будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Мир
Дабагян Эмиль

По накатанной колее авторитаризма

26 апреля в мультиэническом Эквадоре, расположенном на стыке северного и южного полушарий, состоялись всеобщие выборы. Предстояло избрать главу государства, 130 депутатов Национальной ассамблеи (парламента), 23 префектов и вице-префектов провинций, 221 алькальда – главу муниципалитета.

Особенность ситуации заключалась в том, что выборы являлись досрочными. Они проводились в соответствии с Конституцией, одобренной на всенародном референдуме в ноябре минувшего года. Инициатором принятия этого основополагающего документа явился сравнительно молодой амбициозный Рафаэль Корреа, одержавший 26 ноября 2006 года убедительную победу над соперником во втором туре президентской гонки. Вступив в должность 15 января 2007 года, 44-летний экономист, ранее входивший в правительство, но покинувший его из-за разногласий по поводу выплаты внешнего долга и ряду других вопросов, сразу же без раскачки приступил к реализации ключевого пункта предвыборной программы. Он предусматривал созыв учредительной ассамблеи для разработки принципиально иной конституции, которой надлежало заложить фундамент кардинально реформированной государственности. Преодолевая сопротивление традиционной элиты, властной команде удалось добиться поставленной цели.

Таким образом, эквадорский президент повторил путь венесуэльского коллеги Уго Чавеса. Взяв в руки бразды правления в феврале 1999 года, тот также добился принятия новой конституции и, спустя некоторое время проведя новые выборы, избрался вторично. Его мандат стал исчисляться с января 2001 года, а 2 года списали в переходный период. Тождество вариантов проявилось и в том, что прежние легитимные органы законодательной власти фактически перестали функционировать задолго до истечения срока полномочий, а большинство их прерогатив перешло к конституционным ассамблеям. В Эквадоре верховные полномочия ассамблеи были официально провозглашены 6 декабря минувшего года. Тогда фактически и закончилось параллельное существование двух структур. Оппозиция назвала это государственным переворотом. С этого момента большинство ключевых законов стали одобряться не парламентом, а ассамблеей, где партия власти имела квалифицированное большинство.

К тому же реформированные конституции не только значительно расширили права президентов, но и позволили их избрание на второй срок сразу же по завершении предыдущего мандата. Был включен и раздел о референдумах. Еще одна важная деталь: лидеры обеих стран полны решимости строить так называемый «социализм XXI века».

Но было бы неверно говорить об абсолютной идентичности процессов в обеих странах. Имеются определенные различия, обусловленные конкретными историческими особенностями. Например, при выборах главы государства в Венесуэле не предусмотрен второй тур, достаточно набрать относительное большинство голосов. В отличие от Венесуэлы, в Эквадоре президент избирается на 4 года. Там власть не отказалась от доллара, заменившего национальную валюту, воздерживается от венесуэльского стиля действий по ограничению предпринимательских свобод. Эквадор не присоединился к любимому детищу Чавеса, интеграционному проекту – Боливарианская альтернатива для Америк, в которую помимо инициаторов - Венесуэлы и Кубы - входят Боливия, Никарагуа, Гондурас и Доминика. С другой стороны, Венесуэла восстановила нормальные отношения с Колумбией после острейшего конфликта, возникшего 1 марта 2008 года; у Эквадора же с соседней страной сохраняется напряженность.

Однако векторы общественно-политического развития явно оказались параллельными.

Что касается завершившихся выборов, то на высший пост претендовало 8 кандидатов, но, согласно социологическим опросам, загодя определился явный фаворит - действующий президент. Еще в прошлой избирательной кампании он обещал положить конец доминированию истеблишмента на политической арене, покончить с коррупцией, осуществить «гражданскую революцию», приобщая широкие слои населения к принятию решений на всех уровнях. За истекшие два года удалось добиться многого: ослабить местную олигархию, поставить под контроль государства стратегические отрасли экономики, реализовать масштабные социальные программы, включая поддержку незащищенных групп населения. Особое внимание уделялось занятости, образованию, здравоохранению, защите материнства и детства, строительству квартир для малообеспеченных категорий. Только за первые три месяца правления на осуществление подобных проектов было ассигновано 600 миллионов долларов; расходы на эти нужды увеличились на 15%. В марте 2007 года в экстренном порядке, учитывая критическую ситуацию в области просвещения, было выделено 125 миллионов долларов на развитие школ, учебники и питание учащихся. Значительный резонанс имело повышение вдвое стоимости бонов развития для малоимущих и чеков на строительство, ремонт и покупку жилья. Позже это получило обобщающее название «боны человечного развития». Все это принесло обильные плоды.

Оппоненты резко критикуют действия президента, называя это разбазариванием немалых средств, поступавших от продажи нефти и денежных переводов соотечественников, обосновавшихся за границей. Кстати, они тоже получили право участвовать в выборах. А только в Испании проживает свыше 500 тысяч эквадорцев.

Разрозненная оппозиция не сумела объединиться и выдвинуть единого кандидата. Она рассчитывала на второй тур, когда можно сплотиться вокруг претендента, набравшего относительное большинство. Следом за явным лидером со значительным отрывом шел отставной полковник Лусио Гутьеррес. Это весьма колоритная фигура. Он стал главой государства в апреле 2002 года, а позднее был вынужден оставить свой пост под напором протестных выступлений и бежать в Бразилию. На протяжении длительного периода Эквадор вообще отличался фантастической нестабильностью. За последние 13 лет там сменились 10 президентов. И лишь один из них досидел до конца срока.

