будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Мир
Вишневский Борис

Петербург при новой власти. Модель путинского федерализма

Месяц, прошедший с выборов губернатора Петербурга, достаточно четко обозначил, чего следует ждать от Валентины Матвиенко как главы «северной столицы». Вопрос принципиальный, поскольку именно по событиям в Петербурге страна будет судить о контурах нового путинского федерализма, на протяжении последних четырех лет противопоставляемого проблемной ельцинской модели регионального управления в Российской Федерации. Вместо постоянно критикуемых «региональных баронов» приходят «люди президента». Что в действительности меняется?

Во время избирательной кампании много, горячо и большей частью правильно говорили о том, что команда Владимира Яковлева состоит из некомпетентных и коррумпированных людей, не сумевших решить ни одной из ключевых городских проблем. И только приход новой, «молодой и энергичной» команды вкупе с отстранением дискредитировавших себя «старых кадров» может исправить положение. Теперь новая команда сформирована v неясно только, чем она оказалась лучше старой.

Что конкретно не устраивало критиков в деятельности бывшего губернатора?

Во-первых, скверная работа городских систем жизнеобеспечения v ЖКХ, городского транспорта, тепло- и электроснабжения, v постоянный рост тарифов в которых отнюдь не сопровождался ростом качества услуг.

Во-вторых, неэффективность расходования бюджетных средств, которые тратились на «проекты века», на заказы «своим» фирмам, направлялись не по назначению и так далее.

В-третьих, строительная политика v «пятна» под застройку выделялись без конкурса, по заниженным ценам, да еще и в тех местах, где новое строительство (так называемая «уплотнительная застройка», когда новые дома «втискиваются» внутрь обжитого квартала) вызывало массовые протесты жителей.

В-четвертых, превращение ряда СМИ в отдел агитации и пропаганды при губернаторе. Власть позволялось только прославлять, а ее оппонентов v только «мочить».

В-пятых, сращивание власти и бизнеса: в ситуации, когда бизнесом занимались близкие родственники губернатора или близкие друзья его семьи, говорить о честной конкуренции, равных для всех «правилах игры» и об отсутствии коррупции, мягко говоря, не приходилось-

Менять «старую» команду на «новую» v с точки зрения жителей v следовало бы лишь в том случае, если бы указанная политика радикально изменилась.

Программа нового губернатора о будущей политике не говорит практически ничего. Ибо ничего, кроме общих слов и обещаний «усилить», «обеспечить», «выделить» и «взять под контроль», в ней не написано.

Если же судить о будущей городской политике по составу «матвиенковского» правительства v становится понятно, что надеяться и вовсе не на что. Формально, это правительство будет утверждаться в ближайшие дни, но лояльность губернатору большинства депутатов Законодательного Собрания не оставляет сомнений в том, что все вице-губернаторы будут утверждены без проблем.

«Самый главный» вице-губернатор v именно он замещает губернатора во время его отсутствия v будет отвечать за организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности администрации. Этот пост займет Виктор Лобко v давний член «яковлевской» команды, еще в 1999 году занявший должность первого заместителя руководителя губернаторской канцелярии (в 70-е годы v первый секретарь обкома ВЛКСМ, а затем v второй секретарь ЦК КПСС в одной из республик Средней Азии).

Второй по значимости вице-губернатор будет отвечать за экономику, финансы, бюджетную и налоговую политику. Им будет представитель находящегося нынче в большом фаворе у губернатора банкирского дома «Санкт-Петербург» Михаил Осеевский. Тоже v не без комсомольского прошлого: в середине 80-х годов был секретарем Калининского райкома ВЛКСМ. Другой штрих v известие о том, что вице-президентом банка «Санкт-Петербург» станет бывший «финансовый» вице-губернатор и глава Комитета финансов Виктор Кротов v человек, в отношении которого уже полтора года как расследуется уголовное дело. Кротов всегда считался «лоббистом» бывшего «придворного» банка v «БалтОНЭКСИМбанка», которому неизменно протежировал. Теперь, выходит, он просто поменял хозяев?

