будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киргизия Революция в Киргизии
Июль 2, 2025
Мир
Саттаров Рафаэль

Политическая турбулентность, или Как можно было потерять оригинал киргизской Конституции

Политическая турбулентность, или Как можно было потерять оригинал киргизской Конституции
Prosecutors_office_burned_bishkek
Сгоревшее здание Генпрокуратуры. Бишкек. 2010.. Источник: Автор: Brokev03 - собственная работа. CC BY-SA 3.0. https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9979573

В Жогорку Кенеш (парламенте) Кыргызстана на днях распалась коалиция большинства. Решение было принято депутатами фракции Социал-Демократической Партии, в ходе жарких баталий по вопросу внесения поправок в Конституцию. По этой самой конституции распад коалиции должен повлечь за собой отставку нынешнего правительства, но комедийная утрата оригинала Основного закона теоретически может затруднить и процесс внесения поправок, и роспуск правительства.

Казалось бы, как можно потерять оригинал Основного закона, по которому, пусть даже хотя бы формально, учитывая особенности политического режима, но все же должна работать и существовать любая современная политическая система? Если же это специальная уловка противников внесения поправок в Основной закон, зачем была выбрана настолько смехотворная форма сопротивления? Для ответов на эти вопросы, необходимо понимать логику последних политических процессов в Кыргызстане.

С августа в этой стране наблюдаются жаркие дискуссии вокруг инициативы президента Атамбаева по внесению поправок в действующую конституцию. По мнению президента, в ней имеются нормы, способствующие созданию и поддержанию авторитарного режима. В процессе внесения поправок Атамбаеву противостоит основная группа оппозиции во главе бывшим президентом Розой Отунбаевой, обвиняющая, в свою очередь, уже самого действующего президента в склонности к авторитарным замашкам, которые тот на словах пытается искоренить. Подобное противостояние уже, как минимум дважды в кыргызской истории – в 2005 и 2010 годах - заканчивалась около революционными ситуациями. Поэтому и современный политически кризис, несмотря на всю его курьезность, может спровоцировать серьезную дестабилизацию обстановки. Угроза новой турбулентности в Кыргызстане ощущается всеми политическими игроками.

Долгое время ситуация в политической системе Кыргызстана во многом определялась различием этнического состава, а по факту и политической культуры севера и юга страны. На севере традиционно преобладает киргизское население, он более русифицирован, более развит в промышленном плане, более урбанизирован, вовлеченность общественных групп Севера в политические процессы была и остается более плотной. На юге доминирует аграрный тип экономики, характерный для компактно проживающих там разных этнических групп. Примерно до середины 1990-ых они считали своим президентом не киргизского Акаева, а узбекского Каримова. Кроме того, близость юга к Ферганской долине обеспечивает большую исламизацию в этой части республики. Именно в этой существенной разнице кроется фундаментальная причина политической нестабильности внутри Кыргызстана, которая время от времени приводит к турбулентной смене власти, сопровождающейся переделом собственности и сфер влияний среди политиков. Текущая ситуация в республике, характеризующаяся отсутствием политической стабильности, системной слабостью центральной власти, а также растущим недоверием населения к курсу президента Алмазбека Атамбаева, толкает страну обратно в колею нестабильности, и поляризует киргизское общество.

Последняя смена власти в 2010 году, произошедшая по итогам уличных столкновений с правоохранительными органами, привела к бегству президента Курманбека Бакиева в Минск и к кровавым межэтническим столкновениям между киргизами и узбеками.

Силы пришедшие к власти после отстранения Курманбека Бакиева сели за разработку новой Конституции. Учитывая, что каждый президент Кыргызстана пытался усилить свои авторитарные полномочия, внося изменения в Основной закон, члены Временного Правительства решили выработать систему сдержек и противовесов, путем создания в стране парламентско-президентской системы правления. Однако предпринятая реформа привела к еще большей нестабильности во внутриполитической жизни Кыргызстана. Ситуация стабилизировалась только после того, как президентская партия СДПК получила большинство мест в парламенте и создала коалицию с несколькими средними партиями, у которых имелись узкокорпоративные, скорее, коммерческие интересы. Таким образом, стабильность, которая так нужна была Алмазбеку Атамбаеву, появилась только после того, как выстроилась своеобразная жесткая связка между президентом и парламентом.

По мере усиления накала страстей вокруг проводимого Атамбаевым нового изменения Конституции, появилась новость об утрате ее подлинника. Во время заседания Кыргызского парламента 20 октября стало известно, что оригинала главного документа страны нет как в Минюсте, так и в администрации президента Кыргызстана. Состоялся уже ставший знаменитым диалог, когда глава Минюста Киргизии Жылдыз Мамбеталиева утверждала, что оригинал Конституции должен быть в аппарате президента, а представитель президентской администрации Молдакун Абдылдаев объяснял, что его там, мягко говоря, нет. Такое безответственное отношение к Конституции страны может быть объяснимо не только сопротивлением желанию президента внести поправки в Основной закон, но и самой ситуацией, которая сложилась в стране, во время подготовки проекта Конституции в 2010 году.

Во-первых, как признают и сами авторы Основного закона, Конституция 2010 года была принята в исключительной спешке. Ситуация в стране в апреле 2010 г. после которой власть захватила оппозиция, была тревожной. В столице наблюдалось мародерство, а также безвластие в отдельных регионах страны. Силовые структуры были не в состоянии выполнять свои функциональные обязанности. В результате полной деморализация полиции и других силовых структур Кыргызстана, летом 2010 года развернулся этнический конфликт между частью киргизского и узбекского населения юга страны, сопровождавшийся антиузбекской резней и поджогами имущества в Оше и Джалал-Абаде. В мае и июне на улицах орудовали вооруженные группы лиц, устраивавшие погромы и грабежи. Страна погрузилась в ситуацию, близкую к гражданской войне. Новая конституция разрабатывалась в буквальном смысле «на коленке», после грохота разбиваемых витрин и в дыме от горящих жилых домов в двух крупных южных городах Кыргызстана. В восстановлении столицы после революции, а также Ош и Жалалабада после июньских событий межэтнического конфликта, было не трудно утерять оригинал между разными ведомствами.

Во-вторых, новые лица в политике Кыргызстана в то время были больше всего заинтересованы не в разработке дееспособной Конституции страны, а в традиционном, переделе собственности и сфер влияния внутри республики. Межклановые разборки, захват имущества и бизнеса граждан Кыргызстана узбекского происхождения создавали предпосылки для скорейшего закрепления статуса новой власти, чем «подгоняли» и без того загнанных разработчиков киргизской Конституции. Более того, сразу после анонсирования и принятия документа новые власти были заняты выстраиванием заново всю систему принятия решения, а также переделом «отнять и поделить» то, что осталось от ресурсов проигравшей стороны. Так как, несмотря на то, что оппозиция власть захватила еще в апреле месяце, более или менее дееспособное техническое правительство сформировано было только в июне, после одобрения в референдуме новой Конституции.

Таким образом, оригинал Конституции мог быть действительно утерян, украден или «взят на сохранение», а потом, возможно, намеренно не возвращен кем-то из наиболее патриотично настроенных чиновников или разработчиков Основного закона. В любом случае, одновременная курьезность ситуации и существенный политический кризис, ею порожденный, будет служить дискредитацией идеи парламентаризма и демократии, как в Киргизской республике, так и на остальном пространстве Центральной Азии.

Автор - независимый узбекский политолог

Саттаров Рафаэль
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).