будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Мир
Дабагян Эмиль

От экономического роста к тюремной камере

В контексте время от времени вспыхивающей в российском обществе дискуссии о третьем сроке президента и об увеличении срока президентских полномочий представляет интерес опыт в подобного рода преобразованиях, приобретенный другими странами. Один из таких казусов произошел в Перу под занавес минувшего столетия.

В 1990 г. в этой стране на президентских выборах победу одержал 49-летний инженер-агроном, скромный, мало кому известный ректор столичного сельскохозяйственного университета «Ла Молина», этнический японец Альберто Фухимори. Он неожиданно, словно черт из табакерки, выскочил на политическую сцену и одолел представителя истеблишмента, всемирно известного писателя Марио Варгаса Льосу.

Фухимори – выходец из семьи эмигрантов. Он родился на корабле, еще не достигшем территориальных вод Перу. Мальчик рано приобщился к физическому труду, прекрасно учился в школе, получил высшее образование. Стройный, подтянутый молодой человек стал обладателем «черного пояса» по карате.

Вступив в должность, глава государства решительно и энергично, без всякой раскачки, взялся за преодоления экономического спада и политического хаоса, в котором эта мультиэтническая южноамериканская страна находилась в течение длительного времени. Ему удалось добиться впечатляющих успехов. Запущенные механизмы неолиберальной модели, хотя и не без пробуксовки, стали давать ощутимые результаты. Правительство справилось с гиперинфляцией, снизив ее с 7650% (в 1990 г.) до 4,8% (в 1999 г.); заметно улучшилась динамику ВВП (от падения в 5,4% в год до 4% годового прироста в среднем за девяностые годы).

Существенно увеличились иностранные капиталовложения, главным образом за счет широкомасштабной приватизации неэффективных и нерентабельных предприятий государственного сектора, перешедших под контроль частного капитала. Если в 1980-е гг. ежегодный приток инвестиций составил 30 млн. долл., то во второй половине 90-х гг. – уже порядка 2 млрд. долл. Перу в этот период вошла в число 10 развивающихся стран, в которые направлялся основной поток зарубежных инвестиций. Во всех уголках планеты заговорили о перуанском экономическом чуде и его творце.

Правда, на политическом небосклоне не все было так безоблачно. Практически с самого начала Фухимори натолкнулся на отчаянное сопротивление парламента. Дело в том, что наспех сколоченная перед выборами разношерстная пропрезидентская коалиция «Перемены-90» не сумела добиться большинства в двухпалатном конгрессе, получив 46 мест и выйдя на вторую позицию. Она уступила пальму первенства старейшей Перуанской апристской партии (ПАП), завоевавшей 57 кресел.

Возникло острое противостояние. В сложившейся ситуации президент пошел на экстраординарную меру, распустив 5 апреля 1992 г. Национальный конгресс, что было обозначено как «институциональный переворот». Это было грубым попранием действовавшей конституции. Уверяют, что подверженного мистике технократа в необходимости этой акции убедил его астролог, поскольку именно так «расположились звезды». В этот момент Фухимори встал на дорогу авторитаризма.

Следующим шагом на этом пути явились выборы в Демократический учредительный конгресс, состоявшиеся 22 ноября того же года. В нем правящий блок получил необходимое большинство, завоевав 44 из 80 мест. Эти выборы задним числом фактически узаконили роспуск законодательной ветви власти. Ее функции вплоть до 1995 г. конгресс частично и выполнял.

В декабре 1993 г. на референдуме была одобрена новая Конституция, предоставившая главе государства исключительно широкие полномочия, вплоть до роспуска парламента и судебных органов, а также право на повторное избрание непосредственно по завершении предыдущего мандата, что запрещалось прежним Основным законом. Таким образом, Перу превращалась в суперпрезидентскую республику.

На волне экономических достижений в 1995 г. Фухимори вновь с хорошими результатами был избран президентом. Тогда же был сформирован однопалатный Конгресс Республики, где доминировали его сторонники, располагавшие 67 мандатов из 120.

Фухимори, похоже, обладал неплохим чутьем. Именно этим можно объяснить его отсутствие на приеме в японском посольстве 17 декабря 1996 г. по случаю дня рождения Императора, когда террористы из группировки «Революционное движение имени Тупака Амару» захватили заложников и удерживали их в течение 126 суток.

Кажущаяся прочность завоеванных позиций, своеобразное «головокружение от успехов» позволили Фухимори уверовать в свое мессианское предназначение, особую роль в определении судеб страны. В этих условиях он, закусив удила, ринулся напролом и в третий раз задумал выставить свою кандидатуру на высший государственный пост. Препятствием могла стать Конституция, предусматривавшая после правки возможность второго срока, но не допускавшая третьего.

Уже на дальних подступах к выборам, в мае 1997 г., возник острый конфликт между парламентом и Конституционным судом по поводу трактовки статьи 112 нового Основного закона. Он завершился отставкой четырех из семи членов Суда, отказавших Фухимори в праве выдвигаться в 2000 г., и назначением нового состава Суда. Вслед за этим последовала реорганизация Национального избирательного совета с целью не допустить отвода кандидатуры Фухимори от участия в предстоящих выборах.

