будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 20, 2025
Мир
Гудкова Вероника

Писатель с двумя ручками

Писатель с двумя ручками
oz

В Москву, на ММКВЯ, на презентацию второго издания своего дебютного (1968) романа «Мой Михаэль» приехал Амос Оз. Этот потомок российских евреев никогда прежде не бывал на родине своих предков и не знает русского языка, хотя признается, что охотно читает в ивритских переводах Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова, Платонова и даже Андрея Битова. Сам же Оз – один из наиболее популярных в Израиле (особенно в левых кругах) писателей. Литератор активно поддерживает политическое движение «Шалом Ахшав» («Мир сейчас»), добивающееся немедленного начала «мирного процесса» с палестинцами и разделения Израиля на два национальных государства – еврейское и палестинское. Недавно, в финале «второй ливанской», Оз вместе со своим коллегой по перу Давидом Гроссманом («Полит.ру» писал о нем в связи с гибелью в Ливане его младшего сына Ури) и другими «шаломахшавниками» и деятелями левой партии МЕРЕЦ участвовал в нашумевшей тель-авивской демонстрации протеста против продолжения Израилем военных действий.

Свое выступление на встрече с журналистами Оз начал с продолжительного пролога, в котором признался в любви к русской культуре, с которой познакомился еще в детстве, в иерусалимском квартале, населенном выходцами и беженцами из России, а затем перешел к декларации своих политических взглядов.

– Я прибыл из страны, – начал писатель, – которая страдает от обилия войн. Но я и мои друзья не прекращаем борьбы за справедливый мир между двумя народами. Подлинный конфликт на Ближнем Востоке – это не конфликт между палестинцами и израильтянами. Это конфликт между фанатиками и всеми остальными. Я полагаю, что фанатизм – это болезнь нашего века, а фанатики существуют в любом лагере. Подлинный враг, с которым мы встретились в XX-XXI веке, – это фанатизм всех видов, толков, мастей и оттенков. На мой взгляд, лекарством от фанатизма является чувство юмора. Я никогда не встречал фанатика с чувством юмора. И я никогда не видел человека с чувством юмора, который бы превратился в фанатика. Если бы я мог чувство юмора расфасовать по маленьким капсулам и сделать прививку против фанатизма всему человечеству, мне бы дали Нобелевскую премию, но по медицине, а не по литературе. Все романы и рассказы, которые я написал, посвящены попытке представить то, как думает наш ближний, – и отнюдь не для того чтобы с нашим ближним согласиться, и даже не для того чтобы быть с ним солидарным. А только для того чтобы задать себе вопрос: «Что бы было, если бы я был им или ею?». Возможность представить себя на месте другого и есть прививка против фанатизма. Моя литературная работа – это попытка борьбы с фанатизмом.

Надо сказать, что гротескный портрет своего идейного врага – «правого фанатика», сефарда (в данном случае – в широком смысле: восточного еврея) Мишеля, религиозного сиониста в вязаной кипе, Оз вывел в еще не публиковавшемся в России психолого-политическом (в отличие от ностальгическо-мелодраматического «Моего Михаэля») романе «Черный ящик». От вопроса корреспондента «Полит.ру» о том, ассоциирует ли он израильских фанатиков, о которых говорит, со своим персонажем Мишелем, поднаторевший в диспутах литератор изящно уклонился: «Фанатиками я представляю себе всех героев «Черного ящика». Мишель в этом ансамбле фанатиков только один из общего оркестра». Надо отметить, что остальные герои романа – профессор-эмигрант и его брошенная жена – проявляют свой фанатизм (или, скорее, психическую неуравновешенность) в далеких от политики сферах жизни.

