будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Мир

Назарбаев уменьшил срок своему преемнику

Назарбаев уменьшил срок своему преемнику
Nazarbayev_ap1
Фото AP

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил уменьшить срок полномочий президента страны и ввести президентско-парламентскую форму правления вместо президентской. Сегодня на совместном заседании палат парламента Назарбаев представил депутатам проект закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию республики Казахстан». Президент высказался за сокращение срока президентского правления с 7 до 5 лет. Правда, эта норма будет действовать после 2012 года, после окончания 7-летнего срока полномочий Назарбаева.

Напомним, что Назарбаев руководит страной с 1989 года. В 2005 году он был избран на второй и последний, по действующей Конституции, срок. Эти выборы Запад не признал соответствовавшими критериям демократии.

В последнее время в Казахстане активно обсуждалась тема здоровья Нурсултана Назарбаева и многие стали гадать, кто будет преемником действующего президента.

Согласно новому законопроекту, часть функций президента передается парламенту страны. «Фактически можно говорить о переходе от президентской формы правления к президентско-парламентской», – сказал Назарбаев. «Республика остается президентской, но с существенным увеличением полномочий парламента», – пояснил он.

Президент предложил проводить выборы в нижнюю палату парламента исключительно по партийным спискам и увеличить численность депутатов в ней на 30 человек – до 107 человек. Также увеличивается число сенаторов в верхней палате парламента – на 8 человек, до 47. Часть депутатов будет предлагаться в парламент по согласованию с Ассамблеей народов Казахстана.

«Таким образом, численность депутатов парламента составит 154, для 15-миллионного населения нашей страны это оптимально», – сказал Назарбаев.

Изменения также предполагают, что формирование правительства будет проходить на основе парламентского большинства. Премьер-министр будет назначаться президентом после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов нижней палаты парламента.

Назарбаев предложил упростить процедуру вынесения вотума недоверия правительству. Сейчас для этого требуется не меньше двух третей голосов депутатов обеих палат. Поправки предполагают, что такое решение сможет принять простое большинство депутатов нижней палаты. При этом президент имеет право распустить парламент в случае вотума недоверия правительству или двукратного отказа утвердить кандидатуру премьера.

Одновременно президент предложил усложнить порядок принятия поправок в Конституцию. По мнению Назарбаева, для этого нужно, чтобы на референдуме об внесении изменений в основной закон «за» высказалась не половина, а две трети от проголосовавших.

Глава Конституционного совета Игорь Рогов сказал журналистам после выступления президента, что новые нормы будут использованы в ходе очередных парламентских выборов в 2009 году. По его словам, при нынешнем составе парламента «все органы будут функционировать по-старому».

Масшатбной политической реформы от Назарбаева ждали уже в течение нескольких месяцев. Ожидания были связаны с изменениями в партийной системе: незадолго до нового года в партию «Отан», лидером которой является Назарбаев, влились три крупные провластные партии. Подобных же шагов ждали и от оппоизиции. Наблюдатели прогнозировали, что в построении своей партийно-политической системы Казахстан выберет американскую модель, с двумя крупными партиями. В случае Казахстана – пропрезидентской и псевдооппозиционной. 

Отметим, что представитель казахстанской оппозиции – лидер Общенациональной социал-демократической партии Жармахан Туякбай высказался о предложениях Назарбаева одобрительно. «В целом первые шаги по изменению Конституции, которые были предложены президентом, вызывают оптимизм: власти действительно намерены идти на серьезные политические реформы», – передало слова Туякбая  агентство Kazakhstan Today. По его мнению, это «первый шаг проведения демократических реформ, за которыми последуют остальные, обеспечивающие нашей стране настоящее, полноценное демократическое управление».

Комментарий заместителя директора Информационно-аналитического центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексея Власова

Выступление Нурсултана Назарбаева не стало политической сенсацией для большинства экспертов, поскольку все основные положения реформы на протяжении последнего года активно обсуждались в рамках Государственной Комиссии по демократизации. Очевидно, что власти Казахстана приняли решение довести до логического конца давно намеченную политическую реформу, расширив полномочия парламента РК, усилив роль и значение политических партий, а в конечном счете осуществив переход от президентской республике к парламентско-президентской форме правления.

Учитывая, что в работе Госкомиссии принимали участие умеренные оппозиционеры в лице Алихана Байменова, власти Казахстана имеют полное основание сказать, что данный вариант реформы поддержан основными политическими силами страны.

Причины формирования новой конфигурации политического пространства очевидны – ни один из возможных наследников президента РК не в состоянии перенять тот громадный комплекс полномочий, которыми обладает первый президент. Теперь ключевыми фигурами на политическом олимпе РК становятся, помимо президента, спикер парламента и глава сената. Формирование парламента по партийным спискам блокирует фронду региональных элит. Это – несомненные плюсы новой модели. Вопрос только в том, насколько устойчива формируемая система?

Можно предположить, что окружение Нурсултана Назарбаева будет, как и раньше, пристально следить за чрезмерно успешными фаворитами. Поскольку реформа, помимо прочих обстоятельств – ясный сигнал к подготовке передачи власти на самом высоком уровне. И обострение внутриэлитной борьбы не смогут блокировать даже самые сложные схемы сдержек и противовесов. Поскольку, как и прежде, в политическом пространстве страны конкурируют не программы, а персоналии. В этом и есть ключевое сходство политической ситуации в РК с российскими реалиями.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).