Москва подала назад в калининградском вопросе. Во вторник председатель Совета глав МИД ЕС Хосеп Пике заявил, что ЕС будет искать "приемлемое решение" вопроса только в рамках норм Шенгена. ЕС, как и ожидалось, не идет на уступки. В ответ Москва дезавуировала свое же предложение о железнодорожном транзите российских граждан через Литву и Польшу в закрытом транспорте. В постановлении, которое в среду и в четверг обсуждает Дума, сказано, что "на этом фоне [соглашения о безвизовом проезде из ЕС в Швейцарию] предложение осуществлять перемещение граждан РФ в опломбированных вагонах выглядит крайне унизительным". Москва сама предлагала это менее месяца назад, отвергая все визовые решения. Теперь МИД настаивает на переговорах в четырехстороннем формате между Россией, ЕС, Литвой и Польшей, а Дума в своем постановлении отмечает, что, отказывая в безвизовом проезде из Калининграда в Москву, ЕС пытается делить европейцев на "людей первого и второго сорта".
Таким образом Дума теперь невнятно предлагает безвизовый вариант, с которого переговорщики отъедут на более реалистичные позиции. При этом, по словам главы международного комитета Рогозина, это ужесточение, а не смягчение позиции. Формально v да. Но на деле Рогозин уже завел разговор о льготном визовом режиме (в постановлении о нем нет ни слова). Пока же в Думе обсуждаются разные идеи. Олег Морозов предлагает вкладывать в паспорта калининградцев и желающих посетить Калининград документ, который был бы признан ЕС и давал бы право проезда, не являясь шенгенской визой. По сути это тот же безвизовой проезд. СПС предлагает выдать калининградцам загранпаспорта за счет федерального бюджета и за счет ЕС (либо совместным проектом) выдать им 10-летние многократные шенгенские визы. (Сегодня максимальный срок шенгенской визы - год, и тут понадобится отдельный двусторонний договор России и ЕС.) А взамен упростить европейцам въезд в Россию, выдавая им визы на границе, минуя консульства. По словам Бориса Немцова, МИД против.
Вице-спикер Думы Ирина Хакамада в разговоре с "Полит.Ру" подвергла критике и ЕС, и МИД. По ее мнению, требование индивидуального подхода к калининградскому вопросу совершенно справедливо и, игнорируя его, ЕС нагнетает напряжение. При этом МИД, говорит Хакамада, тоже не готов к решению проблемы, тогда как из анклава следует сделать "пилотный проект эффективной рыночной экономики в условиях сотрудничества с ЕС". Меж тем замруководителя Российского общественно-политического центра Сергей Михайлов считает, что ни на какие послабления ЕС не пойдет: это будет "нарушение краеугольных принципов Шенгенского соглашения в момент, когда идет речь о его предельном ужесточении", тем более что "Россия тоже является источником нелегальной иммиграции". Замдиректора института США и Канады Алексей Богатуров, напротив, полагает, что у Путина "есть хороший шанс заставить ЕС пойти на компромисс" и "возможен вариант фактически безвизового проезда". Мнения разделились.
Претензии России натянуты. Закрытие анклава на суше прямо посягает на российский суверенитет v вот риторический козырь президента, МИДа, Думы. Однако не вполне ясно, в чем посягательство. Налицо только общественное мнение, требующее от президента защиты национальных интересов. Калининград v это две проблемы: экономика анклава и достаток жителей, основанные на коммуникациях с будущими членами ЕС, и собственно проезд. Первая проблема не затрагивает суверенитет никак. Вторая, если вдуматься, тоже v по крайней мере, формально не в большей степени, чем морской пролив ограничивает территориальное единство острова и метрополии. По мнению экспертов, заняв резкую позицию по Калининграду, Путин уже выторговал у ЕС рыночный статус российской экономики. Видимо, Москва намерена добиться новых послаблений и подать назад. Но сложность в том, что в предвыборное время идти на уступки Путину будет непросто. Страна уже знает, что Калининград v это вопрос о границах государства.