В Венесуэле полным ходом идетпроцесс национализации стратегических отраслей экономики. Причем интенсивностьэтого процесса резко усилилась. Наглядным подтверждением этого служат недавниеакции в отношении кофейной отрасли.
Рассмотрим вкратце хронологиюсобытий. Всего за первые месяцы 2009 года было поставлено под контрольгосударства 76 частных компаний, обслуживавших потребности нефтяного сектора. 3апреля президент объявил о национализации всей цементной промышленности с цельюпревращения ее в «общественную собственность». Три самых крупных предприятия попроизводству цемента и бетона, на которых занято около 3 тыс. работников,принадлежат мексиканской группе Cemex.Резоны этого шага аргументировались тем, что правительство не может позволитьчастным компаниям экспортировать цемент, столь необходимый для возведения домов,в условиях острейшего жилищного кризиса
Не прошло и недели, как 9 апрелябыл обнародован декрет о национализации крупнейшей в стране сталелитейнойкомпании Sidor, котораяконтролировалась итальянско-аргентинским конгломератом Techint Group. Упреждая негативнуюреакцию зарубежных собственников, президент заявил о готовности выплатитьнадлежащую компенсацию, хотя вопрос о конкретных сумах денежного возмещенияпока не обсуждается. Весьма любопытная деталь. Поскольку с властями Аргентиныналажены довольно-таки доверительные деловые контакты, то эта мера можетрассматриваться как недружественный шаг по отношению к ним. В свою очередь,правительство Мексики весьма болезненно отреагировало на эту меру, пригласилопосла Венесуэлы в министерство иностранных дел и потребовало от негосоответствующих разъяснений. Еще раньше, в 2007 году, подверглась конфискациисобственность, принадлежащая филиалу колумбийской «Cementos Andinos». Еще раньшеправительство выкупило у американской корпорации AES 82% акций энергетической компании Electricidadde Caracas,а у корпорации Verizon – 28,5% акций телекоммуникационнойкомпании CANTV. В мае2007 года довело свою долю до 82,6%. В этом же месяце до 93,61% увеличиласьдоля государства в акциях электроэнергетической компании.
Нынешняя волна национализациипобуждает обратиться к недавней истории. Национализация нефтяной и газовойиндустрии была осуществлена еще в 1976 году при социал-демократическомпрезиденте Карлосе Андресе Пересе, а годом раньше - и железоруднаяпромышленность. Тогда эти меры вызвали огромный позитивный резонанс в мире,поскольку крупные американские корпорации были вынуждены признать изменившиесяправила игры. Постепенно Венесуэльская нефтяная компания PDVSA превратилась в одного из ведущих вмире производителей углеводородного сырья, набирая вес и обороты, стала вомногом самодостаточной структурой, своеобразным государством в государстве. Воглаве ее находились высококвалифицированныеи высокооплачиваемые менеджеры-управленцы международного класса, которыеумудрялись утаивать прибыль. Рабочие, занятые на промыслах, являлись элитой, белойкостью на фоне остальных категорий трудящихся. По мере ухудшения конъюнктуры намировых рынках, а также дефицита передовых технологий в 1996 году власти вновьпривлекли зарубежных инвесторов. В результате, восемь иностранных консорциумов,в их числе такие гиганты, как BP(Великобритания), Mobile Oil,Conoco и Amoco (США), Total (Франция) и ряд другихприступили к разработке и разведке месторождений легкой и средней нефти наусловиях раздела продукции. С иностранными компаниями заключались контракты стратегическойассоциации, продолжительностью в 35 лет. Они предполагали создание смешанныхпредприятий с долей государства от 30 до 50%. Было заключено 4 таких контракта.
Придя к управлению страной вфеврале 1999 года, Уго Чавес вкратчайшие сроки перестроил институциональные основы политического устройства ивзялся за экономику, прежде всего за PDVSA, пытаясь сломить сложившийся порядок вещей. Закон о нефти,принятый в ноябре 2001 года, предполагал усиление голи государства и увеличенияналогообложения в этой сфере. В предприятиях по разведке и разработке доля былаустановлена на уровне не ниже 51%. Значительно увеличивалась и плата за недра(роялти) – с 16 до 30%, что заметно превышало аналогичный показатель во многихдругих нефтедобывающих странах. К концу июля 2006 года на базе 32 сервисныхсоглашений, действовавших с 1996 года, было образовано 21 совместноепредприятие с иностранными партнерами. В рамках этих СП зарубежные фирмы должныбыли выплачивать налог на добычу в 50% вместо 34%, которые у них снимались в условияхсервисных контрактов. Аналогичное повышение налога было произведено и вотношении фирм, действовавших наусловиях раздела прибыли и стратегических ассоциаций.
