будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
СССР
Июль 12, 2025
Мир
Маркедонов Сергей

“Оранжевая революция” сверху

На фоне парламентских выборов в Азербайджане и празднования первой годовщины “оранжевой революции” на Украине в тени осталось главное событие года в Армении: 27 ноября в этой южнокавказской республике пройдет конституционный референдум.

Поправки к Основному закону касаются расширения полномочий законодательной власти республики при формировании правительства, сокращения полномочий президента при формировании судебной ветви власти, введения выборного начала в систему местного самоуправления, создания возможностей для установления двойного гражданства. Обращают на себя внимание положения проекта, относящиеся к требованию о соблюдении Вооруженными Силами Армении нейтралитета в политических вопросах и установлении гражданского контроля над ними, а также статьи, призванные укрепить институт правозащиты.

Сегодня различные политические силы страны делают прогнозы относительно исхода предстоящего плебисцита. По мнению руководителя парламентской фракции Республиканской партии Армении (РПА, армянской “партии власти”) Галуста Саакяна, 80% избирателей проголосуют "за", и лишь 20% - "против" предлагаемых поправок. В своем интервью информационному агентству “REGNUM” Саакян подчеркнул, что "независимо от положительного или отрицательного исхода референдума, политическая дестабилизация Армении не грозит". "Власти страны, в том числе и РПА, не проводят целенаправленной агитации за внесение поправок в Основной закон, мы лишь информируем общественность о сути реформ. Остальное - зависит от волеизъявления народа”.

В сентябре 2005 года, когда проект поправок к Основному закону Армении еще был предметом ожесточенных парламентских дебатов, тот же Галуст Саакян заявил, что новая Конституция “не будет иметь аналогов в странах СНГ. Тем более в странах, громогласно говорящих о демократии - Грузии и Украине, они должны пройти долгий путь, чтобы иметь Конституцию подобного рода".

Поправки к Основному закону Армении действительно направлены на “европеизацию” системы власти и управления страной. Этот тезис сегодня разделяют представители не только армянской “партии власти”, но и западных структур. Однако оптимизм представителей “партии власти” Армении готовы разделить далеко не все.

Первые прогнозы относительно революционных перспектив Армении уже сделаны. Посол США в этой республике Джон Эванс в конце августа заявил, что принятие проекта поправок в Конституцию Армении на всенародном референдуме откроет широкие перспективы перед армянским государством. По словам американского дипломата, “провал референдума замедлит демократические процессы в Армении”, а фальсификация его итогов “станет началом массовых выступлений народа Армении”. В других своих выступлениях Эванс позволял себе довольно спорные (если не экзотические) сравнения Армении с довоенным Ираком.

Не менее решительно настроены силы, находящиеся в оппозиции к президенту Роберту Кочаряну и Республиканской партии Армении. "В Армении начинается новый политический этап. Или мы выражаем недоверие правящему режиму, или режим продолжает прокладывать себе дорогу для своей репродукции", - заявил в ходе внеочередного заседания парламента Армении (1 сентября 2005 года) глава оппозиционной Демократической партии Армении Арам Саркисян. А газета "Азг" уже в ноябре 2005 года сообщила, что в “преддверии референдума власти и оппозиция встали друг против друга, как гладиаторы, и многим кажется, что 27 ноября будет для Кочаряна тем же, что Ватерлоо для Бонапарта”.

Справедливости ради следует отметить, что критические высказывания в адрес президента Кочаряна и Республиканской партии имеют серьезные основания. Армянский президент осенью 2005 года находится далеко не на пике своей популярности. И представители политического класса, и рядовые избиратели недовольны фактической приватизацией власти “карабахцами”, выдвиженцем которых являются и сам президент, и влиятельный министр обороны Серж Саркисян. Многим не импонирует авторитарный стиль работы лидера Армении. Во время одного из выступлений в парламенте однофамилец и оппонент действующего президента Шаварш Кочарян заявил: "Впрочем, посол США Эванс не виноват, когда позволяет себе сравнивать Армению с Ираком. Виноваты мы, которые после 15 лет независимости только сегодня обсуждаем необходимость разграничения полномочий ветвей власти, становления системы местного самоуправления, обеспечения прав человека”.

Не все в Армении разделяют и односторонне пророссийский курс Роберта Кочаряна. По словам лидера АОД (Армянского общенационального движения) Арарата Зурабаяна, "на всем постсоветском пространстве действует агентурная сеть, направленная на удовлетворение российских интересов. Сегодня Россия всеми силами пытается сохранить действующую в Армении власть, поскольку, потеряв ее, она автоматически потеряет здесь и свое влияние". Мнение лидера АОД – это, безусловно, крайняя позиция. Она не отражает всего разнообразия подходов к армяно-российским отношениям, существующего сегодня в Армении. Но тенденция очевидна. Многие армянские политические деятели и эксперты недовольны российской политикой, ее непоследовательностью и нетраспарентностью. Армянами весьма болезненно воспринимается уход из Грузии (армянонаселенной Джавахетии), аутизм российской дипломатии по Карабаху. Отсюда и неверие в способность России быть неким противовесом США и Евросоюзу, играть серьезную геополитическую роль на Кавказе. А значит, растет интерес к контактам с США и Европой, формируются завышенные ожидания, связанные с отказом от армянского “геополитического традиционализма” (ставка на Россию, диаспору и антитурецкая направленность). Такие взгляды сегодня – удел не только проамериканского АОД. Так думают и многие представители армянского истеблишмента.

