будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Мир
Левкин Андрей

Не понимая из Москвы: Украина, Политреформа

Любое действие, произведенное в Киеве, может быть, нет сомнений, оценено и в Москве. Но тут всегда будет присутствовать определенное непонимание - некоторых мотивов, некоторых отношений, некоторых мотивов решений. На самом-то деле, это непонимание и является главной фишкой аналитики на украинскую тему. Даже в этот раз, когда была отменена Политреформа-2004.

По факту тут все ясно: произошла обратная конституционная реформа. Ну, произошла и произошла, что тут обсуждать. Есть несколько сильных моментов, связанных с имплементацией обратных изменений. Изменений, во первых, много и, во вторых, тогда придется выбирать, за что взяться. А это - как-никак - политическая жизнь. Непонятно разве что то, будет ли к этому иметь отношение парламент.  

В целом же все прописано, вопросов нет ни про изменение полномочий, ни про их сроки, ни про основания для создания коалиции большинства, ни про утверждение Кабмина и премьера.

Столь же понятны и возникающие риски. Ну, коль сколько даже регионал С.Головатый сразу сказал, что решение КС может привести к хаосу, поскольку “в резолютивной части решения КС нет прямого утверждения о том, что в Украине отныне действует Конституция 1996 года”. Риски это же,в общем, тоже понятно. Чуть менее понятна функция депутата Головатого, но это не суть.

Понятнее всего вопросы полномочий Рады и Президента. Потому что А.Лавринович уже сказал, что сокращение срока полномочий не будет относиться к нынешней Раде и нынешнему президенту (но ― уже относится к местным выборам 31 октября).  Хотя, собственно, меняются их функции и система отношений между институциями. 

Еще понятнее мотивировка этого решения: потому что так решили. В связи с чем не вызывает ни малейших сомнений и пояснение решения от того же Лавриновича. Он, как известно, отрицает наличие юридических оснований для проведения досрочных президентских выборов: “Граждане избирают не полномочия, голосуют не за набор прав и обязанностей, а за должностное лицо, за конкретное физическое лицо, которую выбирают на четко определенный срок”. 

Вообще говоря, это заявление вполне может быть оспорено в политическом поле. Скажем, им употреблен термин “должностное лицо”, но ведь параметры должностей изменились? Но тут-то и сидит самый красивый момент всей этой истории. С одной стороны есть конкретное физическое лицо с пятилетним сроком своих полномочий. ОК, избранное физическое лицо остается, но тогда ровно теми же должны быть и те полномочия, в комплекте с которыми физлицо было избрано. Но нигде нет и слова о том, что новые старые полномочия возвращаются со следующих каденций избираемых должностных лиц.  Ну вот, в Раде уже появилось большинство взамен коалиции: потому что 1996 год коалицию не предусматривал. Чего тут не понять? 

Непонимания начинаются дальше. Происходит 1 октября, возвращается старая конституция - с очевидными нюансами правоприменения. Власть тут допускает некоторый заметный косяк. Ну, они считают, что не косяк. Но повод налицо, а что делают оппоненты, у которых появился конкретный пункт приложения сразу всех своих претензий? 

Рассматриваем оппонента номер раз, Ю.Тимошенко. Она сообщает об узурпации, после чего обосновывает ее длинной цепочкой сравнений. У нее там подряд “день убийства демократии”, установление диктатуры, украинский ГКЧП, “правовое святотатство”, “День борьбы с бешенством”, император Калигула с “провозглашением его коня по кличке Инцитат сенатором”, а конь тут же превращается в “политическое "ядерное оружие" в виде “не совсем адекватного Президента с полномочиями диктатора”. Или так много поэзии потому, что БЮТ в 2004 годы голосовал против политрефрмы? Вряд ли, потому что жизнь идет. Из заявления Тимошенко следует, что ей все это не нравится, однако - должна же быть названа хоть какая-то причина, не связанная с эмоциями? 

