Российские СМИ к ночи на среду вышли с заголовками, в которых употреблялись слова "Тимошенко", "суд", "семь лет" и т.п. На самом деле там ничего не решено, потому что все а) сложнее и б) психологию политических лиц Украины ощутить нельзя, даже если кажется, что обстоятельства понятны.
Фраза, употребленная в заголовке, целиком выглядит так: "Ніколи так не було, щоб ніяк не було. Завжди так було, щоб якось та було". Что полностью соответствует фразе из Швейка: "Никогда так не было, чтобы никак не было", в чем нет ничего удивительного, поскольку Гашек и начинал писать книгу в Киеве, в гостинице "Прага" возле Золотых ворот, напротив нынешнего здания СБУ. И это уместная цитата, поскольку она вводит в местную ментальность, одновременно включая ее в европейский контекст, без которого тут не обойтись.
Что касается суда и семи лет, то в процессе был перерыв на две недели. Пафос паузы состоял как бы в том, что за это время власть сообразит, как ей выйти из ситуации, минимально испортив имидж. Не в том дело, что осуждение будет выглядеть чисто заказным — не вполне так. Но имеют место проблемы с Европой на тему преследования оппозиции по политическим мотивам. А Украине сейчас подписывать соглашение по Зоне свободной торговле и более общее Соглашение об ассоциации. Второе должно быть еще и ратифицировано всеми странами ЕС, а там у каждой свои мнения по любому поводу такого рода. Тем более, что сохраняется инерция — пусть и сходящая на нет — на тему героев "Оранжевой революции", которых теперь сживают со свету уголовными процессами. Да, они запаздывают, но не следить же каждый день за событиями в стране, действия чьих политиков с точки зрения общеевропейского разума непредсказуемы.
Вообще, в такие истории невозможно вставить личную субъективность, вот именно потому, что логику принятия решений в Украине можно понять только изнутри. Там все иначе. Не в том даже дело, что в СМИ можно прочитать очень много страстного в пользу любой из сторон, там и фигуранты процесса открытые и чуть-чуть простодушные, что ли.
Пример. Министр экономики в правительстве Тимошенко Богдан Данилишин, живущий сейчас в Чехии, в начале сентября дал интервью "РегионКиевМедиа". Существенно, что это никак не враг Тимошенко, а наоборот - его пытались посадить по тому же газовому делу (по одному из его ответвлений), но он успел перебраться в Чехию и даже получил там политическое убежище. Так что Тимошенко он симпатизирует, мало того — тема ее политического преследования существенна и для его статуса. И вот, в интервью он на голубом глазу раскрывает милые тайны: "Данилишин подтвердил, что экс-премьер Тимошенко принимала кокаин, когда подписывала газовые контракты с Россией. Однако, по его мнению, кокаин является обычным стимулятором". Ну и прямая речь: "Вот, сейчас общественность обвиняет Тимошенко в употреблении наркотиков, а что Вы думаете, другой политик бы вышел вынужденно "сдавать Украину" без дозы? Кто-то пьет, кто-то пичкает себя антидепрессантами, а кто-то употребляет кокаин. Так что добавить теперь Тимошенко еще статью за торговлю наркотиками? Она одна, что ли, в нашей элите стимулируется?"
Ну да, тут вопрос: а ну как фэйк? Однако дело было 7 сентября, интервью вполне живое, опровержений с тех пор не было (от Данилишина). Вообще, естественность обращения с темой налицо, да и характер фэйков определяет характер реальной действтельности. Тем более, что тут не о кокаине, пусть даже в формате влияния вещества на подписание плохих соглашений. А лишь о том, что некоторые истории там рассматриваются в какой-то другой рамке. Там же никто даже не взбудоражился фразой: "Вы думаете, другой политик бы вышел вынужденно "сдавать Украину" без дозы?" Иначе говоря, тема "сдачи" в обществе зафиксирована и не обсуждается, как очевидная. А судят — за отдельные нюансы. Если кратко, то Тимошенко обвиняют в том, что она дала О.Дубине сфальсифицированные директивы Кабмина на заключение соглашения (ну, подписывали хозяйствующие субъекты, "Нафтогаз" (Дубина) и "Газпром" (Миллер)). А на кокаин никто внимания обращать не стал, да.
Вообще, непонятно, кому и зачем понадобилось летом отправить Тимошенко в СИЗО. Собственно, ровно это и стало причиной, по которой ЕС отнесся к процессу так нервно. Шел бы суд, она бы ходила на заседания — все было бы спокойно до приговора. А бывшая пресс-секретарь Януковича, а теперь - глава одного из управлений АП и советница президента Анна Герман какое-то время назад просто утверждала, что если бы знала кто давал прямое указание арестовать Тимошенко, то "задушила бы его собственными руками". В прямом эфире сказала, на ICTV.
