2000 | 2001 | 2002 | 2003 | ||||||
Чечня | |||||||||
Лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России. Профессиональные военные помогли сохранить достоинство и целостность государства. Низкий им поклон. Но какой ценой! | Нельзя порождать неоправданного оптимизма и несбыточных ожиданий в обществе. <...> Акцент сейчас должен смещаться в сторону создания и укрепления в Республике органов власти. Мы обязаны серьезно и ответственно заняться обеспечением прав граждан, социальной реабилитацией населения, решением экономических проблем в Чечне. Это потребует от всех нас и профессионализма, и мужества как для предотвращения актов террора, так и для преодоления последствий тех преступлений, которые предотвратить не удалось. А угроза совершения новых преступлений еще крайне велика. | Военную стадию конфликта можно считать завершенной. <...> Еще год назад мы считали тех, кто нам противостоит, сколько там бандитов и террористов - 2 тысячи, 3, 5, 10. Сегодня для нас неважно, сколько их. Нам нужно знать, где они. В самой республике еще много социальных и экономических проблем. Мирную жизнь нарушают вылазки оставшихся бандитов, однако из-за этого нельзя поражать в правах целый народ. <...> Главная задача нынешнего этапа - это возвращение Чечни в политико-правовое пространство России. Это создание в ней дееспособных правовых институтов и собственных силовых структур, а в перспективе проведение свободных выборов, полноценная система республиканской власти и экономически устроенная жизнь чеченского народа. | Прошедший в республике конституционный референдум подвел черту под эпохой безвременья. Под теми годами, когда власть в Чечне была присвоена бандитами, когда жители республики в прямом смысле оказались в средневековье, лишились элементарных человеческих прав, когда на улицах чеченских городов и сел регулярно и демонстративно проводились публичные казни, когда тысячи людей оказались живым товаром в руках работорговцев, когда не работали ни школы, ни институты, ни больницы. Но чтобы жизнь в республике окончательно нормализовалась, предстоит еще очень, очень многое сделать. Предстоит на демократической основе v в соответствии с принятой на референдуме конституцией v избрать президента и парламент республики, сформировать органы местного самоуправления, разработать и подписать договор о разграничении полномочий между федеральным центром и республикой. И конечно v восстановить экономику Чечни. <...> Люди в Чечне будут жить нормальной человеческой жизнью. | ||||||
Права человека и гражданское общество | |||||||||
В России построен лишь каркас гражданского общества. Сейчас требуется совместная терпеливая работа, чтобы оно стало полноценным партнером государства. Нам пока не всегда удается совместить патриотическую ответственность за судьбу страны с тем, что Столыпин когда-то называл гражданскими вольностями. Поэтому еще так трудно найти выходы из ложного конфликта между ценностями личной свободы и интересами государства. Между тем, сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональной задачей. Наша важнейшая задача - научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы. Свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества Только сильное, эффективное, если кому-то не нравится слово сильное, скажем эффективное государство и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы. Корни многих наших неудач в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать. Власть все время бросает в крайности. То она не замечает, то чрезмерно опекает общество. При этом господствует представление, что все в России зависит от власти. | Ничего | Следует определиться с четким перечнем информации, которую госорганы обязаны делать публично доступным, и этот перечень должен быть утвержден законом. Это нужно и для развития гражданского общества и для формирования цивилизованной предпринимательской среды. | Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией. В ней в полной мере будут обеспечены права человека, гражданские и политические свободы. <...>Серьезно продвинулись в создании реально независимого суда. Приняли новые Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы, обеспечив дополнительные гарантии прав человека.<...> Мы усовершенствовали избирательную систему. В стране созданы условия для развития полноценного гражданского общества, в том числе для становления в России по-настоящему сильных политических партий. <...> Полноценно развитое гражданское общество возникнет только в условиях радикального сокращения функций государственного аппарата, преодоления недоверия между различными социальными группами. | ||||||
Демография | |||||||||
Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс человек. И <...> уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру. Седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация одна из тревожных. | Ничего | Ничего | Численность населения продолжает падать <...> В последние годы смертность населения продолжала расти. За три года она увеличилась на 10%. Продолжала снижаться и ожидаемая продолжительность жизни. Печальная цифра v с 67 лет в 1999 году до 64 v в 2002 году. Среди причин v высокий уровень заболеваемости, смертность от несчастных случаев, отравлений и травм. Усугубляет ситуацию распространение так называемых ?новых? эпидемий, включая наркоманию и СПИД. Однако за эти же три года на 18% выросла рождаемость, на 21% v снизилась младенческая смертность. Сейчас она находится на рекордно низком уровне за всю нашу историю. <...>несмотря на некоторый рост рождаемости, мы все же ?прирастали? не за счет ее, а за счет легальной иммиграции. Всего за последнее десятилетие к нам переехало около 7 миллионов человек v в основном из стран Содружества Независимых Государств. | ||||||
Здравоохранение | |||||||||
Мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры Формально бесплатное образование и здравоохранение - фактически платны и порой недоступны для малообеспеченных. | Здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей, с экологией, развитием медицинской науки. В современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба. Правительство ежегодно утверждает программу государственных гарантий по бесплатной медицинской помощи. Однако в абсолютном большинстве регионов эта программа не обеспечивается государственными средствами. Дефицит средств по этой программе - 30-40 процентов от потребности, и он покрывается - давайте прямо и честно об этом скажем - вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг. Реструктуризация системы медицинской помощи разворачивается медленно. Нарастание платности порождает скрытую коммерционализацию государственных и муниципальных больниц и лечебниц. При этом система медицинского страхования, которая призвана компенсировать больным людям расходы на лечение, действует неэффективно. По факту - на основе сети бюджетных медучреждений - у нас сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой подчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости. Задача этого года - создать законодательную базу для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи. Это нужно делать в рамках единой системы медико-социального страхования, полностью обеспеченной источниками финансирования. И на этой базе - преодолеть хронический дефицит финансовых ресурсов, обеспечить государственные гарантии предоставления населению базовых медицинских услуг в полном объеме. Повысить реальную доступность и качество бесплатной медицины для широких слоев населения. А для платного здравоохранения нужно создать четкую правовую и экономическую базу. | Особо остановлюсь на здравоохранении, поскольку оно непосредственно касается всех нас, в основном, правда, тогда, когда мы сталкиваемся с проблемами со здоровьем. Всем нам очень хорошо известны показатели здоровья населения России, они неутешительны. О том, что здравоохранению необходима модернизация, сказано очень много. В прошлом послании я ставил задачу подготовки законодательной базы для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинских услуг, медицинской помощи. У нас есть привычка самое сложное откладывать на потом, к сожалению. Эта задача не выполнена. | Недавно в рамках Госсовета мы рассматривали комплекс вопросов по ускоренному переходу к страховой медицине. Полагаю, это поможет существенно укрепить финансовую базу здравоохранения. И после отработки во второй половине этого года в 16 регионах России организационных вопросов уже со следующего года будет обеспечено медицинское страхование пенсионеров в масштабах всей страны. | ||||||
Социальная политика | |||||||||
Детские пособия мизерны, не выплачиваются годами, пенсии скудные и не привязаны к реальному трудовому вкладу. Утвердилась государственная ложь. Вот в этом зале уместно будет об этом сказать, как мы все вместе собрались - мы принимаем многочисленные законы, заранее зная, что они не обеспечены реальным финансированием. Просто из политической конъюнктуры "продавливаем" то или иное решение и все. У нас нет другого выхода, как сокращать избыточные социальные обязательства и строго исполнять те, которые мы сохраним. Только так можно восстановить доверие народа к государству. <...