будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 18, 2025
Мир
Докторов Борис

Победит ли Барак Обама в 2012 году

Победит ли Барак Обама в 2012 году
obama1
Фото: Pete Souza. whitehouse.gov

6 ноября 2012 г. в США состоятся очередные президентские выборы. Наш постоянный автор, российско-американский социолог, доктор философских наук Борис Докторов на основе электоральной статистики президентских выборов прошлых лет анализирует, каковы шансы у Барака Обамы на победу.

В конце 2010 г. Фондом «Общественное мнение» и издательством «Европа» была опубликована моя книга «Явление Барака Обамы». Это — анализ результатов социологического мониторинга избирательной кампании в США в 2008 г. Время пролетело быстро, Америка вкатывается в новые выборы, и готовятся к ним не только будущие кандидаты в президенты и партийные функционеры, но также политологи, социологи, полстеры. Инерция движения, накопившаяся во мне, постоянно подталкивает и меня к ознакомлению со статистикой установок электората и с предварительными рассуждениями аналитиков о том, как будет проходить борьба за Белый дом.

Для Барака Обамы коренное отличие грядущей избирательной кампании от состоявшейся в 2008 году заключается в том, что избиратели уже будут меньше задумываться о его программе, но в первую очередь будут оценивать сделанное им. Другими словами для него это будут не только выборы, но референдум по поводу доверие ему. Нынешним кандидатам-«слонам» — в психологическом и тактическом отношениях — будет проще, чем было Джону Маккейну и другим кандидатам-республиканцам в 2008 г. Тогда они были вынуждены во многом защищать политику, проводившуюся в течение восьми лет их однопартийцем Джорджем Бушем-мл. В 2012 г. их критический запал ничем не будет ограничен. Почувствовав вкус победы на недавних выборах в конгресс, они хотят быть первыми и на президентских выборах в 2012 г. Очевидно, кампания будет жаркой.

Уже сейчас может быть написан объемный перечень вопросов, связанных с социологическим наблюдением за ходом президентской борьбы в 2012 г., но, несомненно, главный из них: «Победит ли Барак Обама»? Хотя он еще не заявил официально о своем участии в выборах, но есть информация о том, что его избирательный штаб перемещается в Чикаго и приступает к работе.

В первом приближении поиск ответа на этот центральный вопрос может быть сведен к изучению четырех тем:

  1. Каково отношение американского электората к деятельности президента Обамы?
  2. Есть ли сильные кандидаты на борьбу за пост президента у республиканцев?
  3. Что означает активизация «Чайной партии»?
  4. Каково численное соотношение сторонников демократической и республиканской партий среди избирателей?

И есть еще один вопрос, особенно интересующий тех, кто не просто следит за процессом выборов, но кто всматривается в технологию мониторинга электората и приемы прогнозирования итогов голосования. Если уже сейчас в этой области нечто новое, привлекающее внимание?

Настоящие заметки — это ответы на приведенные вопросы, которые можно сформулировать по итогам наблюдений в январе 2011 года.

1. Уровень одобрения деятельности президента Обамы

Таблица 1 показывает, как, согласно измерениям, проводимым Организацией Гэллапа, деятельность Обамы во второй года его президентства оценивается в сравнении работой президентов, руководивших страной до него.

Таблица 1. Одобрение деятельности президентов во второй год их работы
ПрезидентВремя второго годаСреднее значение индекса одобрения, (%)Кол-во опросов
Эйзенхауэрянв. 20, 1954 — янв. 19, 195565,516
Кеннедиянв. 20, 1962 — янв. 19, 196372,113
Никсон янв. 20, 1970 — янв. 19, 197156,217
Картерянв. 20, 1978 — янв. 19, 197945,326
Рейганянв. 20, 1982 — янв. 19, 198343,319
Буш-ст.янв. 20, 1990 — янв. 19, 199166,832
Клинтонянв. 20, 1994 — янв. 19, 199545,928
Буш-мл. янв. 20, 2002 — янв. 19, 200371,346
Обама янв. 20, 2010 — янв. 19, 201146,7347

Безусловно, главное для нашего анализа расположено в третьем столбце этой таблицы. Однако считаю важным обратить внимание на нижнюю клетку столбца 4: с января 2010 по январь 2011 гг. Организацией Гэллапа было проведено 347 опросов, в которых изучалось отношение населения к деятельности президента, на 300 больше, чем восемь лет назад. Это стало возможным, прежде всего, благодаря тому, что полстеры научились работать по качественным небольшим выборкам. Ежедневно опрашивается лишь 500 респондентов и публикуется среднее по трем дням.