В июле 1997 г. Конгресс Республики одобрил так называемый Закон о «подлинной интерпретации» Конституции. Документ устанавливал, что первым сроком пребывания Фухимори на посту президента следует считать не 1990-1995 гг., а 1995-2000 гг. Это аргументировалось тем, что первый срок пришелся на период до принятия новой конституции, то есть ее расчет сроков не распространяется на прошлое. Ясно, что парламент, подмятый и манипулируемый главой государства, не мог принять иного постановления. Так была найдена сомнительная, с юридической точки зрения, лазейка для выдвижения и последующего избрания Фухимори в 2000 г.

Во всех этих противоправных деяниях президента активную роль играл шеф Национальной разведывательной службы Владимиро Монтесинос, воспринимавшийся как «серый кардинал». Он постепенно прибрал к рукам важнейшие рычаги управления. Непосредственно руководил разведкой и контрразведкой, порой утаивая секретную информацию от главы государства. Направлял и контролировал денежные потоки, в том числе происходившие из сферы наркобизнеса, присваивал себе лично огромные средства, которые частично использовались для подкупа нужных людей и проведения тайных операций. Наверняка, делился и с президентом, хотя тот категорически отрицает это. Власть и влияние Монтесиноса распространялись на парламент, суды и другие институты, включая армию, где высокие посты занимали его родственники и выдвиженцы.

Подвалы службы разведки превратились в камеры пыток, людей казнили без суда и следствия, убивали на улицах, многие бесследно исчезали, других находили в заброшенных местах расчлененными и изуродованными. Тайные агенты наводнили официальные учреждения, поощрялось наушничество и доносительство. Права человека стали фикцией. Личная безопасность граждан постоянно находилась под угрозой. Сотни тысяч перуанцев оказались вынужденными по разным причинам покинуть пределы родины. Конфиденциальные переговоры с политиками, военными, предпринимателями, журналистами тайно записывались на пленку и хранились за семью печатями в архивах с целью шантажа (как выяснилось впоследствии, число подобных записей превышало 2,5 тыс.).

Фухимори выиграл выборы и в третий раз. Победа была достигнута благодаря использованию административного ресурса, подтасовке результатов народного волеизъявления и беспрецедентному нажиму на соперников. К тому же правящему блоку для доминирования в высшем законодательном органе не хватило 9 мандатов: он располагал лишь 52 местами из120. И это несмотря на то, что итоги парламентских выборов были обнародованы спустя лишь пять недель после голосования, 19 мая 2000 года.

Складывалась ситуация, сходная с той, что в 1990 г. привела к роспуску парламента. Но были предприняты «экстренные» меры. И вскоре, как по мановению волшебной палочки, проправительственная фракция стала стремительно расти. К началу работы конгресса она уже насчитывала 64 человека, а 27 июля, в момент избрания его руководства, – 70. Как выяснилось позднее, это произошло вследствие беззастенчивого подкупа депутатов.

28 июля 2000 г. Фухимори вновь вступил в должность. Несмотря на то, что он всеми правдами и неправдами цеплялся за власть, режим трещал по швам.

Переход кризиса в горячую фазу был связан с показом по телевидению 14 сентября эпизода передачи взятки в размере 15 тыс. долл. Монтесиносом депутату Альберто Коури – за переход в проправительственную фракцию. Коррупционный скандал вызвал эффект разорвавшейся бомбы. Он потряс все общество. Драматические события разворачивались с калейдоскопической быстротой.

В сложившейся ситуации Фухимори оказался вынужден заявить о сокращении срока своих полномочий и о проведении внеочередных парламентских и президентских выборов. Спустя пару месяцев, в ноябре, он отправился на саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Брунее, где вел себя тише воды и ниже травы, избегая личных контактов с зарубежными коллегами.

На обратном пути он совершает головокружительное сальто-мортале. Самолет с президентом приземляется в Японии, и он просит политического убежища. Позднее Фухимори отправил по факсу прошение об отставке. Возмущению парламентариев не было предела. Бурные, эмоционально окрашенные дебаты длились 12 с лишним часов. Подавляющим большинством голосов было принято решение сместить Фухимори с поста президента с формулировкой из-за «моральной неспособности руководить государством». Этим же постановлением он лишался возможности занимать выборные должности в стране.

Находясь на родине предков, Фухимори чувствовал себя в безопасности, намереваясь вновь выдвинуться в президенты в 2006 году, общался по Интернету с потенциальными избирателями. Перу добивалась выдачи беглеца. Япония отказалась это делать, ссылаясь на отсутствие соответствующего соглашения. Получив отказ, власти Перу объявили экс-президента в международном розыске. Но он, чувствуя свою безнаказанность, вылетел в Чили, надеясь быть поближе к избирателям, поскольку рассчитывал на участие в кампании 2006 г. Там его, наконец, задержали по ордеру Интерпола.

Теперь Фухимори рано или поздно ожидает экстрадиция в Перу и судебный процесс. Ему инкриминируются тяжкие уголовные преступления: попустительство деяниям ближайшего окружения своего alter ego, уже отправленного на тюремные нары, личное участие в ликвидации людей, инициирование кампании по стерилизации женщин из индейских деревень с целью снижения рождаемости и т.д. Специальная «комиссия правды», созданная парламентом, собрала на экс-президента материалы, гарантирующие длительный срок заключения, и передала их в прокуратуру.

Таков оказался логичный финал политика, начинавшего как эффективный управленец, но уверовавшего в право перекраивать законы во имя собственных интересов.

Обсудить статью

Дабагян Эмиль
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).