Борис Березовский довел до логического конца свою атаку на Владимира Путина, представив в Москве документальный фильм о терактах 1999 года. Презентация в Музее Сахарова ясно показала, что акция рассчитана в первую очередь на западную прессу, и основной задачей Березовского остается борьба за собственный правозащитный имидж в глазах западного истеблишмента, а не реальное влияние на российскую политику. Запад, и это было видно в том числе по реакции журналистов, не готов разделить предложенный Березовским взгляд на природу власти президента Путина, однако в русле своих относительно утрированных представлений считает полезным допустить существование такого взгляда. В Москве у гипотезы Березовского нет шансов: как и два года назад, версия о причастности ФСБ и Путина к московским взрывам не покидает сферы маргинальной конспирологии.
Фильм "Покушение на Россию" целиком посвящен рязанскому инциденту, когда через неделю после второго московского теракта рязанская милиция и местная ФСБ по наводке частного лица обнаружили в подъезде одного из домов мешки с белым веществом, провода и батарейки. Скандал поутих в тот же день, когда милиция не смогла взорвать мешки на специальном полигоне, несмотря на наличие паров взрывчатых веществ. Через два дня глава ФСБ Патрушев объявил, что в мешках был сахар, а в Рязани ФСБ проводила "учения" . Фильм на три четверти скроен из телепрограммы "Независимое расследование" на НТВ тех дней, в которой оскорбленные и напуганные жители рязанского дома нападают на руководителя пресс-службы ФСБ Здановича. Опираясь на некоторые нестыковки в показаниях чекистов, авторы фильма, монтируя реплики героев и неких экспертов, говорят о том, что, раз глава МВД Рушайло не знал об организованных ФСБ "учениях", а премьер-министр Путин не уволил Патрушева, следовательно, имеет смысл говорить о попытке организации теракта с ведома высшего руководства.
Менеджеры партии Березовского предложили расценивать фильм как апелляцию к Думе на предмет расследования мероприятий ФСБ и v шире v установления над органами парламентского контроля. В этом качестве пленка, если забыть ее конспирологический тон, внешне выглядит более адекватной, и в фильме наиболее убедительны фрагменты, в которых Дума отказывается проводить парламентское расследование рязанского скандала. Но Дума не покрывает преступников; просто активность силовых органов v не ее дело.
В остальном кино даже не нуждается в опровержении. Весь последний год работая над темой участия российской власти в организации терактов, Березовский предельно обостряет диалог с Кремлем, провоцируя его на репрессии, которые не преминули последовать, в частности, в отношении "ТВ-6". Предлагая увидеть террористов в топ-чиновниках, Березовский сознательно треплет базовые ощественные лояльности - к государству как к легальному институту и к окружающему миру вообще. Хроника московских терактов v мощнейший контраргумент против всей гипотезы: последовательное массовое уничтожение спящих граждан слишком противоречит работающему культурному механизму. Взорвав два (три?) жилых дома, ФСБ пытается снести третий v это полная бессмыслица.
Гипотеза построена на том факте, что ответная мобилизация вокруг фигуры Путина во многом способствала его успеху на президентских выборах. Это, однако, было неочевидно в то время, когда второй московский взрыв погрузил город в апатию страха и полного неверия. Есть и другие соображения: провокация v доступная технология, и ФСБ при желании могла организовать взрыв (без жертв) и даже найти виновных. Общество действительно нуждается в защите от чекистов, усиливающих политическое влияние, преследующих журналистов, организующих реальные провокации (вроде v как сегодня ясно v шумного казуса с немецким журналистом Хефлингом, с позором высланным из Чечни за пленку журналиста Блоцкого; теперь Блоцкий написал книгу о Путине). Но сомнительная кассета Березовского скорее компрометирует эту идею.