> Важнейшей национальной задачей является обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы. Государство обязано предотвратить ее кризис, вызываемый быстрым старением населения России. Для этого необходимо внедрять механизмы накопительного финансирования пенсий. Аккуратно надо переходить к этой системе, поэтапно. Но двигаться в этом направлении нужно обязательно. Социальную политику будем проводить на принципах общедоступности и приемлемого качества базовых социальных благ. А помощь предоставлять прежде всего тем, чьи доходы существенно ниже прожиточного минимума. Дети министров могут обойтись без детского пособия, а жены банкиров - без пособия по безработице. | За сколько лет люди, наконец, вовремя начали получать заработную плату и пенсии. <...> Возможности нашего государства обеспечить достойный уровень жизни и нынешним, и будущим пенсионерам, к сожалению, невелики. Их сегодня хватает лишь для выплаты минимальной пенсии. Да, за прошлый год нам удалось немного улучшить жизнь пожилым людям. Пенсии стали регулярно выплачивать. Они выросли - в реальном выражении примерно на 28 процентов. И это был самый серьезный рост за последние несколько лет. В этом году должны сделать еще один шаг вперед - добиться того, чтобы средняя пенсия превзошла прожиточный минимум. Задачи-то, посмотрите, какие у нас скромные. Но при сохранении ныне действующей системы мы не сумеем обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам. Поэтому следует, не откладывая, доработать механизмы перехода к действительно эффективной пенсионной системе. Люди к этому готовы. Опросы показывают, что более 60 процентов граждан России считают необходимыми кардинальные изменения в самих принципах работы пенсионной системы страны. Для обсуждения базовых параметров перехода к новой системе мы создали национальный Совет по пенсионной реформе. Он должен стать эффективным инструментом формирования политики в этой важнейшей для всего общества сфере, а также органом, где будут вырабатываться новые принципы пенсионного законодательства. Сегодня никто из работающих точно не знает, какую пенсию он будет получать. Никто! Не знает, поскольку пенсия определяется не его собственным вкладом, а тем, сколько пенсионных отчислений будут делать в будущем будущие поколения работников. А насколько эффективно они будут работать, сейчас мы не можем сказать. Нам нужен переход к понятной системе накопления средств на старость. Люди должны быть уверены, что каждый рубль, заработанный ими, прямо влияет на величину их пенсии. Это станет дополнительным стимулом в том числе и к выводу из "тени" заработной платы. Успешное проведение пенсионной реформы напрямую связано с трудовыми отношениями. Сейчас многие люди ограничены в своих возможностях легально зарабатывать на жизнь. И потому вынуждены прибегать ко всяким ухищрениям, обходя не работающие на практике ограничения в трудовом и административном законодательстве. | Год назад мы ставили скромную, но чрезвычайно важную задачу - добиться, чтобы средняя пенсия в стране превзошла, наконец, прожиточный минимум пенсионеров. Сегодня можно сказать - эта задача решена. Люди увереннее смотрят в завтрашний день, многие начинают строить долгосрочные личные планы, стремятся получить образование и новые профессии. И, видимо, не случайно, что прошлый год был для России рекордным по числу студентов. | Сделаны первые шаги по реформированию пенсионной системы <...> Средний размер пенсий еще три года назад составлял 70% от прожиточного минимума пенсионера, а в прошлом году он уже с ним сравнялся. <...> Суммарный годовой объем социальных обязательств государства составляет сегодня 6,5 триллионов рублей. Это практически вдвое превышает размеры консолидированного бюджета России. И исполнительная, и законодательная власть за многие годы наобещали людям столько, сколько российская экономика дать просто не в состоянии. Мало того, под популистскими лозунгами и обманывая граждан страны невыполнимые обещания наращиваются. <...> | ||||||
Образование | |||||||||
Ничего | Образование не может ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов. Внебюджетное финансирование учреждений образования (другими словами - плата за обучение, скажем об этом прямо) во многих случаях стало нормой жизни. Однако этот рынок остается непрозрачным. Это - нелегальный рынок. Директора школ используют его на свой страх и риск. Официальная "бесплатность" образования при его фактической, но скрытой платности развращает и учеников, и преподавателей. Мы должны четко разграничивать сферу бесплатного образования, сделав доступ к нему справедливым и гарантированным, - и платного, дав ему адекватную правовую основу. Поэтому задача этого года - разработать государственные образовательные стандарты. Они должны стать основой для последующего введения нормативного подушевого финансирования предоставляемых образовательных услуг. Одновременно - в целях повышения качества образования - следует сформировать независимую систему аттестации и контроля качества образования. И, разумеется, не менее важная задача - повысить доступность образования для учащихся из малообеспеченных семей путем выделения и введения адресных социальных стипендий. | Ничего | Отслужившие 3 года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе, гарантированное право на высшее образование за государственный счет. | ||||||
