![]() |
AFP |
По сведениям «Нью-Йорк таймс», американские военные опасаются, что администрация может пойти на чрезмерные сокращения ядерных арсеналов. Пентагон якобы изучает возможные последствия сокращения числа ядерных боезарядов до 2000 единиц. Ожидается, что Билл Клинтон предложит Москве эту меру в ходе своего визита в Москву в обмен на согласие внести поправки в Договор 1972 года по противоракетной обороне. «Мы пытаемся оценить последствия такого сокращения и понять, сможем ли мы с меньшим числом боеголовок по-прежнему осуществлять стратегию сдерживания», - цитирует «Нью-Йорк таймс» не названного по имени представителя оборонного ведомства США.
Три года назад на встрече в Хельсинки Ельцин и Клинтон договорились к 2007 году сократить свои ядерные арсеналы до 2000-2500 боеголовок и подтвердили свое намерение в прошлом году в Кельне. Однако теперь Россия предлагает более радикальные сокращения v до уровня 1500 единиц.
Объединенный комитет начальников штабов, пишет газета, всегда заявлял, что ему необходимы 2500 боеголовок для реализации действующего оперативного плана. Представители Министерства обороны США утверждают, что они даже не рассматривают сокращения ниже уровня 2000-2500 боеголовок. Однако, по сведениям «Нью-Йорк таймс», в Госдепартаменте и Совете национальной безопасности царят иные настроения. Американские дипломаты считают, что если военные согласятся на 2000, то на переговорах с русскими можно будет обсуждать уровень в 2000-1500 единиц. «Боюсь, они, чего доброго, превратят пол в потолок», - говорит по этому поводу один из источников газеты.
Суть дела еще и в том, что часть ядерных арсеналов никогда не бывает в состоянии боеготовности v не все корабли, субмарины и самолеты находятся на боевом дежурстве одновременно. 200-300 боеголовок военные называют «фантомами», поскольку их нельзя привести в действие немедленно. Таким образом, от цифры 2000 надо отнять эти 200-300 бездействующих единиц. По оценке Пентагона, при существующей доктрине сдерживания или устрашения это критический уровень ядерной вооруженности.
Что касается России, то ей серьезные сокращения жизненно необходимы. Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Алексей Арбатов заявил в Вашингтоне: если Россия будет вынуждена поддерживать уровень в 6000 боеголовок, определенный действующим договором СНВ-1, это обойдется ей в ближайшие 10 лет в 33 млрд. долларов; поддержание боеспособности по договору СНВ-2 v 3000-3500 боеголовок v в 26 млрд.; Наконец, уровень ядерных вооружений, который будет определен договором СНВ-3, обойдется российскому налогоплательщику в 14 млрд. долларов в течение 10 лет.
Газета «Вашингтон таймс» утверждает, что Белый Дом и Госдепартамент склонны принять российское предложение о сокращении числа боеголовок до 1000 единиц. (Такое предложение, причем публично, сделал американцам Игорь Иванов в ходе своего визита в Вашингтон.) Вместе с тем они отрицают возможность односторонних сокращений от ныне существующего уровня до потолка, предложенного Россией. Однако, по словам конгрессмена Курта Уэлдона, Клинтон сейчас работает над неким планом под названием «президентская ядерная инициатива».
Уэлдон и его единомышленники считают, что президент, объявив в Москве об одностороннем сокращении американского ядерного арсенала, нанесет ущерб как безопасности Америки, так и стратегическому паритету. «Президент не пользуется доверием, необходимым для ведения переговоров такого рода, - цитирует газета члена нижней палаты Конгресса. v Они нужны лишь для того, чтобы взбодрить его потерпевшую фиаско российскую политику и помочь Элу Гору в президентской кампании».
Обе публикации были опровергнуты, но не совсем убедительно. От имени Пентагона ответ пришлось держать споксману министерства Кеннету Бэкону. На своем очередном брифинге он заявил, что ему ничего не известно о готовности администрации идти ниже уровня в 2000 боеголовок и что никаких изменений официальная позиция США не претерпела. Что касается госдепартамента, то его опровержение было анонимным. По словам этого анонима, президент придерживается хельсинкской договоренности и ничего сверх нее предлагать в Москве не будет. Вместе с тем дипломат подтвердил, что предложение России внимательно изучалось в администрации.
Стоит уточнить, что инициативы Иванова (министр называет их «план Путина») выдвинуты не в обмен, а вместо поправок к Договору о ПРО.
Окрепли в последнее время и голоса из другого стана v противников ограниченной национальной ПРО. К примеру, «Балтимор Сан» напечатала статью Стивена Шварца, издателя «Бюллетеня ученых-атомщиков». С распадом Советского Союза и вследствие экономических трудностей его обширная сеть раннего предупреждения о ракетном нападении пришла в упадок. Многие спутники и радары или вовсе непригодны к эксплуатации, или функционируют частично. В результате 12 часов в сутки Россия лишена возможности видеть запуски американских баллистических ракет. Что касается ракет «Трайдент» подводного базирования, то Россия не может засечь их вообще.
Сочетание такой системы раннего оповещения с ракетами, приведенными в состояние готовности к упреждающему удару v верный путь к ядерной катастрофе, утверждает автор. Он напоминает об инциденте 25 января 1995 года, когда российский радар засек банальную научно-исследовательскую ракету, запущенную из Норвегии. Операторы радара приняли ее за «Трайдент» американской субмарины. Борис Ельцин немедленно созвал совещание, участники которого в течение восьми минут решали, отвечать ли американцам ракетной контратакой до того, как ракета достигнет российской территории. К счастью, военные вовремя определили, что ракета направляется за пределы России. Если следующая ложная тревога случится в менее спокойные времена, предупреждает Стивен Шварц, результат может быть куда хуже.
Мотивом для создания ограниченной национальной ПРО служит северокорейская ракетная угроза. Однако сегодня и в обозримом будущем только Россия имеет возможность атаковать цели в США большим числом боезарядов при подлетном времени менее 30 минут. Хотя риск умышленного развязывания ядерной войны сейчас значительно снизился, риск случайного или несанкционированного применения ядерного оружия растет, полагает Стивен Шварц.
Администрация Клинтона, продолжает он, игнорирует эту угрозу в угоду политической целесообразности v многие наблюдатели говорят, что НПРО создается для защиты Гора от Буша, а не Америки от вражеских ракет. Администрация не только идет по пути защиты от мнимой угрозы, которая, возможно, никогда не материализуется, но и намеренно обостряет опасность, внушая России чувство незащищенности и заставляя ее держать наготове тысячи ракет.