Продолжая намеченный курс, вфеврале 2007 года президент подписал имеющий силу закона декрет с витиеватымназванием: «О преобразовании в совместные предприятия соглашений об ассоциацияхв нефтяном поясе Ориноко», а также Соглашение о разведке на условияхповышенного риска и разделе прибыли. Выражаясь понятным языком, декрет устанавливал,что доля Венесуэльской нефтяной корпорации (CVP), являющейся подразделением PDVSA, а также вновь образуемых СПдолжна быть не менее 60%. Передача контроля над ассоциациями PDVSA, как и устанавливалось в документе,была завершена к 30 апреля 2007 года. Тем самым, в народном сознании и мировомобщественном мнении 1 мая зафиксировался как день национализации. Иностраннымкорпорациям – участникам соглашения предоставлялось дополнительно 4 месяца длясогласования условий их деятельности в СП и еще 2 месяца – для утверждения этихусловий Национальной ассамблеей. На середину 2007 года 6 компаний,инвестировавших в рамках стратегических ассоциаций более 20 млрд. долларов,Коноко Филипс, Шеврон, Эксон Мобил, Бритиш Петролеум. Тотал и Статойл провелипереговоры относительно размеров компенсации (за переданные акции) и условийдальнейшей работы. Принимая во внимание высокий уровень цен на углеводородноесырье и значительный объем нефтяных резервов, инвесторы сохранили свое участиев проектах.
22 мая 2009 года былнационализирован Banco de Venezuela - филиал испанской банковской группы Santander. В июле прошлогогода президент уже объявлял о намерении выкупить этот банк, оценивавшийся натот момент в сумму от 1,2 до 1,9 миллиардов долларов. Однако из-за резкогопадения цен на нефть власти в последующие месяцы приостановили переговоры опокупке банка. Santanderприобрел венесуэльский банк в 1996 году на публичных торгах за 351,5 миллионовдолларов, а в 2007 году он принес испанскому банку 179 миллионов евро.
В середине ноября 2009 годавышел указ о национализации крупных кофейных компаний. Под контроль государстваперешли фабрики по обработке, расфасовке и переработке кофейных зерен,элеваторы, склады, центры оптовой продажи этих компаний и их филиалы. Онипереходят в ведение министерства сельского хозяйства и земель, как говорится вдокументе, в целях развития кофейной отрасли и создания новых рабочих мест.Сообщается, что размер компенсаций собственности компаний будет определен входе переговоров с владельцами. Ясно, что это отнюдь не последняя акцияподобного рода. Национализация будет продолжаться.
Все эти меры логическивписываются в концепцию перехода боливарианской революции непосредственно кэтапу строительства «социализма XXIвека», о котором объявил Уго Чавес в начале января 2007 года после очереднойпобеды на выборах в декабре 2006 года. Он сразу же реорганизовал правительство,поменял часть правящей верхушки на молодых деятелей, нацелил их на выполнениеновых задач. Правда, позднее случилась осечка. Главу государства постигланеудача на референдуме, состоявшемся 2 марта. Эта стало его первым поражениемна электоральной площадке за девять лет нахождения у власти. В это день на конустояло многое. Во-первых, на одобрение граждан был поставлен вопрос обувеличении полномочий президента с 6 до 7 лет и о снятии ограничений наколичество мандатов. Во-вторых, предполагалось зафиксировать в Основном законеположение о социалистическом характере государства и о значительном расширениипрерогатив президента. Незначительноебольшинство граждан, пришедших к урнам для голосования, отвергли эти новации.Однако Чавес не отказался от своих задумок. 15 февраля 2009 года состоялся очереднойреферендум. Была принята поправка, позволяющая главе государства избиратьсянеограниченное число раз. Как показывают события, на практике реализуется курспо созданию материального фундамента социализма, на укрепление власти личности, вознамерившейся увековечитьпребывание у руля.
