Обстановка вокруг переговоров о статусе Косово, недавно завершившихся безрезультатно, на последнем их этапе была осложнена проведением выборов в краевую скупщину и местные органы власти Косово. Решение о проведении выборов 17 ноября было принято главой миссии ООН в Косово и его реализация, как отмечалось МИД России, «фактически способствовала дополнительному обострению межэтнических противоречий с реальной перспективой серьезного ухудшения ситуации в области безопасности». 3 декабря были обнародованы окончательные итоги этих выборов, а 5 декабря их результаты были утверждены руководителем миссии ООН в Косово в соответствии с полномочиями, данными ему резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН.
Почти 1,5 миллиона избирателей, из которых примерно 100 тысяч неалбанцы, выбирали 100 депутатов скупщины Косово, в составе которой, независимо от результатов голосования, 10 мест по закону зарезервированы за сербской общиной и еще 10 мест – за представителями других национальных меньшинств края. В списки для голосования были внесены девять албанских партий, 14 партий национальных меньшинств (в том числе восемь сербских) и два независимых кандидата. Все албанские партии обещали избирателям независимость Косово, «на определенное время под наблюдением», повышение зарплаты и пенсий, а также сокращение безработицы, которая за годы управления администрацией ООН возросла с 250 до 350 тысяч человек.
Руководство Сербии, Сербская православная церковь и сербские лидеры в Косово призвали косовских сербов не принимать участие в выборах, однако решающим в данном вопросе был, скорее всего, сознательный протест самих сербов по поводу того, что краевые власти так и не создали им условия для нормальной жизни, не выполнив ни один из демократических стандартов, установленных для Косово международным сообществом. К тому же сербы не хотят поддерживать стремление косовского руководства провозгласить независимость Косово, отрицательно относясь к перспективе жить в албанском независимом государстве Косово (согласно проведенным опросам, почти 70% сербов покинут Косово в случае провозглашения его независимости). Во многих сербских анклавах школы и другие муниципальные здания, где обычно проходит голосование, были закрыты. Скупщина общины Штрпце с преобладающим сербским населением приняла решение провозгласить результаты выборов в этой общине недействительными, имея в виду, что сербы не будут участвовать в голосовании, а власть не может принадлежать меньшинству.
Определенную обеспокоенность вызвала слабая активность населения - в голосовании приняли участие около 43% избирателей (самый низкий показатель после 1999 года, когда были проведены первые выборы, в 2004 году это было 53%), при этом сербов - менее 1%. Особенно мало избирателей участвовало в выборах на севере Косово, из 44 тысяч сербов голосовало лишь пять человек, а всего по краю - 750-800 сербов (в 2004 году - 1000 человек). К сербскому бойкоту выборов присоединились и некоторые албанские организации выступающие за мирное урегулирование косовской проблемы, против внешнего диктата и одностороннего отделения от Сербии.
Озабоченность по этому поводу высказали совет министров Европейского Союза, и высокий представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, и генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер. "Низкая явка косовских избирателей, на наш взгляд, отражает недовольство граждан экономическим и социальным положением, а также разочарование деятельностью политических лидеров", - отметила руководитель группы наблюдателей Европарламента Дорис Пак.
Если исходить из того, что, как сказал президент края Фатмир Сейдиу, «избиратели на выборах отдадут свои голоса за независимость Косово», то получается, что за независимость Косово высказалось меньше половины активной части населения края. И тем не менее министр иностранных дел Австрии Урсула Пласник считает, что выборы «подтвердили» стремление населения к независимости.
В результате победу одержала оппозиционная Демократическая партия Косово (34,3 % голосов избирателей), которую возглавляет один из наиболее одиозных руководителей распущенной террористической организации «Освободительная армия Косово» Хашим Тачи (именно он стал первым премьером Косово после установления международной администрации, именно он был осужден заочно в Сербии за военные преступления). Правящая Демократическая лига Косово, список которой возглавил Фатмир Сейдиу, получила 22,6% голосов.
