будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
конец света
Май 20, 2025
Мир
Муравьев Алексей

О том, как мы живем в конце света

О том, как мы живем в конце света
bosh-strashny-sud
Босх. Страшный суд. Источник: nnm.ru

Итак, ничего нового не произошло. То ли не так расшифровали майянские иероглифы, то ли вообще зря начали считать. Как известно, Христос-Спас считать не велел. «Не знаете, - написано, - ни срока, ни времени того». И сразу же, как было это произнесено, начали считать с удвоенной силой. Это эффект запертой комнаты в доме Синей Бороды из Шарля Перро: запретная комната в доме загадочного мужа стала самым интересным для молодой жены. Ну или как мифическая матерная глава «Серп и Молот-Карачарово» из «Москвы-Петушков» эсхатологического путешественника Венедикта Ерофеева, которую автор якобы запретил читать юным девам, но те бросились первым делом читать именно ее.

В начале нашей эры конец света все ждали со дня на день, но он никак не наступал. Но тогда термина «конец света» ведь не было. Было два слова: парусия и армагеддон. Первое значит «второе пришествие Христа», а второе – «холм Мегиддо», место, где будет согласно «Откровению Иоанна Богослова» (Апок 16:16), последняя битва воинства сатаны с воинством Христа. Антихрист был лишь одним из лжепророков перед новым пришествием Христа, жалким воеводой уже проигравшего стратега. Проще говоря, в древности говорили не о конце, а о последних событиях (эсхата). Сам конец иносказательно именовался метафорическими словами «суд» и «огонь», и расписывать его подробности было не принято. В еврейской оптике это  называлось «день Господень», новый Исход, но и это все были метафоры высокого полета.

Эсхатон. Фото: eschaton2012.ca

В начале нашей эры люди говорили о том, что происходит сейчас и медленно, но верно движется ко второму пришествию Христа и Последнему суду. Центр смыслов был внутри круга ответственности христианина перед самим Христом. Затем границы круга начали размываться. Сперва придумали хилиазм – тысячелетнее царствие Христа перед судом. Перспектива отдаляется, ответственность размывается. Затем пришел черед ответа через мистический миф. Христианские гностики (как церковные, вроде Оригена, так и нецерковные) переживали мир как искажение, как катастрофу, реализованный упадок. Мир безнадежно испорчен, мировая катастрофа уже произошла. Вот это и вошло прочно в христианское мировоззрение.

Мы переживаем вокруг нас этот крах мирового порядка Блага. То, что в мир пришло Зло, – признак конца. Эта «реализованная эсхатология» работает не только в мифологии, она живет в ритуале и в аскетическом порыве души. Христос приходит в мир, как пишут древние отцы церкви, чтобы обозначить его конец. «Вечность мира» даже не рассматривается (Иоанн Филопон в 6 в. изругал за эту идейку неоплатоника Прокла), конец переводится в аскетическую установку – «дай мне, прежде конца, покаяние», просит современник Филопона Андрей Критский в покаянном «Великом каноне». Это не только о личной смерти, если что – как известно смерть в христианстве минимизирована. У нее «вырвано жало», ее собственно, почти и нет. Смерть – только намек на ответственность и конец, отражающий начало.

Осознание мира как краха, катастрофы нашло интересное продолжение в беспоповской концепции духовного Антихриста. Согласно староверским мыслителям русского севера начала 18 в., конец не только наступил, но и Антихрист уже воцарился. Только не в виде человека, а в виде некоего «антихристова духа». При всей архаической мифологичности этой концепции она во многом совпадает с постмодернистской установкой. Уничтожение смысла, предельная экзистенция, выворот бытия, исчезновение общей этики – эти вещи стали для современного человека банальными. Он привык к злу и лжи как к банальности. Именно это и называли беспоповцы «воцарением» духовного антихриста. Иначе говоря, конец света уже произошел. Любая альтернативная точка зрения неизбежно выливается в вялый бодряческий оптимизм, надежду, что, если какие-то кирпичи поменять местами, здание еще немного постоит. Можно даже приводить успокаивающие цифры, чтобы уверить, что «все идет по плану».

Но на самом деле в условиях реализованного конца современному человеку жить понятнее. Неэсхатологический мир напоминает унылый голивудский фильм с хэппи-эндом, в который никто не верит. Конец света уже существует в виде потенциального конца культуры, конца памяти, конца нравственного добра, любви. Западный мир, частью которого являемся и мы, исходит из неконечности, неопределенности, отмены эсхатологической установки.  Иначе невозможно, как кажется, любое социальное проектирование. Но мы живем в культурном западном мире с раздвоенным потаенным незападным подсознанием. В русской культуре, в русском человеке, напротив, эсхатологизм существует на уровне глубокой внутренней убежденности. Поэтому у нас не верят в «хэппи энды». Мы все понимаем, что духовный антихрист где-то сидит в офисе и пишет в твиттер, считает прибыли, пьет коктейли, пишет отчеты и играет в компьютерные игры.

Календарь Майя. Фото: islam.ru

Современный, западный по культурному типу мир в силу утерянного понимания эсхатологизма как реальности все время пытается сконструировать контр-миф, в котором бы вместо онтологической катастрофы, в конце которой мы живем, была бы гипотетическая технологическая или космическая катастрофа. Эта замена онтологии на локальную технологию и лежит в основе маниакального поиска все новых дат и «пределов». А такой локальный «конец света» – это просто конец календаря, хронологический условный знак, формализованное в математическом уравнении движение небесных тел. «Научный» миф, который мы хотим подставить на место мифа религиозного. Такой контр-миф неизмеримо беднее древнего, и его смысловые последствия скучно цикличны, он обращается вокруг условного центра, проходя все время одну и ту же точку. Но при этом в силу временного параллакса нам кажется, что нашли новое, «самое верное» свидетельство.

О чем бы надо по-хорошему задуматься в связи с очередным «концом света»? О вопиющем несоответствии  нашей внутренней установки нашим культурным представлениям. О том, что признавая нормальность таких вещей, как немилосердие, равнодушие (к сиротам, к «слезинке ребенка», например), коррупция, жестокость, воровство и т. д., мы де-факто признаем конец света уже давно совершившимся. В Библии сказано про мир товмэ‘од, «хорош весьма». А теперь он не хорош, иначе говоря, в нем произошел «конец света». Кто-то будет считать, что это произошло в 17 в., или в 1917 году, или с началом расовой политики Гитлера и Розенберга, или же – с подписанием Беловежских соглашений… Привести внутренний, плохо рефлексируемый пласт нашего самосознания в соответствие с нормативностью, с ценностными шкалами – это и есть правильный задел ответственности и правильное переживание конца света. Хронологические упражнения и пестование технологических фобий, сочинений антиутопий и поиски все новых «предсказаний» и «пределов» только отвлекают нас от настоящей задачи.

Муравьев Алексей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).