В четверг, на пресс-конференции президент В.Ющенко заявил, что к его отравлению (2004 года) причастен Давид Жвания. То есть, это не сам президент заявил, а так его удачно спросил журналист: считает ли президент, что Жвания причастен к его отравлению? Президент ответил: "Думаю, да". Добавив, что это – "мягкая форма ответа, чтобы сохранить равновесие перед законом, следственными органами, честными людьми".
То есть, если бы не в "мягкой форме", то Ющенко бы тут же пригвоздил Жванию, без всяких "думаю". Но со дня предполагаемого отравления прошло почти четыре года, а у Ю.и Ж. до последнего времени сохранялись хорошие отношения. Мало того, Ж. даже кум Ю., а это там типа святое. Что ж такое, что Ющенко внезапно прозрел?
Это были вводные вопросы, уместные для создания сильно драматического произведения на основе указанных фактов. Создавать его лень, потому, что тема отравления Ющенко - уже вечный украинский стандарт и если по нему снимать кино, то только им самим. Вообще, чтобы изложить ее полностью – со всеми линиями, персонажами, интригами и моралью – потребуется по ходу дела стать украинским журналистом, а это уж чересчур.
Так что ограничимся просто вопросом, зачем Ющенко это сказал и что имелось в виду.
Тут надо отметить одно базовое свойство украинской политики. Там "после того" означает "вследствие". Эта особенность логического вывода придает политике жизненность, делая ее понятной для всех жителей страны. То есть – она исключительно внутренний продукт. Короче, Ющенко тут реагировал на обширное интервью Жвании в "Украинской правде", где, надо отметить, был вполне достоверно расписан момент времени, который принято соотносить с отравлением тогдашнего кандидата в президенты.
Теперь возникает вопрос – а Жвания-то зачем интервью дал? Он говорит, что ему больно за имидж страны на международной арене – из-за спекуляций с отравлением. Но сделал он это еще и потому, что у него – ющенковского спонсора 2004 года (к слову - зачем ему было травить спонсируемого?), а также главного спонсора и чуть ли не продюсера нынешнего министра внутренних дел Луценко ("полевого командира Майдана" и главу "Народной самообороны", входящей в "оранжевую" коалицию) – по суду принялись отнимать украинское гражданство, а он, между прочим – депутат. Ну, он лет десять назад что ли какие-то сомнительные документы подал. А почему у Жвании начали отбирать гражданство? Нет, вот тут – стоп, потому что если двигаться через все эти "почему?", то в самый раз дойдешь до Адама, который тоже непременно окажется украинцем, а установление данного факта не входит в задачи статьи. Ограничимся тем, что Жвания дал интервью, а Ющенко тут и заявил, что он и есть его убивец.
Про что интервью? Вообще, оно интересное, прочитать следует, там две части. "Давид Жвания: Ющенко забили все уши разговорами о покушении" и "Давид Жвания: Асимметрия лица у Ющенко появилась после поездки на пасеку в Австрии". Жвания - совсем не писатель, вряд ли он там много что выдумал, все рассказано бесхитростно и выглядит вполне документально. Главный же момент интервью состоял именно в том, что - по Жвании - отравления не было, а была совокупность причин вполне объективного характера. Достоверность всего этого не обсуждаем, но вот какой медийный факт: все последующее время официальные лица и представителей президентской стороны старательно и по любому поводу говорят на тему отравления.
В СМИ возникла сразу куча материалов такого рода. То швейцарский доктор (упомянутый Жванией) сообщает, что и килограмм диоксина не смог победить могучего козака, то некая дама, имевшая, как выяснилось, с какого то момента отношение к этой теме, также производит мемуары в двух частях, названные не без интриги: "Ольга Богомолець: "Чому я не говорила правду про хворобу президента" и, развивая тему, "Ольга Богомолец: Мы уже не увидим Виктора Ющенко таким, как он был до сентября 2004 года…". Тут же сообщение о том, что в период 2005-2008 годов президент В.Ющенко перенес 25 операций. В общем – реакция была сколь массовой, столь и простодушной: было очевидно, что это утверждается тема отравления.
Ну а теперь решили упростить ее по максимуму, объявив главным персонажем самого Жванию. Похоже, что он тут даже как обвиняемый не так и важен, главное – лишь бы не расползлись сомнения в диагнозе, то есть - в отравлении. Вообще, в легитимности Ющенко как президента отравление имеет свою неслабую долю.
