будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
СССР
Июль 4, 2025
Мир
Нуреев Булат

Победа России, или По ту сторону выборов

Победа России, или По ту сторону выборов
52_02

Выборы выиграл Ющенко, Янукович их проиграл. Фактическая смена власти между вторым и третьим туром и привлекательная "оранжевая революция" стоили Януковичу 10-15% голосов. Электоральный анализ кампании мы проводили раньше, когда прогнозировали подобный исход выборов, теперь же есть смысл разобрать процессы, имеющие более длинный шаг и последствия более глубокие, нежели те, что уместились во временные рамки украинской предвыборной кампании.

На волне оглашения Ющенко победителем снова возникнут разговоры о том, что Россия потерпела поражение на украинском фронте, и что нельзя было ставить на Януковича. Немцов в Киеве уже извиняется за российского президента и его поведение в украинской кампании, российские журналисты уже отличились распространением слухов о  спецназе РФ, готовом подавить собравшихся на киевском Майдане. Завтра аналитики будут говорить о том, что не надо делать однозначных ставок в процессах смены элит сопредельных стран. А этим  странам уже в ближайшие годы предстоит пережить череду выборов, и уже сейчас раздаются голоса, что и там события могут развиваться не так гладко, как прежде, и не менее драматично, чем в Украине. 

Будут убеждать в том, что Россия, в принципе, не умеет строить геополитические сценарии, даже в ближнем зарубежье. Будут говорить о нашем тяжелом имперском наследии. Как говорил еще один дряхлеющий генерал еще одного романа Маркеса: "Мы уезжаем отсюда. И поторопимся, нас здесь никто не любит". 

Ситуация же ровно обратная, нежели нас убеждают эти люди. Россия впервые внятно проявилась как держава на своих ближайших рубежах. Она впервые смогла выстроить внятное послание к гражданам другой страны, не ограничившись кулуарными переговорами с отдельными правящими группами. Двойное гражданство – послание гражданам. Отмена чудовищной, изматывающей процедуры регистрации в Москве – послание гражданам. Реанимация планов по кооперации в сфере ВПК, либерализация пограничных барьеров для бизнеса в рамках ЕЭП – абсолютно корректные шаги. Отказ от взимания НДС за энергоносители на своей территории – единственное, чего можно было бы не делать - нельзя дарить деньги соседям (вне совместных договоренностей и проектов, до исполнения ими взятых на себя обязательств). Россия впервые проявилась на соседнем рубеже не как страна, откупающаяся денежными подачками (низкие тарифы за энергоносители, списание долгов) за политическую лояльность соседнего режима, а как держава, способная давать права на своей территории гражданам дружественного государства и предлагать совместные проекты, в которых есть рациональный смысл.

Неоднократно было замечено, что США, так же активно игравшие на этих выборах, в отличие от России, делали больший упор на угрозы первым лицам украинского государства и экономические санкции. Но Штаты (причем не только силой государства, но и посредством негосударственной инициативы) десять лет работали с украинскими политиками, журналистами, образованием, негосударственными организациями – их вмешательство для украинских избирателей выглядело легитимным, как «помощь в развитии демократии». Да и вообще игра за оппозицию с точки зрения вовлечения населения - более удобна. Россия проснулась только в августе-сентябре 2004 года, когда Янукович (во многом за счет российских предложений) смог сформулировать политическую позицию, перестав строить кампанию на поездках по регионам и раздаче хлебов.

Да, российскую политику, апеллирующую к гражданам, нужно было строить заблаговременно, строить годами. Да, политика поддержки существующего режима перестает себя оправдывать, проблемы с Белоруссией и то, как Россия прозевала грузинскую «революцию роз», об этом недвусмысленно свидетельствуют. На Украине Кучма тянул с преемником до последнего и, в итоге, Россия была вынуждена ставить на Януковича, имеющего неудобные места в биографии и не прошедшего до этого ни одной электоральной кампании, т.е. с полным отсутствием опыта публичной политики. Нет худа без добра, во многом именно это заставило Россию включаться в кампанию с внятными политическими предложениями, не надеясь на автоматическую передачу власти от президента к премьеру. Это дало России политический ресурс в Восточной и Южной Украине, ресурс граждан, которые предпочли политические и экономические отношения с Россией перспективе «евроатлантической интеграции».

Естественно, это встретило сопротивление противоположной стороны. Намеренно накручивалась антироссийская кампания в прессе. Янукович рисовался как человек, зависимый от союза Путина и Кучмы, а Россия - как «неосоветская империя», посягающая на суверенитет соседней державы. Тему имперских намерений России активно раскручивала вся западная пресса, дипломатия США и близлежащих европейских стран, «курирующих» Украину: в первую очередь, Польши и странами Прибалтики. Россия же должна запастись терпением раз за разом объяснять, что не претендует на суверенитет Украины и быть готовой к тому, что антироссийская кампания и впредь будет вестись на Украине всеми заинтересованными лицами. А уже написанные в независимой Украине учебники истории задают хороший фундамент для этой кампании, и с этим тоже необходимо как-то работать.

Поэтому проигрыш Януковича для России не фатален. Россия не получила «своего» президента (а Янукович по очень многим пунктам и не был бы сильно «своим», особенно в плане грядущей приватизации крупных украинских предприятий – где бы он отстаивал преференции украинским промышленным группам). Зато она впервые проявилась на соседней территории как субъект, не только пытающийся трясущимися руками удержать жалкие остатки былой власти, но и способный формулировать предложения по совместному развитию и продвижению вперед. Это один из немногих случаев, где мы получили позитивный опыт, опыт, который получен из апелляции к гражданам, а не кулуарных договоренностей с дряхлеющими группами так недавно образованных элит.

Непонятно, правда, насколько этот выигрыш понимается самим руководством России. По крайне мере, президент в своем комментарии событий критиковал "двойные стандарты" Запада в логике "а нам почему нельзя", вместо того, чтобы объяснять, что наша страна предлагает не столько имперские, сколько партнерские проекты совместного развития, и поэтому ей совсем необязательно иметь своего "сукина сына" и играть краплеными картами. В отличие от США, которая вела на Украине малосодержательную кампанию, маня очень неконкретными перспективами партнерства и интеграции в обмен на вполне конкретную политическую зависимость.   

Нуреев Булат
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).