Беспрецедентный рост мировых цен на нефть начинает приносить свои горькие плоды. На прошлой неделе все признаки кризиса проявились в Индонезии – упал курс национальной валюты, выросли процентные ставки по кредитам, снизился фондовый индекс. Правда, дальнейшее неблагоприятное развитие событий удалось затормозить – местный Центральный банк провел валютные интервенции, а Центробанки Японии и Южной Кореи тут же предоставили ему кредиты для восстановления израсходованных резервов. Можно надеяться, что пока кризис не перекинется на соседние страны региона, а потом и на всю мировую экономику, как это было в 1997-1998 годах. Но это только пока, потому что первопричина кризиса – сверхвысокие цены на нефть – никуда не исчезла, и валютными интервенциями Японии и Кореи (которые тоже, кстати, страдают от высоких нефтяных цен), ее не разрешить.
Болезненная реакция индонезийской экономики на высокие нефтяные цены связана, во-первых, с тем, что страна является нетто-импортером нефти (импортирует больше, чем экспортирует), и каждый очередной скачок цен на Нью-йоркской или Лондонской товарно-сырьевых биржах наносит существенный удар по ее платежному балансу. За импортируемую нефть приходится платить в долларах, а их у Индонезии не так уж и много. Во-вторых, государственный бюджет Индонезии выплачивает местным потребителям бензина субсидию, так как эти потребители не очень-то богаты, и оплачивать полностью дорогое топливо не в состоянии. В прошлом финансовые власти страны кое-как справлялись с этой нелегкой обязанностью, но в этом году, как раз вследствие скачка цен, справляться перестали. В бюджет были заложены одни суммы субсидий, но по факту стали требоваться совершенно другие. А вот где их взять – непонятно. Бюджет уже давно сверстан и принят, и внести в него поправки на ходу очень трудно. К тому же для внесения поправок все-таки требуются реальные дополнительные доходы, которых, понятное дело, нет и не предвидится. Как, впрочем, и лишних долларов.
Поэтому, повторяем, торможение кризиса может быть только временным, если, конечно, нефтяные цены вдруг не возьмут и не упадут. Но если они продолжат свой рост или, на худой конец, останутся на нынешнем уровне, краха не избежать. Рано или поздно у индонезийского бюджета деньги кончатся, он перестанет выплачивать бензиновые субсидии, и тогда деловая жизнь в стране замрет. Правда, политическая, наоборот, резко оживится, но это уже тема для другого разговора.
Прогнозируемый индонезийский крах быстро распространится по всей мировой хозяйственной периферии, и не только потому, что хозяйство данной страны тесно связано с экономиками соседних стран, но и поскольку Индонезия – не единственный в мире импортер нефти. Кроме нее есть еще десяток-другой значимых в международном отношении стран, которым тоже приходится переплачивать за черное золото, и очень скоро они столкнутся с теми же проблемами: кончится валюта для оплаты нефти, придется отказаться от ее импорта - после этого экономика остановится.
Кризис пока не затронул так называемые развитые страны, в первую очередь западноевропейские, состоящие в Европейском валютном союзе. Хотя их политические лидеры и экономические руководители уже давно проявляют беспокойство по поводу растущих цен. Но пока только беспокойство, а не панику, так как в отличие от слаборазвитых стран, европейцы, тоже импортирующие нефть, для ее оплаты могут эмитировать валюту, которая хорошо принимается всеми хозяйствующими субъектами мира. И пока евро ценится наравне с долларом, западноевропейские страны могут особенно не горевать. Тем более, что, кроме возможности расплачиваться конвертируемой валютой, они наверняка получают проценты или погашения по ранее выданным нефтедобывающим странам кредитам. Навроде того, как это сейчас происходит с Россией, которая ударно-досрочно погашает долг членам Парижского клуба. Имеются и стратегические запасы нефти, которые начинают выбрасывать на рынок, чтобы не допустить дальнейшей эскалации цен. В общем, перспективы европейских стран кажутся не столь мрачными, как у стран с менее развитой экономикой.
Однако, несмотря на свою недоразвитость (а может, именно благодаря ей), неплатежеспособные импортеры нефти могут потянуть за собой на дно и относительно благополучные экономики. Причем не только нефтеимпортеров, но и нефтеэкспортеров, в том числе и Россию. Если страны-покупатели нефти в массовом порядке начнут сокращать закупки топлива, то нефтяные цены недолго удержатся на достигнутом уровне и тут же рухнут вниз - несмотря на все войны, ураганы и забастовки в нефтедобывающих странах. Нет спроса – не будет и высоких цен.
Тогда получится, что страны Юго-Восточной Азии уже второй раз выступают в качестве генератора мирового кризиса (первый раз это было в 1997 году). Правда, рисунок кризиса несколько поменялся. Тогда, восемь лет тому назад, кризис был вызван появлением избыточных производственных мощностей в недавно возникшей отрасли промышленности – производстве сотовых телефонов, - а падение нефтяных цен было скорее одним из последствий этого кризиса. Теперешний же кризис все больше и больше начинает напоминать уже ставший историей нефтяной кризис 1970-х годов. Безусловно, не по причинам возникновения, а по возможным результатам. Тогда, чуть больше 30 лет назад, после скачка нефтяных цен страны-импортеры нефти совершили технологический рывок, заменив прежнее энергоемкое оборудование на новое, энергосберегающее. Времени ушло на это немало, экономическая депрессия растянулась на все 70-е годы и захватила начало 80-х, но результат был налицо. И вот теперь ситуация складывается аналогичная. Сверхвысокие цены делают неэффективным использование имеющегося оборудования, значит, оно подлежит массовой замене. И пока эта замена не произойдет, от “нефтяной зависимости” избавиться будет очень трудно.
Положение России с учетом этой ситуации выглядит не очень устойчивым. Хотя, с другой стороны, когда оно выглядело таковым? Поскольку повлиять на ситуацию с нефтью мы никак не можем, нам остается только реагировать на каждодневно меняющуюся конъюнктуру, подстраиваясь под изменение мирового спроса. Пока нам везет. Но что будет, если страны Юго-Восточной Азии опять начнут сбрасывать объемы производства и сокращать потребление нефти, предсказать нетрудно. И тогда теперешнее относительное благополучие снова сменится глубоким упадком. Конечно, не таким глубоким, как в Индонезии, но не менее шумным и эффектным.