Сегодня положение печально. PDVSA переживаетотнюдь не лучшие времена. Падает добыча, многие квалифицированные специалистыпокидают компанию, предоставляют свои услуги за границей, в частности, всоседней Колумбии, возвращаются домой по субботам и воскресеньям, а затем отбываютк месту службы. В целом экономическая ситуация ухудшается. Темпы прироста ВВПсократились с 8,4% в 2007 году до 4,8 % в 2008 году и до 0,3% в первом полугодии2009 года. Инфляция в 2008 году достигла 31,9%. Растущее вмешательствоправительства в экономику, отход от рыночных принципов хозяйствования,административное регулирование цен оборачивается дефицитом продуктов первойнеобходимости.
Огосударствление, вопреки утверждениямзаписных пропагандистов, отнюдь не преследует цели оптимального и эффективногоуправления экономикой, оно по преимуществу имеет чисто демонстрационный эффект,показать низам, что это диктуется их жизненными интересами. Поначалу многиеработники национализированных предприятий воспринимали указанные мерыдостаточно позитивно, полагая, что они приведут к улучшению материальногоблагосостояния. Однако настроения стали меняться в противоположную сторону помере того, как под самыми различными предлогами началась задержка с заключениемколлективных договоров. И тогда рабочие поняли, что оказались в ловушке,поскольку официальные профсоюзы встали на сторону властей, а президент угрожалинициаторам потенциальных забастовок репрессиями и увольнениями.
Фактическая ликвидация автономииЦентрального банка позволяет главе государства единолично контролироватьогромные денежные потоки и валютные ресурсы, которые приходуются и расходуютсяпо его личному усмотрению, в том числе на подпитку движения антиглобалистов,солидаризирующихся с социалистическими проектами, и на финансирование электоральныхпроцессов за рубежом. В итоге, как точнои образно выразился известный американский исследователь Ариэль Коэн, нефтянаякорпорация «по сути, превратилась в президентский кошелек».
Атаки на крупный капиталсопровождаются массированным наступлением власти на оппозиционных губернаторов. Из-подих юрисдикции изымаются морские порты и ключевая дорожная инфраструктура. Мэрастолицы Антонио Ледесму «связали по рукам и ногам»: лишили централизованного финансирования,14 апреля 2009 г.ввели должность председателя правительства, который, игнорируя всенародноизбранного градоначальника, напрямую выполняет указания президента. В концеавгуста под нововведение подвели юридическую базу. Парламент принял специальныйзакон, где прописаны широкие права и прерогативы данного лица, и,соответственно, до минимума урезаны его полномочия. Таким образом, онпревратился в чисто декоративную фигуру.
Бывший губернатор штата Сулия,кандидат в президенты на выборах 2006 г. Мануэль Росалес, впоследствии алькальд Маракайбооказался вынужден просить политическое убежище в Перу в связи с возбуждениемуголовного дела о нецелевом использовании ресурсов. Угодил за решетку и генералИсайя Бадуэль по обвинению в нецелевом использовании финансовых ресурсов в бытностьминистром обороны. Сходные претензии предъявлены и Дидалко Боливару,экс-губернатору штата Арагуа. Примечательно, что он начинал карьеру в Движениик социализму, затем являлся одним из соучредителей партии «Podemos», которая в конце 2007 г. перешла в оппозицию.В августе 2009 г.пошел по стопам Мануэля Росалеса.
Между тем под шумок лозунгов идеклараций о справедливости и равенстве в стране уже появилась и крепнет такназываемая боливарианская буржуазия, занявшая командные высоты в традиционныхгосударственных структурах, таких, как PDVSA, Корпорация развития Гуайаны, и вовновь созданных: банках, медицинских страховых обществах, фармацевтическихструктурах, торговой сети. Новая элита приобретает недвижимость, роскошныеавтомобили и яхты, одежду в дорогих бутиках, отправляет детей на учебу впрестижные учебные заведения Америки и Западной Европы. Она живет по стандартампотребительского общества; как подчеркивают острые на язык журналисты, революционерыносят одежду от Армани.
Данное явление теснейшим образомсвязано с другим, а именно с коррупцией, достигшей в последнее времязапредельных размеров. Так, по этому показателю в 2009 году, по даннымавторитетной неправительственной организации Transparency International, Венесуэла находится на 168месте среди 180 стран, став своеобразным лидером в Латинской Америке.