Уровень одобрения деятельности Обамы во второй год его президентства заметно ниже, чем были оценки работы Кеннеди, Эйзенхауэра, Буша-ст. и Буша-мл., однако несколько выше одобрения деятельности Рейгана и Клинтона, успешно переизбранных на второй срок.

Весной и осенью 2010 г. деятельность Обамы одобряло 43-45% взрослого населения. Однако к концу января 2011 г. — впервые с мая — «индекс одобрения» вырос до 50%. По мнению аналитиков, индекс одобрения Обамы будет хорошим индикатором для предсказания итогов выборов в 2012 г., однако делать какой-либо вывод за 21 месяц до голосования — слишком рано. К примеру, в конце января 1983 г. деятельность Рейгана одобряло 35%, но в 1984 г. он с высокой степенью единодушия электората был переизбран на второй срок. Работу президента Буш-ст. в конце января 1991 г. одобряло 83% населения, прежде всего, за его военную операцию в Персидском заливе, но в следующий год он не был переизбран.

2. Есть ли сильные кандидаты на борьбу за пост президента у республиканцев?

Пока в стане республиканцев нет фаворита, похоже, что восемь лет правления Буша-мл. заметно ослабили интеллектуальный уровень республиканской элиты; нет идей, нет харизмы, нет «буйных». В середине ноября 2010 г. 19% республиканцев заявляло, что в 2012 г. проголосуют за Митта Ромни, по 16% — за Сару Пэйлин и Майка Хаккаби. По мнению экспертов, подобной неопределенности в позиции республиканского электората давно не было. Накануне 1972 г. явным фаворитом был Никсон, затем были: Форд (1976), Рейган (1980 и 1984), Буш-ст. (1988 и 1992), Доул (1996), Буш-мл. (2000 и 2004), и Джулиани (2008). Кроме Джулиани все были номинированы партией на пост президента.

Подобная «распыленность» в установках республиканского электората наблюдалась и в конце первой января недели 2011 г. Тогда около трети (30%) сторонников республиканской партии отдавали предпочтение Майку Хаккаби, а затем следовали Ньют Гингрич (24%), Митт Ромни (23%) и Сара Пэйлин (22%).

Отсутствие фаворита не может продолжаться долго. По мнению известного политолога, специалиста в области политического исчисления, Нейта Сильвера, события, подобные развивающимся в Египте, могут стремительно вывести в лидеры кого-либо из уже популярных или малоизвестных республиканских политиков. Напомню, в начале избирательной кампании 2008 года имя Барака Обамы было плохо знакомо американцам, они с трудом произносили его; на встречах с некоторыми группами избирателей он говорил им: «Зовите меня Алабамой».

Приведу диаграмму Н. Сильвера, показывающую взаимное расположение «планет» — республиканских кандидатов. Пространство, в котором они расположены, задается двумя осями: «умеренный — консерватор» и «инсайдер-аутсайдер».

Диаграмма 1. Взаимное расположение республиканских кандидатов
Silver N. A Graphical Overview of the 2012 Republican Field

«Горизонтальное» измерение — очевидно для США, кандидаты упорядочены от «умеренных» (слева) до консервативных (справа). Вертикальное измерение, согласно Сильверу, будет активно «играть» в 2012 году. «Инсайдер» — это человек, входящий в республиканскую элиту, «аутсайер» — критик партийного истэблишмента.