И хотя осенью 2005 года Кочарян и его соратники одержали важную тактическую победу, - парламент страны принял пакет поправок к Основному закону - говорить об окончательной и бесповоротной победе президентской команды нельзя.

Сегодня пропрезидентская коалиция политических партий сильна. В нее помимо Республиканской партии входят старейшая партия Армении - Армянская революционная федерация “Дашнакцутюн” - и партия “Оринац Еркир”. Именно эти три политические силы стали главными “моторами” изменения Основного закона в парламенте. Но если республиканцы поддерживают курс Кочаряна безусловно, то их союзники по коалиции проводят разумную “условную поддержку”. По словам лидера партии “Оринац Еркир” Самвела Баласаняна, "конечно, проект конституционных изменений не идеален. Но в мире нет идеальной Конституции". Вместе с тем внутри двух союзных партий зреет недовольство ролью “младших сестер” при Республиканской партии.

Однако Роберт Кочарян пока не сделал фатальных ошибок. Именно он инициировал процесс принятия поправок к Конституции страны, оправдывая это необходимостью европейской интеграции. Именно он согласился с замечаниями европейских структур, и в июле 2005 года Венецианской комиссией Совета Европы было дано положительное заключение на армянский пакет конституционных реформ. А в начале августа Спецпредставитель Генсека Совета Европы в Армении Бояна Урумова заявила, что новый Основной закон республики открывает дорогу к ее интеграции в Европу.

Таким образом, Кочаряну во многом удалось совершить “законный отъем” лозунгов и требований оппозиции. Противники президента критиковали его за авторитарные поползновения, недооценку и игнорирование роли партий, парламента, местного самоуправления, антиевропеизм. Кочарян сумел овладеть оппозиционной риторикой и самостоятельно сыграл роль евроинтегратора, западника и либерала. Идею референдума сегодня одобряет и американская администрация, хотя за ходом голосования будут внимательно смотреть многочисленные международные наблюдатели. Активизировались личные контакты Роберта Кочаряна с главным закавказским революционером Михаилом Саакашвили. Кроме того, учитывая тот факт, что Армения в своих действиях может опираться на такой мощный ресурс, как диаспора (особенно сильная в США и Франции), у Кочаряна и его команды есть неплохой шанс на повторение молдавского опыта - возглавить революцию самому. В любом случае, для сохранения власти дрейф Кочаряна в сторону Европы и США неизбежен.

Однако подобный сценарий не слишком выгоден оппозиции. Противники Кочаряна понимают инструменталистский и даже утилитаристский характер его политических действий. Главной их задачей будет разоблачение армянского президента, демонстрация его “истинных намерений”, “реального облика армянских конституционных реформ” и т.п. Следовательно, впереди у армянского президента - серьезная борьба, сопоставимая с событиями 2003 года (тогда в Армении прошли парламентские и президентские выборы). Однако пока у Кочаряна есть определенный задел. Он не стоит в глухой обороне, подобно Леониду Кучме и Виктору Януковичу. Оппозиция же, напротив, переживает “разброд и шатания” в своих рядах. Как пишет газета “Азг”, "наша оппозиция, хоть и дружно говорит "нет" проекту конституционных реформ, объединиться не может". "Лидера партии "Национальное Единение" Арташеса Гегамяна собственные партийцы объявили "лидером объединенной оппозиции", что вызвало ревность членов руководимого Степаном Демирчяном блока "Справедливость". Двусмысленно на это отозвался и лидер партии "Республика" Арам Саркисян.

Главное для армянского президента сегодня - не поддаться логике борьбы и сохранить репутацию большего революционера, чем лидеры оппозиции. В этом плане было бы весьма перспективно демонстративное приглашение в президентскую команду кого-нибудь из лидеров оппозиции (возможны и неоднократные приглашения), кадровое обновление, открытие “новых имен”, эксплуатация тезиса о “национальном согласии” как высшем приоритете. В этом случае мы увидим пример “оранжевой революции” сверху.

См. также:

  • Долгин. Где быстрее грянет буря?
  • Маркедонов. Азербайджан в "Большой игре" на Кавказе
  • Злобин. “Это должен быть российский проект”
  • Долгин. Уроки революции
  • Долгин. Россия на перепутье. Уроки революции-2
  • Долгин. Киргизия: противоядие не помогло. Уроки революции-3
  • Долгин. Молиться, а не сходить с ума
Маркедонов Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).