Возвращаясь в день сегодняшний, скажем, что третье место занял банановый король, мультимиллионер Альваро Нобоа. Располагая мощными финансовыми ресурсами, он в четвертый раз пытался штурмовать вершины политического Олимпа. В 2006 году Нобоа поначалу вырвался вперед, но затем уступил нынешнему главе государства.

Прошедшие выборы носили откровенно семейный оттенок. Так, на пост префекта (губернатора) самой многонаселенной провинции Гуаяс, где расположен крупнейший город и порт Гуаякиль, бастион оппозиции, баллотировалась Пиерна Корреа - старшая сестра президента. Гилмар, брат Лусио, ранее избиравшийся в конституционную ассамблею, возглавил список партии на парламентских выборах. Гутьерреса и прежде обвиняли в непотизме, поскольку его родственники находились на ответственных должностях в администрации. Но он обещал, что в случае прихода к власти покончит с подобным явлением. Наиболее экстравагантным оказался Альваро Нобоа, взявший кандидатом в вице-президенты свою супругу. Столь экзотическое решение аргументировалось не тем, что она жена, а тем, что она самый активный член партии.

Завершая в четверг 23 апреля избирательную кампанию, длившуюся 1,5 месяца, Рафаэль Корреа, чья фамилия в переводе с испанского означает «ремень», размахивая этим предметом, призвал восторженных сторонников: «Давайте покончим с господством партий».

Для победы в первом туре, согласно регламенту, необходимо было набрать свыше 50% голосов или 40% при условии, если преимущество над идущим следом претендентом составит не менее 10% .Участие в выборах является обязательным для граждан в возрасте от 18 до 65 лет. В нынешней кампании впервые получили право прийти к урнам лицеисты, которым исполнилось 16 лет (для них голосование не обязательно), полицейские и военные, не раз игравшие особую роль в политической жизни страны. Право избирать получили также лица, находящиеся в местах заключения, но ожидающие приговора.

Сверхзадачей выборов явилось завоевание большинства в парламенте, что позволило бы властной команде, сгруппировавшейся вокруг структуры под названием «Альянс Страна», и дальше следовать намеченной стратегии.

Выборы прошли при исключительной активности электората. С утра выстроились очереди к избирательным участкам. Прогнозы в целом подтвердились. Корреа получил 53% голосов. Он это расценил, как безоговорочную поддержку своему курсу, подчеркнув на пресс-конференции: «Эквадорский народ высказался за социализм». При всем том произошла своеобразная сенсация - впервые за 30 лет демократического строя не понадобилось проведение второго тура. Граждане предпочли стабильность, поскольку устали от бесконечной президентской чехарды.

Гутьеррес заручился поддержкой 29% избирателей. Нобоа довольствовался третьим местом. При этом пост мэра Гуаякиля сохранил за собой Хайме Небот, весьма популярный деятель христианско-демократического толка, которого аналитики прочат в лидеры оппозиции на следующих выборах. Он заявил, что станет уважать победу Рафаэля Корреа, но попросил взаимности, уважения результатов голосования в этом городе.

Добившись успеха, глава государства завоевал право выдвинуться вновь в 2013 году. При этом он рассматривает завершившиеся выборы как промежуточный замер рейтинга, поскольку не скрывает намерений оставаться хозяином президентского дворца «Корондолет» вплоть до 2017 года. То есть стране предстоит, вероятно, 10 лет президентства Корреа.

Десятилетний опыт политического развития Венесуэлы показывает: чрезмерная концентрация власти в руках исполнительной власти за счет остальных ветвей и, прежде всего, законодательной и судебной, под какими бы благовидными предлогами это ни делалось, неизбежно ведет к сужению демократического пространства, а в конечном итоге - к авторитаризму.

Эквадорский президент, который с незначительными модификациями копирует этот опыт, становится объектом критики не только со стороны политических оппонентов, но и многих потенциальных соратников за конфронтационный стиль правления, нежелание прислушиваться к иному мнению, поспешность при принятии судьбоносных решений. Это ярко проявилось в дни работы Конституционной ассамблеи. Серьезный конфликт произошел со спикером парламента Хорхе Севальосом, когда тот заявил, что не следует приступать к новому этапу развития с нарушения Основного закона, подразумевая намерение распустить высший законодательный орган по причине утраты доверия граждан. Вызывают тревогу и попытки власти поставить под контроль средства массовой информации, надеть на них намордник.

Как отметил обозреватель Би-Би-Си, эти выборы означали достаточно широкую поддержку «гражданской революции», дав зеленый свет ее беспрепятственному продвижению вперед. Но не следует забывать, что дорога полна рытвин и колдобин. Отталкиваясь от столь образного выражения, нетрудно за победными фанфарами разглядеть существенное: голоса, поданные за оппозицию, - это голоса против Рафаэля Корреа, своеобразный сигнал о неблагополучии, о том, что все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Впереди суровые баталии в стенах парламента, который может превратиться в очаг сопротивления режиму личной власти. В противном случае неизбежно развитие по венесуэльской модели, сутью которой стала ярко выраженная тенденция к авторитаризму, облаченная в псевдодемократические одежды.

Дабагян Эмиль
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).