Опущу некоторые технические вопросы, связанные с построением этого политического пространства, и ограничусь тремя замечания. Первое: диаметры политиков-планет определены согласно исследованиям известного сайта Intrade, определяющего «вес» политика по оценкам биржевых экспертов. В частности, Intrade регулярно отмечает, что Митт Ромни будет номинирован партией на пост президента США. Пэйлин и Хаккаби — «планеты» заметно меньших размеров.

Цвета кругов указывают на географию кандидата: «голубой» — Север, «красный» — Юг, «зеленый» — Средний Запад и «желтый» — Запад. Очевидно, что география кандидата указывает штаты, на активную поддержку которых он может рассчитывать.

Митт Ромни (1947 г. р.) — успешный бизнесмен, в избирательной гонке 2008 г. в финансовом отношении был наиболее состоятельным претендентом на пост в Белом доме. Он — опытный политик, в 2003-2007 гг. был губернатором штата Массачусетс, возглавлял организационный комитет Зимних олимпийских игр 2002 г. в Солт-Лейк-Сити.

Фактором, который может затруднить движение Ромни к президентству, является его вероисповедание. Он — мормон.

В начале 2007 г. 42% американцев относились к мормонам в целом благоприятно, но 46% — неодобрительно. Согласно результатам трехлетней давности (февраль 2007 г.), американский избиратель не готов проголосовать н президентских выборах за кандидата-мормона. Правда, перспективы атеиста на то, чтобы возглавить страну, еще ниже (Таблица 2).

Таблица 2. Готовность проголосовать за кандидатов в президенты, представляющих разные религиозные группы, (%)
 Готовность проголосоватьИдеологическая самоидентификация
либералумеренныйконсерватор
католик95979594
афроамериканец94959492
еврей (религия)92939191
женщина88968982
латино87928784
мормон72757766
атеист45674829

Диаграмма 1 показывает, что Ромни придерживается более умеренных политических взглядов, чем другие «раскрученные» республиканские политики: Гингрич, Пэйлин и Хаккаби. Однако, серия опросов, проведенных Организацией Гэллапа в 2009 г., показывает, что мормоны — наиболее консервативная электоральная группа. Среди них консерваторами себя считают 59%, среди протестантов — 46%. Заметно менее консервативны католики (36%), мусульмане (23%), евреи (точнее — приверженцы иудаизма) — 20%. Но еще меньше консерваторов среди атеистов, агностиков — 19%. Сказанное означает, что, ориентируясь на финансовую помощь и голоса мормонов, Ромни — возможно — придется усилить в своей программе консервативную составляющую. А это грозит потерей избирателей других конфессий и либералов.

3. Что может означать активизация «Чайной партии»?

Активизация «Чайной партии», наблюдаемая с начала 2009 г., может внести в ход избирательной кампании 2012 г. краску, которой не было в 2008 г. Речь идет о появлении «третьей силы», влияние которой пока трудно оценить.

В конце октября 2010 г., 73% американцев соглашалось с тем, что «Чайная партия» повышает уровень участие людей в политике, 55% — углубляет политическое расслоение общества и 54% — заставляет существующие партии ответственнее относиться к людям. При этом четверть опрошенных (26%) относила себя к тем, кто поддерживает «Чайную партию», и столько же (27%) заносили себя в ее оппоненты.

В середине января 2011 года чуть менее трети (30%) взрослых американцев поддерживали «Чайную партию», четверть (25%) — являлись ее оппонентами и около половины (46%) — занимали нейтральное положение. Семеро из десяти человек (71%) опрошенных считали в той или иной степени важным, чтобы конгрессмены от республиканской партии учитывали позиции «Чайной партии» относительно проблем, стоящих перед страной. Среди республиканцев подобное мнение разделяли 88%, в стане демократов — 53%.

Среди экспертов нет однозначного мнения относительно перспектив сближения республиканской партии с «чайной». Оно угрожает республиканцам усилением в партии консервативного крыла, сдвигу вправо и, следовательно, может привести к вымыванию из традиционного электората партии умеренной ее части и «старых консерваторов».

4. Каково численное соотношение сторонников демократической и республиканской партии среди избирателей?

