По данным консалтинговой компании Accenture, половина женщин, работающих в сфере технологий, уходят из индустрии к 35 годам. Причиной, чаще всего, становится не инклюзивная среда внутри технологических компаний. О том, как уход женщин из IT вредит индустрии и чем опасен гендерный дисбаланс — в нашем обзоре.
Сейчас каждая компания является или же быстро становится технологическим предприятием. Даже те организации, которые не воспринимают себя как «технологическую группу» нуждаются в IT-отделах и сотрудниках с соответствующим набором навыков.
Например, в банке JPMorgan работают около 50 тысяч сотрудников. 20% из них — связаны с технологиями, а в Goldman Sachs этот показатель достигает 25% от общего количества работников.
Спрос на IT-специалистов растет и рынок труда пытается успеть за этим трендом. Например в США, компаниям требуется порядка 314 тысяч экспертов по кибербезопасности. Это на 50% больше, чем в 2015 году.
Однако несмотря на то, что рынку требуется все больше IT-специалистов, женщин среди них все еще очень мало. По данным авторов исследования, женщины занимают всего 16% инженерных должностей и 27% должностей, связанных с расчетами, в американских компаниях.
При этом женщины уходят с технических должностей на 45% чаще, чем мужчины. А 50% женщин перестают работать в сфере технологий уже к 35 годам. Этот показатель в других сферах составляет 20%.
Инфографика: процентное соотношение женщин, которые уходят из IT к 35 года и этот же показатель в других сферах.
Авторы доклада считают, что женщины уходят из IT совсем не потому, что им не хватает навыков или амбиций. Проблема в недоброжелательной и не инклюзивной среде этой сфере.
Инклюзивной, авторы исследованию называют корпоративную культуру, которая отвечает трем основным требованиям. Первое — смелое лидерство. Оно подразумевает разнообразие методов управления сотрудниками компании. В результате, работники видят ролевые модели, которым могут следовать, и четкие цели своей работы.
Второе — комплексные действия. Политика компании и практики внутри нее направлены на предоставление равных возможностей всем сотрудникам.
Третье — вдохновляющая атмосфера. Здесь важны два фактора — уважение и автономия. Уважающий других работодатель относится к своим сотрудникам как к людям. Он поощряет разнообразие и индивидуальность своих подчиненных.
Автономия же подразумевает, что сотрудники контролируют и определяют как, где и когда они работают. Иными словами, им предоставляются возможности, для достижения поставленных целей. А пути их осуществления определяют сами работники.
Если же речь идет об учебном заведении, то инклюзивным оно является в том случае, если в нем есть разнообразие профессорско-преподавательского состава/студенческого состава, гендерное равенство, а также поддержка этнических/расовых меньшинств. Более того, в инклюзивном колледже дирекция борется с различными видами сексуальных домогательств и дискриминации, а также дает студентам возможность «быть самим собой».
Отсутствие поддерживающей и доброжелательной среды не только мешает женщинам развиваться внутри IT, вредит разнообразию (англ. — diversity) в целом и порождает гендерный дисбаланс внутри индустрии технологий, но и даже может угрожать их жизни. Например, из-за отсутствия женских манекенов для краш-тестов, опасность погибнуть в аварии возрастает для женщин на 17%, а шанс получить серьезную травму — на 47%.
Авторы исследования уверены, что корпоративная культура внутри компаний и учебных заведений имеет первостепенное значение для преодоления гендерного дисбаланса в IT.
Например, в тех учебных заведениях, где сформирована инклюзивная и поддерживающая среда для женщин, 93% студенток видят четкий путь от изучения технологий, инженерии или математики к карьере в этой области. Однако, если в колледже такой среды нет, это показатель ниже на 20% ниже.
Ситуация для цветных женщин, лесбиянок, бисексуалок и трансгендерных женщин еще сложнее. 90% ЛБТ-женщин, которые учатся в более инклюзивной среде, признались, что им нравятся занятия. Однако этот показатель на 29% ниже среди ЛГБТ-девушек, которые получают образование в менее инклюзивных колледжах.
Инфографика: как женщины воспринимают период обучения в колледже и свои карьерные перспективы, в зависимости от среды в образовательном учреждении.
Авторы исследования также выяснили, что из-за плохой корпоративной культуры увольняются 37% сотрудниц IT-компаний. 31% опрошенных заявил, что их уход связан с неудовлетворенностью работой, 22% — нашли работу вне IT, а 10% — уволились из-за отсутствия разнообразия внутри компании.
При этом цветным женщинам в IT еще сложнее, уверяют авторы исследования. В то время как 27% технических должностей в США занимают женщины, всего 3% из них — афроамериканки и всего 2% — латиноамериканки. Лишь 8% из 390 цветных женщин, которые работают в IT, заявили, что им было легко достичь успеха в этой сфере. Противоположного мнения придерживается 21% от всех участниц исследования.
Авторы исследования считают, что главное — перестать требовать от женщин адаптироваться к современным условиям. Не заставлять их менять свое поведение, чтобы вписаться в устоявшуюся «братскую культуру»* (англ — Bro culture) внутри компаний.
В частности, в колледжах необходимо:
В свою очередь, работодатели должны предоставлять своим сотрудницам отпуска по уходу за ребенком, создавать возможности для достижение целей по разнообразию (diversity), развивать программы поддержки женщин, поощрять их креативность и разработку инноваций.
Если компании и учебные заведения начнут реализовывать эти шаги, ежегодная убыль женщин в сфере технологий может снизиться до 70%, уверены авторы исследования.
Инфографика: количество женщин, которые останутся в IT-индустрии к 2030 году (если предпринять изложенные выше меры).
Примечание Полит.ру
«Bro culture» (англ. — культура братанов) — понятие, которое описывает среду и поведенческие и коммуникативные практики, в которых предпочтение отдается молодым мужчинам-мачо. Среднестатистический «брат» — шустрый парень, который ставит победу и успех выше уважения к другим.
Понятие «Bro culture» часто используют для описания поведения мужчин и их привычек в бизнесе. В частности, когда говорят о молодых, наглых и гипер-конкурентоспособных мужчинах. В некотором смысле «культура братанов» стала синонимом технологической отрасли, в значительной степени из-за отсутствия женщин в этой сфере.