Неожиданным явился результат движения «Альянс новое Косово», возглавляемого известным бизнесменом Беджетом Паколли, главой скандально известной фирмы «Мабетекс», участвовавшей в реконструкции московского Кремля. Его поддержали 12,3% избирателей.
Партия «Альянс за будущее Косово», лидер которой Рамуш Харадинай находится под следствием Гаагского трибунала по обвинению в тяжких военных преступлениях, получила 9,6% голосов.
Заметно снизилась популярность Партии реформ "Ора", возглавляемой медиамагнатом Ветоном Суррои. Она не смогла преодолеть установленный пятипроцентный барьер для избрания в скупщину.
Будущую правительственную коалицию скорее всего возглавит Хашим Тачи, не ясно лишь с кем из своих соперников он захочет объединиться, они же все проявляют к этому готовность. Директор Американского совета по Косово, бывший аналитик Конгресса США Джим Джатрас крайне отрицательно оценил возможность назначения Хашима Тачи председателем правительства Косово, считая, что он персонифицирует «черную дыру криминала, террора и коррупции, сформировавшихся на Косово под носом ООН и НАТО после 1999 года».
Как и ожидалось, выборы, прошедшие накануне заключительной фазы переговоров о статусе Косово, повысили напряженность ситуации вокруг Косово, поскольку соперничавшие албанские партии в ходе предвыборной кампании наперебой убеждали избирателей в своих намерениях осуществить безусловную суверенизацию Косово. Как отмечалось в МИД России, «тем самым был нанесен ощутимый ущерб усилиям международного сообщества по выведению Белграда и Приштины на взаимоприемлемую компромиссную развязку по статусу края». Многие склонны рассматривать результаты выборов как еще один шаг к одностороннему провозглашению независимости Косова. Это может стать первым актом скупщины Косово нового созыва. Учитывая подобную перспективу, министры иностранных дел России и Германии Сергей Лавров и Франк-Вальтер Штайнмайер 19 ноября призвали лидеров косовских албанцев воздерживаться от действий, которые могли бы повлечь за собой дестабилизацию региона.
Имея в виду заявление Хашима Тачи о готовности провозгласить независимость Косово сразу же после 10 декабря, многие главы внешнеполитических ведомств ЕС, собравшиеся на заседание совета министров ЕС 19 ноября, подчеркивали, что косовское руководство должно проявить сдержанность и не спешить с провозглашением независимости. Как заявил министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, одностороннее провозглашение независимости может привести к международной изоляции Косово. Британский министр по европейским делам Джим Мерфи в своих комментариях был определеннее: "Косово должно получить независимость, но это не должно быть несогласованное одностороннее заявление. Это необходимо координировать с международным сообществом».
Руководители Косово прислушались к указанным рекомендациям, Хашим Тачи, например, заявил, что «Косово готово к независимости, но не будет ничего предпринимать без наших партнеров в Вашингтоне и Брюсселе», а Фатмир Сейдиу сказал, что Приштина после 10 декабря «будет координировать каждый свой шаг с теми, кто ее до сих пор поддерживал».
Результаты парламентских выборов не внесут принципиальных изменений в политический курс косовского руководства, особенно в плане его стремления к независимости Косово. Взгляды на будущий статус Косово Хашима Тачи, радикального, но вместе с тем и весьма гибкого политического деятеля, недаром получившего прозвище «змея», уже давно известны и сейчас может возникать лишь вопрос о его тактике: будет ли он форсировать провозглашение независимости или прислушается к рекомендациям Запада проявить терпение.
В практическом плане пока не ясно, как будут функционировать местные органы власти в общинах с преимущественно сербским населением, где сербы бойкотировали выборы и победу праздновали албанцы. Несмотря на полученные результаты, глава миссии ООН продлил временно, на шесть месяцев, мандат нынешних скупщин этих общин, причем в общине Штрпце в состав скупщины войдут и избранные албанцы, а в общине Ново Брдо, где сербов примерно 50% населения, председателем скупщины будет албанец, но большинство в скупщине будут составлять сербы. Теперь сербы должны будут определить свое отношение к этому решению.