В 2008 г. победа Обамы в значительной степени была достигнута благодаря заметному увеличению пропорции сторонников демократической партии в электорате. Так, по данным Rasmussen Reports, на момент голосования численность демократов и республиканцев в электорате задавалось соотношением 41,4% : 33,8%.

Январские опросы ряда ведущих американских организаций не обнаружили одновременного падения доли демократов и роста пропорции республиканцев. Во всех зондажах (Таблица 3) доля демократов в электорате не ниже доли сторонников республиканской партии.

Таблица 3. Партийная стратификация электората в январе 2011 года (%)
 Дата опроса в 2011Партийные предпочтенияРазность: «респ.- дем.»
Организация республиканцыдемократы
Rasmussenянварь, 1-3135350
ARGянварь, 17-202830-2
CBS/Timesянварь, 15-192734-7
NBC/WSJянварь, 13-172131-10
ABC/Postянварь, 13-162333-10
Kaiser FFянварь, 4-142639-13
Ipsos/Reutersянварь, 7-102130-9
AP-GfKянварь, 5-102528-3
Pewянварь, 5-92732-5

Итак, на начало 2011 г. партийное расслоение американского электората благоприятно для демократического кандидата, т.е для Обамы

4. Будет ли президент Обама переизбран на второй срок или нет?

28 декабря 2010 г. деятельность Обамы одобряло 50% населения, до конца января этот показатель изменялся в узком диапазоне от 48 до 50 процентов. Вообще говоря, это не очень «дружная» оценка работы президента, однако она позволяет с оптимизмом смотреть на начало избирательной кампании и даже на ее итоги.

В Таблице 4 приведены значения индекса одобрения (второй столбец, по данным Гэллапа) за 22 недели до выборов для 11 президентов, которые шли на переизбрание, затем указана доля полученных ими на выборах голосов и разница между ними и претендентами.

Таблица 4. Индекс одобрения для 11 президентов за 22 месяца до голосования
ПрезидентИндекс (%)ДатаИтоги голосования (%)Преимущество в голосах (%)
Рузвельт75янв. 14, 1943537
Эйзенхауэр70янв. 5, 19555715
Буш-мл.63янв. 5, 2003512
Рузвельт58янв. 14, 19395510
Буш-ст.58янв. 6, 199137-6
Никсон56янв. 11, 19716123
Обама50янв. 3, 2011????
Картер50янв. 8, 197941-9
Трумэн48янв. 22, 1947504
Клинтон47янв., 17, 1995499
Форд37янв. 13,197548-2
Рейган37янв. 17, 19835918

Заметной корреляции между индексом одобрения деятельности президента, исчисленным за 22 месяца до выборов, и характером победы нет. Но со значением индекса одобрения 50% и ниже за 22 месяца до выборов побеждали Трумэн, Клинтон и Рейган.

Если рассматривать историю президентских выборов, состоявшихся после Гражданской войны (1861–1865), то 73% президентов, шедших на второй срок, победили; после Второй мировой войны — 70%. Специальная регрессионная модель, построенная Н. Сильвером, показывает, что в данный момент вероятность победы Обамы — если опираться исключительно на исторические факты, — 65%. А то, что будет происходить дальше, представлено на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Вероятность переизбрания президента на второй срок, вычисленная на основе индекса одобрения Гэллапа (внизу — количество месяцев до выборов)
Silver N. Approval Ratings and Re-Election Odds

К примеру, если за 15 месяцев до дня голосования индекс одобрения Обамы будет 65%, то вероятность его победы окажется свыше 90%; если же его индекс одобрения окажется на уровне 45%, то вероятность оказаться переизбранным будет около 60%.

Еще многое впереди, но пока можно утверждать, что если до дня выборов, 6 ноября 2012 г., индекс одобрения Обамы будет в районе 50%, то вероятность его победы станет 80%. Если же индекс одобрения будет варьировать около отметки 45%, то многое зависит от республиканского кандидата.

* * *

Общий вывод: президент Барак Обама сохраняет высокие шансы на переизбрание на второй срок в 2012 году.

Докторов Борис
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).