Впрочем, власть в результате ареста узнала одну приятную вещь. До этого оппозиция была уверена, что арест Тимошенко вызовет немедленный всплеск протестных настроений и рост рейтинга оппозиции, прежде всего — тимошенковской "Батькивщины". А вот нет, ни малейшего роста рейтинга, никаких признаков нарастания народного гнева по ее поводу. Даже манифестация в День независимости, которую оппозиция проводила на тему "свободу политзаключенным" провалилась, в общем-то.
Семь лет, это что?
Итак, после перерыва, 27 сентября суд возобновился. Теперь начались прения сторон. Со стороны обвинения выступила прокурор Л.Фролова, сообщившая, что вину Ю.Тимошенко в "газовом деле"считает полностью доказанной. Вывод: обвинение требует приговорить ее к 7 годам заключения. Но вот это тут не ужас-ужас-ужас, а наоборот — потому что это нижняя граница по инкриминируемой статье. И, с точки зрения защиты, сообщенной в неформальной обстановке прессе, это свидетельствует о неуверенности власти.
Интереснее другое. Далее Фролова сообщила, что "преступления, совершенные высшими должностными лицами государства, определяются одним из опаснейших видов преступности". Из этого следует, что идея реформирования законодательства в пользу Тимошенко ей совершенно не близка. А это — та самая тема, в рамках которой ищется, как сделать так, чтобы Европа сняла свои претензии. Мало того, поздним вечером вторника стало известно, что В.Янукович (как президент) внес в Раду законопроект о декриминализации экономических преступлений. Теперь надо понять, какой именно, их там было три. Причем все — от оппозиции, что как бы намекает на взаимодействия оппозиции с властью по этому поводу.
Первый законопроект предлагает просто убрать из УК 365-й статью, которая предполагает уголовную ответственность за превышение власти или служебных полномочий (конкретно тимошенковскую). Ну странный вариант, он же открывает простор для злоупотреблений любому начальнику. Разумеется, если СМИ корректно передали его смысл.
Второй проект представили в Раду А.Яценюк и его партийцы. Там предложено считать превышение власти или служебных полномочий правонарушением, но не уголовным, а лишь административным. Вопрос в том, как быть в случае, когда превышение приносит конкретный ущерб? Ограничиться возмещением ущерба и штрафом? Но какой ущерб тогда должна будет возместить Тимошенко, учитывая последствия заключенного газового соглашения? То есть, цифра как раз известна: более 1,5 миллиарда гривень.
В третьем варианте предложено изменить субъектность. Не убирать из УК 365-ую статью, а подправить 364-ую, уточнив, кто именно подпадает под определение "должностные лица". Уточнение должно идти по линии закона "О Кабинете министров", согласно которому члены правительства являются не госслужащими, а политическими деятелями. Поэтому за свои действия они должны нести не уголовную, а политическую ответственность - если не совершили очевидного уголовного преступления.
Авторы считают, что здесь надо просто согласовать УК и закон о Кабмине, в результате чего политические деятели будут освобождены от угрозы уголовного преследования за политические действия. То есть, их ошибки будут иметь только политические последствия – они проиграют на выборах. Безусловно, это чисто идеализм, но если непременно надо вывести Тимошенко из-под уголовного дела, то этот вариант представляется хотя бы более-менее вменяемым. Собственно, СМИ утверждали, что "именно этот документ сегодня является предметом наиболее пристального изучения Банковой".
Тут, конечно, есть и побочный вывод: понятно, в чем смысл уголовного преследования за политические ошибки. Очевидно, власти вполне обоснованно полагают, что украинский электорат еще не умеет оценить ущерб, нанесенный политиком. И тот имеет шанс остаться безнаказанным, вернуться во власть и мстить в обратную сторону.
Впрочем, сегодня (в среду, 28-го) выяснилось, что в тексте законопроекта Януковича о смягчении наказания за экономические преступления внесение изменений в пункт статьи УК, по которому судят Тимошенко не предусмотрено. Но и это еще не конец, поскольку вполне, наверное, возможно переквалифицировать обвинение и вынести приговор уже по новой (и смягченной) статье. Ну и другой вариант: если Европа хочет смягчения законодательства, то — вот оно, а причем тут Тимошенко?
Что хотела Европа
Европа довольно долго (ну, те, кого это касалось) считала, что налицо чисто политическое преследование оппозиции. Но стала уточнять позицию по ходу дела. Видимо, украинские власти все-таки вели кое-какую разъяснительную работу, да и цифры газового соглашения достаточно наглядны.
Вообще, тут не так, что если Тимошенко осудят, то Украину отвергнут навсегда — этак она же в Таможенный союз может пойти. Еврокомиссия выстраивала разговор в ту сторону, что с Тимошенко надо бы разобраться помягче, чтобы заключить Соглашение об Ассоциации. Впрочем, затем возобладало мнение, что соглашение подписать надо в любом случае, потому что оно-то и побудит Украину выполнять евронормативы права и так далее. Сейчас будут два саммита — уже начинающийся Восточного партнерства и, в конце года, ЕС-Украина. Там все и разъяснится, особенно на втором.