Третий вице-губернатор будет курировать городское хозяйство, жилищную политику, ЖКХ, благоустройство, транспорт, связь и энергетику. Это будет Олег Виролайнен, который в середине 80-х годов был вторым секретарем Красногвардейского РК КПСС. Первым секретарем, если кто помнит, была Валентина Матвиенко.

Четвертый вице-губернатор будет отвечать за образование, науку, культуру, СМИ, физкультуру и спорт, взаимодействие с общественными организациями и молодежную политику. Эту должность займет Сергей Тарасов, депутат Законодательного Собрания и спикер городского парламента прошлого созыва, один из самых близких к Владимиру Яковлеву городских политиков. В середине 80-х годов Сергей Борисович был заведующим отделом в Октябрьском РК ВЛКСМ.

Пятый вице-губернатор будет заниматься капитальным строительством, земельной политикой, градостроительством, дорожным строительством и архитектурой. Это Александр Вахмистров v тоже верный «яковлевец», более того v нынешний обладатель именно этой должности. Для полноты картины добавим, что в 80-е годы он был секретарем парткома Главзпастроя, но главное v не это. Вахмистров v один из наиболее одиозных представителей бывшей администрации и главный идеолог упомянутой «уплотнительной застройки». Как известно, он считает, что «уплотнение» есть дело крайне полезное, а протесты граждан оплачены некими «темными силами». Сохранение его на посту v знаковое явление.

Шестой «вице» ответит за законность, правопорядок, внешние связи и туризм. На этот пост запланирован Андрей Черненко v нынешний первый заместитель полпреда президента на Северо-Западе и генерал-полковник МВД.

Седьмым вице-губернатором v отвечающим за социальную и демографическую политику, здравоохранение и экологию v будет еще один представитель команды Яковлева v Людмила Косткина, которая сейчас руководит Петроградской районной администрацией.

Наконец, отвечающим за инвестиции восьмым вице-губернатором станет Юрий Молчанов, председатель совета директоров компании «Бизнес Линк». Его неоспоримое преимущество v работа в 1987-1995 годах проректором по международным связям ЛГУ. С какими службами в советские времена требовалось активно сотрудничать, занимая такую должность, v хорошо известно.

Таким образом, назвать эту команду «новой» можно с таким же основанием, как и «молодой»: средний возраст вице-губернаторов перевалил за 50-летний рубеж.

Что касается не упомянутых выше сфер городской жизни, то, например, в области информационной политики царит трогательное единомыслие. Во главе ТРК «Петербург» только что поставлена Марина Фокина v бывший руководитель питерского филиала ВГТРК «Россия». Раньше v по крайней мере, еще до появления в городе Валентины Матвиенко в качестве полпреда, v на РТР позволялось свободно хвалить федеральную власть и ругать губернатора, а на ТРК «Петербург» дело обстояло ровным счетом наоборот, что создавало, хотя и своеобразную, но все-таки свободу слова. Упущение было исправлено еще летом, когда во главе ТРК «Петербург» был поставлен заместитель Фокиной Игорь Игнатьев. И теперь оба канала занимаются одним и тем же: по, конечно же, случайному совпадению, в эфире v в качестве ньюсмейкеров, комментаторов или экспертов, v присутствуют, как правило, лишь те, кто полностью одобряет и поддерживает Матвиенко. Теленачальников и телеведущих, преданных старому губернатору, сменили те, кто так же предан новому, и вместо одной пропаганды звучит другая. А на должность главы городского комитета по печати и связям с общественностью назначена давняя знакомая президента и член предвыборного штаба Матвиенко, бывший главный редактор газеты «Невское время» Алла Манилова.

Если говорить о взаимоотношениях власти и бизнеса, то и здесь не много надежд на исправление ситуации. Особенно если учесть, что сын губернатора Сергей Матвиенко занимает пост вице-президента упомянутого выше банкирского дома «Санкт-Петербург». Жена (точнее, сын) Цезаря, конечно, выше подозрений, но может ли слияние бизнеса и власти быть более тесным, чем внутри одной семьи?