Как вся эта медийная кампания "за отравление" работает внутри Украины – неведомо, а снаружи ход не выглядит удачным. Получается, что следствие четыре года не могло найти ничего, а вот президент, ранее столь же уверенно обвинявший лиц, скрывшихся в России, внезапно пересмотрел всю картину произошедшего и теперь обвиняет Жванию.
Другой – в общем, даже смешной нюанс - состоит в том, что это даже не Ющенко оказался первым, кто теперь обвинил Жванию. Ющенко провел свою пресс-конференцию в четверг, а в среду 23-го версию виновности Жвании обнародовал первый замглавы его секретариата И.Пукшин. То есть, выходит, он знал ситуацию еще лучше, чем сам отравленный. Пукшин продемонстрировал чрезвычайную проницательность: "Напомню, что он - один из настойчивых организаторов того ужина у Сацюка, после которого Ющенко внезапно заболел. Таким образом, Жвания прямо или косвенно "помог" кандидату в президенты поужинать ядом".
Вот да, все следователи по этому делу совершенно упускали из виду факт существовании Жвании, а Пукшина осенило. Как-то все это выглядит нелепо – вне зависимости от того, насколько мотивированы заявления самого Жвании. Но тут надо учесть еще одну особенность украинской политики. Там, мало того, что "после того" непременно означает "вследствие" (это, к слову, не простодушие как таковое, но принятая методология действий). Там еще и так: если в одном пакете делается несколько заявлений, то они непременно связаны друг с другом. Дело в том, что на той же пресс-конференции В.Ющенко занялся и темой президентских амбиций Ю.Тимошенко.
Он, дело в чем, уже уверен в том, что она будет принимать участие в президентской кампании 2010 года. То есть, это опять его удачно спросил журналист: будет ли Тимошенко, по его мнению, баллотироваться на должность президента. "Убежден, да", - ответил он.
История такая: ранее - после относительной победы на внеочередных выборах - Тимошенко уверяла в том, что "оранжевая коалиция" – навсегда и Ющенко навсегда будет ее главным лицом. Позже она заговорила, что все же пойдет в президенты, если ее правительству будут мешать работать. Выходит, теперь президент решил поставить точку в этих метаниях. Или это могло быть предупреждением, предполагающим, что Тимошенко его слова опровергнет.
По логике вещей Тимошенко должна как-то отреагировать на слова президента, так что момент в самом деле критический. Или она в очередной раз заверяет его в поддержке или молчит – и тогда можно считать, что она уже определилась со своими президентскими амбициями. Пока никаких заявлений с ее стороны не было.
Похоже, Ющенко такой вариант в виду и имел. Во всяком случае, далее он перечислил несколько примеров того, как он лично шел навстречу просьбам БЮТ, правительства и лично Тимошенко. Практически, загодя выставил аргументы, которые не позволят Тимошенко сказать, что ей мешали работать. А он наоборот, только помогал все время. Разумеется, Тимошенко все это не помешает сказать ровно то, что она захочет.
Еще Ющенко обозначил точку, с которой будет вестись критика Тимошенко как конкурента на выборах: он раскритиковал деятельность правительства на тему инфляции.
Не отреагировала Тимошенко и на это заявление, но тему борьбы с правительством в БЮТ заметили. Н.Томенко уже заявил, что ответственность за уровень инфляции в Украине лежит не только на правительстве, но и на президенте. Мало того, по его мнению, в вопросе борьбы с инфляцией команда президента действовала как жесткая оппозиция по отношению к действиям правительства. Но и это не все: команда президента и лично глава государства публично нагнетали тему безумного роста инфляции в Украине – это утверждает Томенко.
Он даже привел пример из прошлого: в 2000 году, во времена премьерства В.Ющенко, наблюдался самый высокий уровень инфляции, однако команда президента Л.Кучмы мешала премьеру с этим бороться. "Как оказалось, президент Виктор Ющенко стал хорошим учеником президента Леонида Кучмы" – обобщил Томенко. Вполне возможно, что тема сравнения Кучмы с Ющенко может стать одной из базовых в предвыборной кампании Тимошенко. "Ющенко стал Кучмою", "Влада – снова злочинна" и т.п.
А теперь сведем две темы вместе и обнаружим полную гармонию. Первая генеральная линия битвы Ющенко и Тимошенко за президентство в первом туре (Янукович проходит в финал по другой части турнирной сетки) будет связана с успехами и недостатками правительства, а вот вторая будет понятна уже всем: травили или прикидывался? Но вот Тимошенко пока еще не подтвердила свою заинтересованность ни в одном из двух креативов. Можно даже считать, что это политтехнологи делают тут соответствующие предложения обоим участникам. И, как это принято на Украине, делают это совершенно открыто и публично.