Международная политика | |||||||||
Самостоятельность нашей внешней политики не вызывает сомнений. Основу этой политики составляют прагматизм, экономическая эффективность, приоритет национальной задачи. Но нам еще предстоит поработать, чтобы эти принципы стали нормой государственной жизни. "Холодная война" осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия. Это и попытки ущемления суверенных прав государств под видом гуманитарных операций или, как это модно сейчас говорить, гуманитарных интервенций, и трудности нахождения общего языка в вопросах, представляющих региональную или международную угрозу. Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии, международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны, Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности. Оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира. Наши усилия избавить Россию от этой опасности подчас трактуется необъективно и односторонне, становятся поводом для разного рода спекуляций. В этой связи важным направлением внешнеполитической деятельности должно стать содействие объективному восприятию России, достоверная информация о событиях в нашей стране. И это сегодня вопрос ее и репутации, и национальной безопасности. | Я уже не раз говорил, что Россия должна строить свою внешнюю политику на основе четкого определения национальных приоритетов, прагматизма и экономической эффективности. Сегодня наша страна все больше интегрируется в мировое хозяйство. И потому во внешнеполитической сфере мы должны учиться защищать экономический интерес государства в целом, российского предприятия и российского гражданина. Мы обязаны по-настоящему обеспечивать, если угодно - обслуживать, интересы российской экономики. А это значит - противодействовать дискриминации отечественных производителей. Гарантировать сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом. Ускорять подготовительные работы по вступлению в ВТО на приемлемых для нас условиях. В целом работать на конкурентоспособность России во всех смыслах этого слова. Иметь надежную репутацию выгодно не только в экономике, но и в политике. И потому надо четко исполнять наши долгосрочные обязательства и договоренности. Отстаивать принципы, на которых мы строим сегодня свои связи с другими государствами. Это - баланс интересов и взаимовыгодный характер сотрудничества, уважение и доверие. Такие подходы много продуктивнее жестких идеологических догм. И те, кто эти подходы разделяет, могут быть уверены - в лице России они всегда найдут заинтересованного и предсказуемого партнера. При этом учет и уважение национальных интересов России со стороны наших международных партнеров являются для нас принципиальными. Все это в полной мере относится и к обсуждению проблемы сохранения стратегической стабильности, к разоружению, расширению НАТО, формированию основ миропорядка в XXI веке. Не только историческая близость, но и ясные практические соображения диктуют необходимость активизации наших усилий в СНГ. Россия остается ядром интеграционных процессов в Содружестве. В период экономического подъема для России здесь открываются новые возможности. Мы будем продолжать кропотливую работу по строительству Союзного государства с Белоруссией, стимулировать дальнейшее развитие интеграционных процессов в СНГ в целом. Подписание Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества - это только первый значимый шаг. Мы готовы идти в этом направлении дальше. Мы обязаны вдохнуть новую энергию в наши отношения с европейскими и другими международными структурами. При этом - сохраняя и развивая все позитивное, что было накоплено в предыдущие годы. В Европе сейчас идут динамичные процессы, трансформируется роль крупных европейских организаций, региональных форумов. В этом плане, безусловно, возрастает значение дальнейших усилий по налаживанию партнерства с Европейским союзом. Курс на интеграцию с Европой становится одним из ключевых направлений нашей внешней политики. Мы остаемся последовательными и в наших отношениях с НАТО. Эти отношения регулируются Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, подписанным