Что касается других назначений, то, например, комитет по экономической политике и промышленности возглавил бывший вице-губернатор Псковской области, а затем v первый заместитель председателя правления Промстройбанка (ведущая структура все того же банкирского дома «Санкт-Петербург) Владимир Бланк. Ну, а комитет по физкультуре и спорту возглавил еще один «яковлевец», бывший вице-губернатор Владимир Шитарев. Но и для Матвиенко он не чужой человек: в конце 80-х годов, когда Ленгорисполкомом руководил Владимир Ходырев, а Матвиенко была его заместителем, Шитарев занимал пост секретаря (фактически v зампреда по оргвопросам) исполкома.

И еще один, весьма показательный момент.

До летних каникул депутаты Законодательного Собрания еще стремились ограничить произвол чиновников и принимали законы, заставляющие исполнительную власть действовать в строгих рамках. Но затем ориентированное на полпредство большинство депутатов (растущее не по дням, а по часам за счет недавних «стойких яковлевцев») осознало, что от них ждут совсем другого. В итоге v еще в сентябре, не дожидаясь выборов, депутаты начали говорить не столько о том, что надо заставить администрацию жить по закону, сколько о необходимости «развязать руки» администрации и не мешать ей решать вопросы так, как она считает нужным. При этом многие из тех, кто охотно соглашался ограничивать произвол старого, зеленого и мокрого губернатора, не видели ничего страшного в произволе нового, белого и пушистого. Много и охотно они говорили о необходимости «конструктивного сотрудничества» с исполнительной властью-

В рамках этого сотрудничества в Законодательное Собрание были внесены и приняты поправки к городскому Уставу, как раз и развязывающие упомянутые руки. Главнейшая мысль указанных поправок была хрустально прозрачна: вывести городское правительство из-под влияния Законодательного Собрания.

Раньше правительство было лишь совещательным органом при губернаторе, решения которого носили рекомендательный характер, и состояло оно из самого губернатора, тринадцати вице-губернаторов, отвечающих за разные вопросы, и начальника ГУВД. Поправки в Устав сделали правительство высшим органом исполнительной власти, не определяя при этом его состава. В правительство, состоящее из 15 человек, теперь входит «не менее семи» вице-губернаторов, утверждаемых Собранием, а остальных членов правительства губернатор назначает сам v кого захочет.

Этим изменения не ограничились. Если сегодня в Петербурге плата за жилье и коммунальные услуги устанавливается городскими законами, то Матвиенко требует предоставить ей право самой повышать квартплату v подписав соответствующее распоряжение и никому ничего не объясняя. При обсуждении проекта бюджета города на 2004 год Валентина Ивановна заявила, что оперативные вопросы надо решать быстро, и ей «некогда ждать, пока примут закон». Почему вопрос об изменении квартплаты, затрагивающий интересы миллионов граждан, вдруг стал считаться «оперативным»? Утром возник вопрос, а днем уже надо решить?

Точно так же Валентина Ивановна хочет сама устанавливать и плату за содержание детей в детских садах. Сегодня эта сумма определяется законом, а завтра она будет устанавливаться распоряжением губернатора.

Так что Петербург ждет лишь усиление бюрократической «вертикали», когда ключевые вопросы решаются не публично и открыто, а кулуарно и одной подписью «высшего должностного лица». Недаром в программе Матвиенко слова «демократия» и «закон» практически не встречались, зато много и подробно говорилось о том, что все будет решаться с помощью «губернаторских программ».

Что ж, каждый народ достоин своего правительства, а каждый регион v своего губернатора. Жаль только, что результат полутора десятилетий «демократической эры», начавшейся со знаменитых выборов 1989 года, когда в городе на Неве «прокатили» всю номенклатуру обкома КПСС, можно определить как путь от Ходырева v к Матвиенко.

Хочется спросить у тех, кто пятнадцать лет назад выходил на площадь и верил, что партноменклатура никогда более не вернется к власти: за что боролись? Тот же самый вопрос хочется задать и тем, кто рассматривал Валентину Матвиенко как альтернативу Владимиру Яковлеву и полагал, что позавчерашняя номенклатура будет чем-то лучше вчерашней.

Вишневский Борис
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).