будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Мир
Гриценко Григорий

Новое издание нефтяного кризиса

Новое издание нефтяного кризиса
98_04

Беспрецедентный рост мировых цен на нефть начинает приносить свои горькие плоды. На прошлой неделе все признаки кризиса проявились в Индонезии – упал курс национальной валюты, выросли процентные ставки по кредитам, снизился фондовый индекс. Правда, дальнейшее неблагоприятное развитие событий удалось затормозить – местный Центральный банк провел валютные интервенции, а Центробанки Японии и Южной Кореи тут же предоставили ему кредиты для восстановления израсходованных резервов. Можно надеяться, что пока кризис не перекинется на соседние страны региона, а потом и на всю мировую экономику, как это было в 1997-1998 годах. Но это только пока, потому что первопричина кризиса – сверхвысокие цены на нефть – никуда не исчезла, и валютными интервенциями Японии и Кореи (которые тоже, кстати, страдают от высоких нефтяных цен), ее не разрешить.

Болезненная реакция индонезийской экономики на высокие нефтяные цены связана, во-первых, с тем, что страна является нетто-импортером нефти (импортирует больше, чем экспортирует), и каждый очередной скачок цен на Нью-йоркской или Лондонской товарно-сырьевых биржах наносит существенный удар по ее платежному балансу. За импортируемую нефть приходится платить в долларах, а их у Индонезии не так уж и много. Во-вторых, государственный бюджет Индонезии выплачивает местным потребителям бензина субсидию, так как эти потребители не очень-то богаты, и оплачивать полностью дорогое топливо не в состоянии. В прошлом финансовые власти страны кое-как справлялись с этой нелегкой обязанностью, но в этом году, как раз вследствие скачка цен, справляться перестали. В бюджет были заложены одни суммы субсидий, но по факту стали требоваться совершенно другие. А вот где их взять – непонятно. Бюджет уже давно сверстан и принят, и внести в него поправки на ходу очень трудно. К тому же для внесения поправок все-таки требуются реальные дополнительные доходы, которых, понятное дело, нет и не предвидится. Как, впрочем, и лишних долларов.

Поэтому, повторяем, торможение кризиса может быть только временным, если, конечно, нефтяные цены вдруг не возьмут и не упадут. Но если они продолжат свой рост или, на худой конец, останутся на нынешнем уровне, краха не избежать. Рано или поздно у индонезийского бюджета деньги кончатся, он перестанет выплачивать бензиновые субсидии, и тогда деловая жизнь в стране замрет. Правда, политическая, наоборот, резко оживится, но это уже тема для другого разговора.

Прогнозируемый индонезийский крах быстро распространится по всей мировой хозяйственной периферии, и не только потому, что хозяйство данной страны тесно связано с экономиками соседних стран, но и поскольку Индонезия – не единственный в мире импортер нефти. Кроме нее есть еще десяток-другой значимых в международном отношении стран, которым тоже приходится переплачивать за черное золото, и очень скоро они столкнутся с теми же проблемами: кончится валюта для оплаты нефти, придется отказаться от ее импорта - после этого экономика остановится.

Кризис пока не затронул так называемые развитые страны, в первую очередь западноевропейские, состоящие в Европейском валютном союзе. Хотя их политические лидеры и экономические руководители уже давно проявляют беспокойство по поводу растущих цен. Но пока только беспокойство, а не панику, так как в отличие от слаборазвитых стран, европейцы, тоже импортирующие нефть, для ее оплаты могут эмитировать валюту, которая хорошо принимается всеми хозяйствующими субъектами мира. И пока евро ценится наравне с долларом, западноевропейские страны могут особенно не горевать. Тем более, что, кроме возможности расплачиваться конвертируемой валютой, они наверняка получают проценты или погашения по ранее выданным нефтедобывающим странам кредитам. Навроде того, как это сейчас происходит с Россией, которая ударно-досрочно погашает долг членам Парижского клуба. Имеются и стратегические запасы нефти, которые начинают выбрасывать на рынок, чтобы не допустить дальнейшей эскалации цен. В общем, перспективы европейских стран кажутся не столь мрачными, как у стран с менее развитой экономикой.

Однако, несмотря на свою недоразвитость (а может, именно благодаря ей), неплатежеспособные импортеры нефти могут потянуть за собой на дно и относительно благополучные экономики. Причем не только нефтеимпортеров, но и нефтеэкспортеров, в том числе и Россию. Если страны-покупатели нефти в массовом порядке начнут сокращать закупки топлива, то нефтяные цены недолго удержатся на достигнутом уровне и тут же рухнут вниз - несмотря на все войны, ураганы и забастовки в нефтедобывающих странах. Нет спроса – не будет и высоких цен.

Тогда получится, что страны Юго-Восточной Азии уже второй раз выступают в качестве генератора мирового кризиса (первый раз это было в 1997 году). Правда, рисунок кризиса несколько поменялся. Тогда, восемь лет тому назад, кризис был вызван появлением избыточных производственных мощностей в недавно возникшей отрасли промышленности – производстве сотовых телефонов, - а падение нефтяных цен было скорее одним из последствий этого кризиса. Теперешний же кризис все больше и больше начинает напоминать уже ставший историей нефтяной кризис 1970-х годов. Безусловно, не по причинам возникновения, а по возможным результатам. Тогда, чуть больше 30 лет назад, после скачка нефтяных цен страны-импортеры нефти совершили технологический рывок, заменив прежнее энергоемкое оборудование на новое, энергосберегающее. Времени ушло на это немало, экономическая депрессия растянулась на все 70-е годы и захватила начало 80-х, но результат был налицо. И вот теперь ситуация складывается аналогичная. Сверхвысокие цены делают неэффективным использование имеющегося оборудования, значит, оно подлежит массовой замене. И пока эта замена не произойдет, от “нефтяной зависимости” избавиться будет очень трудно.

Положение России с учетом этой ситуации выглядит не очень устойчивым. Хотя, с другой стороны, когда оно выглядело таковым? Поскольку повлиять на ситуацию с нефтью мы никак не можем, нам остается только реагировать на каждодневно меняющуюся конъюнктуру, подстраиваясь под изменение мирового спроса. Пока нам везет. Но что будет, если страны Юго-Восточной Азии опять начнут сбрасывать объемы производства и сокращать потребление нефти, предсказать нетрудно. И тогда теперешнее относительное благополучие снова сменится глубоким упадком. Конечно, не таким глубоким, как в Индонезии, но не менее шумным и эффектным.

См. также:

  • Гриценко. Нефть вместо олигархов
  • Гриценко. Катастрофический рост цен на нефть
  • Гриценко. Нефтяной шок
Гриценко Григорий
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).