Основной подвид украинской политической журналистики называется «вся правда о мерзких тварях», а весь спектакль «Украинская политика» живет и до сих пор смотрибилен именно потому, что правда эта неиссякаема. К примеру, я, как частное лицо, с 2000 года зарабатываю на том, что ругательски ругаю Виктора Ющенко, с небольшими перерывами, причем и в Интернет-СМИ, и в бумажных проектах, и с использованием «телеящика», живых «картинок», слухов и прочего медийного арсенала, который находился в моем распоряжении. Собственно, Ющенко и был одной из основных специализаций в моей профессии, так что я знаю про него немало – во всяком случае, тонко чувствую разницу между выдуманным компроматом и реальным компроматом, который на него существует. Да и вообще я к нему сентиментален, за эти 8 лет нас связали отношения автора и персонажа, тем более что с реальным-то украинским президентом я лично не знаком.
К этому реальному президенту я всегда относился по-разному. У меня даже были периоды, когда он казался мне мудаком гораздо в меньшей степени, чем того заслуживал. Я был солидарен с мнением некоторых моих коллег, которые говорили, что Ющенко не мудак, а стратег, который мыслит тысячелетиями и даже украинскую историю фальсифицирует из тех соображений, что нужна же нашей стране хоть какая-то легенда. Ну, а стратегическому мудаку можно простить и тактическую коррупцию, и некоторую манию величия в голове – человек же все-таки создает Великую Украинскую Легенду, чего к нему цепляться?
Гражданский пафос в виде понимания неожиданного факта, что Ющенко не стратег, а вся его легенда про Украину умещается в седой голове этого маленького фюрера и полностью привязана к его частным переживаниям и комплексам, у меня случился в апреле 2007 года, когда президент разогнал Раду. Последующие действия убедили меня в том, что, кроме мысли «государство – это я», в голове у Ющенко не было ничего – он бы с легкостью возглавил и судебную власть, и законодательную, не задумываясь даже о нарушении каких-то там фундаментов демократии. Тут же как, раз Балога – сантехник секретариата, то и Яценюк должен был быть сантехником парламента, и Тимошенко с Онопенко сантехники правительства и Верховного суда, и даже Янукович – сантехник оппозиции. Все должны были собраться в голове у Ющенко, как же иначе? Они, кстати, так тогда и собрались, только получилось криво, а приближение даты президентских выборов вдруг порушило всю конструкцию.
Ющенко начал пугать меня, когда в конце прошлого года он стал публично размышлять о своем низком рейтинге в том духе, что это расплата за темы, которые он поднимает – НАТО, Голодомор, утверждение украинской государственности... То есть, обществу была продемонстрирована голова президента, внутри которой прочно поселилась конструкция мессианства – «мне придется умереть за их грехи, они распнут меня на кресте, но я выполню свою миссию». В чем эта миссия? Да, все в том же – одеть всю Украину в свои личные представления о жизни и государстве.
Эти представления ничем не страшны, кроме одного – они абсолютно частные. Вот, к примеру, ясно же, что отношение Ющенко к ветеранам ВОВ и его позиция по реабилитации ОУН-УПА связано ровно с тем, что отец Виктора Андреевича во время войны был в концлагере. Соответственно, и День Победы маленький Ющенко проводил не с отцом на сельском параде, а как-то иначе – он же был не фронтовик и, конечно, ни в чем не виноват, но Виктор-то Андреевич не ходил в детстве с отцом за руку так, чтобы на отце военный китель и весь иконостас на груди? Вот я, с одним своим дедушкой, так в детстве на парады ходил, а другой мой дедушка, угнанный на заводы Круппа в Эссен в 1941 году, молча водку жрал перед отключенным телевизором в этот день, потому что не признавала страна таких героев, хотя, конечно, никто из них не был ни в чем виноват.
Ющенко пытается привести Украину в соответствие со своими частными представлениями о жизни. Что хорошо для сельского мальчика с Сумщины, одинаково плохо для городских мальчиков Донецка и Львова. Но это горе, а беда – впереди. И беда как раз в осознании Виктором Ющенко своего мессианства, где он уже не просто хочет и пытается, а должен выполнить свою миссию.
Вся природа газового конфликта-2009 ровно в этом – Ющенко показывает, что «с москалями не надо заигрывать, это они нам должны, а не мы им». Он почему-то в это верит. И ему плевать на международные соглашения, на имиджевые последствия, на те иски, которые неизбежно получит Украина от «Газпрома» и европейских государств. Более того, ему плевать даже на то, что он на этом газе зарабатывает деньги.
Тут вообще отдельное лирическое отступление, про заработки. Нормальные люди не пытаются спасти экономику, зарабатывая на курсе гривны. Нормальные люди не разоблачают газовую коррупцию, ежемесячно получая чемодан с лавандосом от деятельности этой коррупции. Но для Ющенко это почему-то в порядке вещей.
Собственно, все что я хочу сказать этим текстом, банально – я боюсь нашего президента, он сошел с ума и стал Гитлером. Также, как сошел с ума Саакашвили, но у того-то голова попримитивней и страна меньше. Ющенко знает, что его не переизберут, с мазохистким упорством верит в то, что его самого распнут (импичментом или еще как), а потому полон намерений за последний год, который ему остался, выполнить все то, что надо сделать. «Надо» - это очень много всего, причем не обращая никакого внимания ни на волю граждан, ни на юридические тонкости, ни на международный шум.
«Надо» вывести Черноморский Флот. «Надо» закрыть границу с Россией. «Надо» отучить Юго-Восток от потребления российского ТВ, кинопродукции и печатных изданий. «Надо» дорого продавать России и Европе украинский транзит. «Надо» вступить в НАТО. «Надо» уничтожить антиукраинских украинских политиков (а они все, кроме Ющенко, разумеется, враги Украины). Много чего «надо».
Поэтому, украинцы, не смейтесь над своим президентом, хоть его рейтинг уже меньше 3%, бойтесь его. И, русские, вы уж извините, но все, что в 2009 году устроит Ющенко – это не мы. Ну, и окончательную правду о мерзкой твари расскажет он сам.