Новым провалом завершились очередные переговоры об иранской ядерной программе. Сегодня официальные иранские представители встречались в Вене с представителями стран «евротройки» (Франция, Германия, Великобритания), которые безуспешно пытались убедить иранцев отказаться от намерения самостоятельно обогащать уран.
Представители «евротройки» сожалеют о том, что договориться не удалось. А представитель Ирана, напротив, остался доволен и выразил оптимизм относительно перспектив дальнейших переговоров.
Продолжатся переговоры в понедельник, 6 марта. Если и тогда результата не будет, в тот же день совет управляющих МАГАТЭ может принять окончательное решение о передаче иранского «ядерного досье» в Совет Безопасности ООН, который, в свою очередь, может ввести против Тегерана экономические санкции.
Накануне встречи дипломатические источники в Париже сообщали, что европейцы хотели бы получить от Ирана ответы на требования, выдвинутые Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ). При этом источники отмечали, что в Вене состоятся не переговоры, а лишь рабочая встреча, организуемая по инициативе иранской стороны, и заранее высказывали скептическое отношение по поводу того, что эта встреча может привести к каким-либо позитивным результатам.
На этой неделе иранская делегация также безрезультатно провели переговоры в Москве. Обсуждалось компромиссное российское предложение о создании совместного предприятия (СП) по обогащению урана в России, однако Иран продолжал настаивать на том, что будет обогащать уран на своей территории, даже если СП будет создано. В феврале Иран возобновил исследовательские работы в области обогащения урана после двухлетнего моратория.
Между тем соглашение об СП могло бы предотвратить передачу «ядерного досье» в Совбез ООН.
Покидая Москву, глава иранской делегации Али Лариджани сказал, что если «ядерное досье» попадет в Совбез ООН, то о создании российско-иранского СП можно будет забыть.
Сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что переговоры Ирана с «евротройкой» могут дать реальный результат, только если Иран возобновит мораторий на обогащение урана и проявит заинтересованность в создании совместного предприятия с Россией.
Также Лавров сказал, что вопросы в отношении направленности ядерной программы Ирана не могут быть сняты без участия экспертов МАГАТЭ, заявил в пятницу глава МИД РФ Сергей Лавров. Он подчеркнул, что, рассматривая на очередном заседании Совета управляющих МАГАТЭ доклад по Ирану, нужно принять решение, которое не ухудшит условия работы МАГАТЭ в Иране.
Западные страны считают, что Иран хочет создать ядерное оружие. Иран же заверяет, что его ядерная программа нужна ему исключительно для производства электроэнергии, и обвиняет Европу и США в несправедливом давлении.
Профессор Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский сказал «Полит.ру», что явное затягивание переговоров официальным Тегераном демонстрирует, что Иран собирается если не получить в свои руки ядерное оружие, то, по крайней мере, иметь технологию, которая позволит создать его в кратчайшие сроки.
Вместе с тем Мирский сказал, что даже в случае передачи иранского ядерного досье в Совбез ООН силовой вариант развития событий исключен. В то же время Мирский считает возможным нанесение точечных ударов по ядерным объектам Ирана. Однако, на его взгляд, подобные удары не смогут серьезно повлиять на разработку иранской ядерной программы.
Между тем президент Ирана Махмуд Ахмади-Неджад выступил с очередным воинственным заявлением. Он сказал, что действия МАГАТЭ в отношении Ирана «политически мотивированы».
«К сожалению, большая часть международных организаций превратились в политические органы, и влияние, которое на них оказывают великие державы, мешает им оставаться объективными и юридически грамотными в своих решениях», - заявил Ахмади-Неджад в Куала-Лумпуре.
Причина всех нынешних бед, с которыми столкнулся исламский мир, по словам Ахмади-Неджада, кроется в «тенденциях к гегемонии» со стороны некоторых «агрессивных держав». «Их гегемония и агрессия скоро прекратятся. Агрессоры и сионисты, берегитесь! Вы скоро потерпите крах!», - воскликнул Ахмади-Неджад.