В конце концов в 20-ых числах сентября во время конференции "Ялтинская европейская стратегия" "Коммерсанту-Украина" дал интервью Комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Ш.Фюле . То есть, это основной чиновник, отвечающий за расширение ЕС и его точка зрения на Украину есть официальная позиция. Она достаточно длинная, зато даже человечная, имея в виду наличие в ней неформальных моментов.
У Фюле были два новых мессиджа. Первый начался с того, что если Украина упустит сейчас "исторический шанс" договориться об ассоциации с Евросоюзом, ей будет потом сложно вернуться на достигнутые позиции. Шанс же в том, что в ЕС "очень решительно настроены завершить переговоры по соглашению об ассоциации, потому что этот договор хорош для всех нас – и для Украины, и для ЕС".
В чем угроза потери шанса? "Если решение проблем, о которых идет речь, не будет найдено, сделать это, возможно, будет сложно". В этом месте еще кажется, что проблемой является "дело Тимошенко". Но про Тимошенко Фюле тут не сказал, а стал пояснять сложности процедуры: "Если мы парафируем это соглашение, то позже от нас будут ожидать, что мы его подпишем, а затем – ратифицируем. А с ратификацией могут возникнуть проблемы".
Тут он еще больше пошел в сторону и уточнил: "Мы предлагаем Украине не обычный договор о ЗСТ, а создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. А это не только торговые отношения. Это означает, что мы фактически включаем Украину в общий рынок ЕС, который является одним из самых успешных проектов Евросоюза". Пояснив, что Украина может первой заключить с ЕС соглашение, экономическая часть которого выходит за рамки традиционного понятия о ЗСТ.
Далее последовала неожиданная — имея на уме все тут же Тимошенко - фраза: "Вы бы не стали предлагать эти возможности странам, у которых есть явные проблемы с соблюдением ваших основных ценностей, не так ли?" Получается, что поведение Украины ЕС вполне устраивает. Но в чем тогда проблема, если в целом все хорошо?
Фюле продолжал сохранять интригу. По его мнению, особенность предлагаемых соглашений по СА и ЗСТ в том, что все это "требует нового качества взаимоотношений Киева и Брюсселя. И здесь недостаточно ориентироваться на прагматический подход в переговорах по СА. Многое зависит и от того, как Украина обеспечивает независимость юстиции, верховенство права, свободу прессы и другие фундаментальные права и свободы".
И это был переход ко второму мессиджу. То есть — к причинам, по которым Украина может упустить свой шанс. Вроде бы, тут-то без Тимошенко не обойтись, но новизна, которую привнес Фюле, и состояла в том, что речь шла не конкретно о ней, а о некоторых особенностях украинской судебной системы.
Но сначала Фюле расстроил оппозицию словами о Тимошенко и Луценко: "Они не являются политическими заключенными. Мы не считаем никого из них таковыми… А на каких основаниях мы должны так считать?" И пояснил, что есть понятное различие между "проблемными случаями в Украине" и политическими заключенными в Белоруссии. Разница простая: в Белоруссии их арест стал следствием того, что они выступали против Лукашенко. А в Украине "возникают вопросы о качестве законодательства и об уровне независимости судебной системы".
Что касается качества законодательства и его связи с делом Тимошенко, то все просто: "Я уже отметил, что у Украины будут сложности, если бывшего премьер-министра и ее коллег посадят, основываясь на законодательстве, корни которого уходят в советскую судебную систему. К слову, если вы изучите законы стран-членов ЕС, то вряд ли найдете там статьи, подобные тем, по которым проходит Тимошенко".
Так что если принять закон о "декриминализации" экономических преступлений, то Европу это полностью устроит. Даже не в связи с Тимошенко, но как системное действие. Фюле даже добавил, что "украинская власть осознает сложность ситуации, ее подтекст, понимает неоднозначность обвинения экс-премьера по тем статьям, на которых основывается сегодня процесс по ее делу".
С неформальной стороны ситуацию можно понять так. Какое-то время назад Еврокомиссия некритично встала на строну оппозиции, говорившей о политическом преследовании Тимошенко. Позже стало понятно, что это не совсем так. Теперь в качестве выхода из достаточно неловкой ситуации, Еврокомиссия предлагает расширить рамки отношений, сопровождая это бонусами ("не обычный договор о ЗСТ, а создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли"). Ну, мы от вас хотим нетипично много, но вот мы уже и предлагаем больше.
Мессиджи были восприняты и вскоре после этого интервью Фюле В.Янукович сообщил, что полностью согласен с Еврокомисссаром Фпо части проблем украинского законодательства,в том числе и с тем, что "Уголовный кодекс в неизменном виде существует с 1962 года, когда Украина еще была республикой бывшего СССР". И да, власть уже готовит вывод из под уголовного законодательства "некоторых статей, касающихся экономической сферы".
Так что реальная интрига на сегодня состоит вовсе не в затребованных семи годах для Тимошенко, а в том - в самом ли деле В.Янукович решил обхитрить Европу за тимошенковский счет и что будет после этого, если это действительно так.