.ру» поделилась мнением на этот счет: «Важно отметить, что G7, равно как и G20 – это не международные организации, а, скорее «политические клубы» по интересам, решения которых не имеют обязательной силы. Ключевым и наиболее актуальным вопросом, объединяющим всех участников «семерки» в последние два года, является тематика безопасности.
Безусловно, вопросы поддержания международного мира и стабильности, а также вопросы борьбы с международным терроризмом, в настоящее время немыслимы без участия России. Однако весьма отрадно, что для подобных дискуссий есть множество иных действующих форматов в рамках международных межправительственных организаций, и, прежде всего, в рамках Совета Безопасности ООН, а также формат ставших традиционными в последнее время «квартетов» переговорщиков на высшем уровне по урегулированию конкретных конфликтов», — рассуждает она.
«Именно поэтому, с учетом многочисленных расхождений во внешнеполитических взглядах между Российской Федерацией и западными странами, составляющими «ядро» G7, можно констатировать, что возвращение России в формат «восьмерки» не является в настоящее приоритетным направлением российской политической стратегии, поскольку контакты со всеми странами из данного объединения происходят на регулярном уровне, и возвращение в состав «группы восьми» не изменит принципиально сложившуюся ситуацию», — заключила доцент президентской академии Кира Сазонова.
Доцент факультета политологии Государственного академического университета гуманитарных наук Наталья Ильина считает, что в перспективе России потребуется нормализация отношений с Евросоюзом: «С точки зрения политической науки, Россия заинтересована в восстановлении определенных отношений в Европе с Евросоюзом в рамках международного права. Мы на этом стоим, и это следует из всех последних интервью Лаврова, и Мария Захарова это подтверждала, что только на основе международного права, которое нарушается, мы заинтересованы в восстановлении всех форм отношений с Германией, которая сейчас не в состоянии их развивать.
Поэтому сейчас выжидательный момент, и многое будет зависеть от того, куда повернется сама Германия, поскольку она оказалась сейчас под очень сильным влиянием Турции и Эрдогана. Поэтому вопрос стоит в некотором выжидательном времени», — полагает Ильина.
Условие, о котором говорит Штайнмайер, по мнению Натальи Ильиной, заводит ситуацию в тупик: «В принципе, это не совсем корректно, так как Россия участвовала в этом мероприятии обсуждения минских соглашений, но при этом не является стороной-участницей, а является стороной-наблюдателем и корректирует возможные шаги сторон — как Новороссии, так и Украины — в направлении соблюдения международного права. Поскольку нет никаких нормальных контактов с Украиной, то односторонние отношения Донбасса и минских соглашений, и даже контроль России не позволяет пока их выполнить. Это следующая тупиковая проблема, как и отношения с Германией», — считает она.
«Здесь все зависит от выборов, которые планирует провести Украина и Новороссия, кстати. Мы зависим от того, что там произойдет, и не имеем права вмешиваться. Поэтому влиять на Евросоюз позволяют лишь какие-то дипломатические каналы, личные отношения между политиками и участниками, но видимо этого недостаточно, потому что ситуация не сдвигается с места», — заключила она.
Профессор департамента международных отношений Высшей школы экономики Максим Братерский в эфире «Коммерсантъ-FM» выразил мнение, что G8 действительно не хватает участия России, без ее участия «большая семерка» в ее нынешнем виде похожа на западный клуб по интересам. По его мнению, Штайнмайер имел в виду, что в отсутствии России и Китая в составе этой группы организация становится достаточно бессмысленной. «Россия не очень сильно печалилась, когда ее оттуда исключили, и не очень стремится обратно: то есть, если позовут, то мы, может быть, это предложение и примем, но, как много раз говорил Кремль, инициатива от нас исходить не будет», — прокомментировал Братерский.
В Кремле тоже прокомментировали слова Штайнмайера. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в дискуссии об участии или неучастии России в «большой восьмерке» необходимо прежде всего ориентироваться на намерения самой России, а сейчас ее интерес к этой группе «не такой, как был раньше», передает РИА Новости.
Месяц назад аналогичный ситуацию прокомментировала официальный представитель МИД России Мария Захарова. Она заявила, что выдвижение условий для возвращения России в G8 — это «абсолютный абсурд». По мнению Захаровой, попытки «семерки» заставить Россию «расплачиваться» за восстановление прежнего формата не имеют под собой оснований. Тем более, что G8 прекратила существование по инициативе остальных стран-участниц группы.