Оз уточнил, что у него всегда наготове две ручки: одной он пишет романы, а другой – политические статьи и воззвания правительству. «Можете ли вы написать «политической ручкой», – последовал вопрос «Полит.ру», - что два народа, живущих в Израиле, способны построить вместе мирное государство?» Ответ писателя был пространным: «Земля, которую мы называем Израилем, а палестинцы Палестиной, – это земля, которая принадлежит двум народам. У еврейского народа нет никакой другой исторической родины, кроме Израиля, а у палестинцев нет другой земли, которая может стать их государством. Израильтяне и палестинцы не могут стать единой счастливой семьей, ибо они не едины, они не семья и не счастливая семья. Поэтому есть необходимость этот общий дом поделить на две квартиры меньших размеров. Израиль и Палестина будут жить дверь в дверь, будут созданы два самостоятельных государства. Я уверен, что это обязательно случится, потому что нет никакого иного пути. Я только не могу вам сказать, когда именно это произойдет, назвать точную дату. Единственная причина, по которой этого не произошло до сих пор, – это фанатизм, фанатизм, который проявили обе стороны. Я не люблю выступать в роли пророка, потому что в этой области слишком большая конкуренция – особенно среди тех, кто родился в Иерусалиме, – но тем не менее я произнесу одно пророчество. Будет посольство Израиля в Палестине и палестинское посольство в Израиле. И они будут располагаться неподалеку друг от друга, в Иерусалиме. И хорошая новость, которую я могу вам сообщить, – то, что оба народа уже понимают, что это должно случиться, что эта операция неизбежна и крайне необходима. Счастливы ли они тем, что эту землю надо поделить? Нет, не счастливы! Будут ли они плясать на улицах в тот день, когда это произойдет, когда Эрец Исраэль будет поделена между двумя народами? Нет, не будут плясать».

Финал этого краткого манифеста вызвал тихое хмыканье у нескольких собравшихся в зале журналистов. Арабские телеканалы чуть больше года назад добровольно и охотно демонстрировали радостные пляски и фейерверки, устроенные палестинцами по случаю демонтажа израильских поселений и ухода Израиля из сектора Газа. А вот израильтяне, в частности «правые фанатики», по поводу гипотетического пока еще разделения страны и Иерусалима на две части радоваться, действительно, будут едва ли. Особенно если учесть тот факт, что, как показывает опыт той же Газы, палестинские «фанатики» не любят останавливаться на достигнутом и довольствоваться тем, что уже получили.

Мысль о «добрососедском» разделении Израиля на две страны и о возможных последствиях этого вызвала своеобразные ассоциации у аудитории, и одна из журналисток осторожно поинтересовалась: «Может ли возникнуть ситуация, при которой вновь остро встанет проблема ассимиляции?». Напрямую о возможности «свертывания израильского проекта» в присутствии атташе по культуре посольства Израиля и маститого писателя никто сказать не осмелился. Оз снова не понял или сделал вид, что не понял, о чем его спрашивают: «У нас в Израиле построена мощная, самобытная, оригинальная, творческая культура, и я думаю, что это залог того, что вопрос об ассимиляции в общем снят. Конечно, может быть, где-то в периферийных зонах такой вопрос еще может возникнуть, может возникнуть и другой вопрос – ассимиляция палестинцев в нашем израильском обществе», – закончил он вполне в духе заботы о «соседях» по «общему дому».

Идеологию «шаломахшавников», в частности отрицание ими религиозно-национального характера будущего государства Израиль, иногда называют постсионизмом. На вопрос о том, сменила ли уже эта идеология сионизм, Оз снова ответил довольно обтекаемо: «Нет двух израильтян, которые в чем-нибудь согласятся друг с другом. Более того – трудно найти даже одного израильтянина, который сам с собой будет жить в мире и согласии, потому что у каждого из нас есть весьма противоречивые чувства. Вопрос о постсионизме актуален для очень маленькой группы людей. Есть другая группа людей, которых можно считать предсионистами, они еще до сионизма не дошли. А если говорить о самом сионизме, то не найдется двух человек, которые между собой согласятся в определении, что такое сионизм».

В разговоре с израильским писателем, разумеется, не могла не быть упомянута и тема Холокоста. «Что вы скажете относительно часто звучащих в адрес Израиля обвинений в том, что все свои (порой непопулярные) действия на международной арене он «оправдывает» Холокостом?» – спросили у Оза в кулуарах. «Холокост, или, как его называют в Израиле, Шоа (Катастрофа), – ответил писатель, – величайшее горе в жизни еврейского народа и одно из самых ужасных преступлений в истории человечества. И я считаю огромной моральной ошибкой спекуляцию на этом горе, кто бы этой спекуляцией ни занимался. Будь то те, кто оправдывает Холокостом действия Израиля в отношении других стран и народов, будь то те, кто утверждает, что Израиль пользуется Катастрофой как индульгенцией или чем-то подобным».

Гудкова Вероника
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).