Или - вот это-то и непонятно - ей кажется, что именно так будет конкретней и понятней гражданам? Хорошо, возможно, но как она этими словами объяснит произошедшее европейцам. Что они поймут: президент ввел в сенат коня, зараженного бешенством и ставшим поэтому неадекватным ядерным оружием, которое убьет демократию?

Соответственно, вопрос: может, она не в теме? У нее нет референтов, а в стране вообще не осталось политологов, который бы могли заранее расписать варианты и загодя обеспечить позиции для противников решения КС? Ничего подобного. Может, аналитики и было не очень много, но имелась и вполне вменяемая. Скажем, 25 сентября в “ЗН”  появилась громадная статья С.Рахманина про все это.

Он дал там обзор ситуации с отменой политреформы, вариантами рекомендаций КС и политическими последствиями. За неделю до решения суда в качества “наименее болезненного” варианта рассматривался такой: “судьи КС признают “четыре двойки” неконституционным и рекомендуют парламенту восполнить правовой пробел в соответствии с процедурой, описанной в XIII разделе Конституции. То есть, внести изменения в Основной Закон. Но изменения строго определенные: нормы, которые изменялись в 2004-м, должны быть приведены в соответствие с редакцией 1996-го”. По словам Рахманина, тут “содержится, по меньшей мере, намек на некую правовую чистоту”.

Но дальше было сообщено, что  “... судя по всему, вводная претерпела изменения. По свидетельству сразу четырех не связанных между собой источников информации, в промежуток между 1 и 5 октября КС обнародует решение, исключающее участие ВР в процессе восстановления конституционной справедливости”. По словам этих источников, тут два варианта: или КС в решении сообщает о возвращении к Конституции-96 или просто ставит закон 2222 вне закона. “И точка. Все остальное додумают за судей КС”. Иными словами, решение КС будет минимальным, а дальнейшее будет состоять в продавливании интерпретаций. Именно этот вариант и сыграл - уж казалось бы, подготовить тезисы возражений время было. Так вот нет же, началось про Калигулу и ядерное оружие.

Еще о последствиях от Рахманина. Например: “Уточнения потребуют десятки законов и несметное количество подзаконных актов. Тысячи документов будет противоречить Конституции, но какие именно, в какой именно части, никто толком ответить не сможет. Исполнение законов будет вытеснено применением”. Интересно, что первым об этом 1 октября сказал вышеупомянутый Головатый, а не оппозиция.

Да, у Рахманина тоже, вроде, не упоминался вариант, при котором избранные по прежним правилам для прежних полномочий физлица будут без перевыборов работать с новыми полномочиями. Это вычитывается, но теряется среди прочего множества аргументов. И вот тут второе непонимание. Эффект от вполне внятных выводов Рахманина растрачивается чуть ли не намеренно: рядом с пояснением о хаосе стоят еще четыре. В итоге, самый серьезный контраргумент затерт рассуждением о том, в каких случаях можно “оправдать неправомерный акт, продиктованный высшей целью”.

Что и есть главная непонятка: зачем такой метод? Чтобы дать полный обзор всего, что существует на свете по данному поводу? И еще: чем тут помогают красоты, в большом количестве внедренные в текст? Типа: “В наш печальный век инквизиции совести и диеты духа стало модным, как писал Маркес, бороться с чудом левитации при помощи приклада”.

С моей стороны это не критика, не наезд, а именно что искреннее непонимание. То есть, может быть дело обстоит именно так, что в Украине нельзя просто расписать что будет и какие последствия будет иметь, а надо непременно сказать, что “Осчастливить при помощи гаечного ключа можно только того, у кого течет кран”?

Ну, это же важно для понимания хода процессов и адресата речи. К слову, непонятно - кто этот адресат у “Зеркала недели” в лице Рахманина? Политики не читают, это уже видели. А тогда кто?


Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).