в 1997 году. И считаем, что проблема в том, что эта организация зачастую игнорирует мнение международного сообщества и положения международно-правовых документов при принятии своих решений. В этом самая главная проблема. Поэтому будущее наших отношений с альянсом напрямую зависит от того, насколько точно соблюдаются основополагающие положения международного права. В первую очередь - в вопросах неприменения силы и угрозы силой. Наша позиция ясна - единственной организацией, правомочной санкционировать применение силы в международных отношениях, является Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. | Сегодня Россия выступает одним из самых надежных гарантов международной стабильности. <...> Именно принципиальная позиция России позволила сформировать прочную антитеррористическую коалицию. В контексте союзнических отношений мы с руководством ряда стран СНГ приняли соответствующее решение. Для нашего государства, давно столкнувшегося с терроризмом, не стояло проблемы выбора поддержать или не поддержать усилия по уничтожению его логова. Тем более что эти действительно способствовали укреплению безопасности на южных границах нашей с вами страны и в относительной степени способствовали улучшению ситуации по этому вопросу во многих странах Содружества Независимых Государств. Совместными усилиями нам удалось решить важнейшую стратегическую задачу - ликвидировать наиболее опасный центр международного терроризма в Афганистане. Пресечь его негативное влияние на положение в других регионах мира, устранить исходившую оттуда для нас с вами угрозу. После 11 сентября прошлого года многие, очень многие в мире поняли. Что холодная война закончилась. Поняли, что сейчас другие угрозы, идет другая война - война с международным терроризмом. Его опасность очевидна, она не требует новых доказательств. Хочу отметить, это в полной мере относится и к России. Подчеркну, что российская внешняя политика и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и национальных интересов - военно-стратегических, экономических, политических, а также с учетом интересов наших партнеров, прежде всего, по СНГ. Содружество Независимых Государств - это реальный фактор стабильности на обширной территории мира. Влиятельное объединение государств с широким кругом задач и интересов. Работа со странами СНГ - главный внешнеполитический приоритет России. Это приоритет, связанный в том числе с получением конкурентных преимуществ на мировых рынках. У стран Содружества есть много возможностей для осуществления масштабных совместных инфраструктурных, транспортных и энергетических проектов. Уверен, их реализация повысит прочность нашей интеграции, придаст новые возможности российской экономике и не только ей. <...> Считаю необходимым сегодня еще раз твердо заявить о наших приоритетах на европейском направлении. Здесь очевидны и наша последовательная позиция, и многочисленные конкретные шаги по интеграции с Европой. Мы будем продолжать активную работу с Евросоюзом, направленную на формирование единого экономического пространства. Наша важнейшая цель во внешней политике - это обеспечение стратегической стабильности в мире. Для этого мы участвуем в создании новой системы безопасности, поддерживаем постоянный диалог с Соединенными Штатами, работаем над изменением качества наших отношений с НАТО. В целом хотел бы отметить, Россия активно интегрируется в мировое сообщество, и, несмотря на жесткую конкуренцию, о которой я уже говорил, нашей стране особенно важно уметь находить союзников и самой быть надежным союзником для других. | За последние три года на пути международной интеграции нами был сделан ряд серьезных шагов. Прежде всего, в июне прошлого года Россия была приглашена стать полноправным членом клуба восьми наиболее развитых государств мира. В нем совместно с партнерами мы работаем как над обеспечением наших национальных интересов, так и над решением общих проблем, стоящих перед современной цивилизацией. Важным примером тому является глобальное партнерство по нераспространению оружия массового уничтожения. Утилизация этого оружия поможет нам оздоровить экологию некоторых регионов России. <...>События последнего года вновь показали, что в обеспечении национальных интересов одинаково необходимы и эффективная дипломатия, и надежный оборонный потенциал России. В современном мире отношения между государствами в значительной степени определяются существованием серьезных v мирового масштаба v реальных и потенциальных угроз. К числу таких угроз мы относим международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные, территориальные конфликты, наркоугрозу. При этом представляется чрезвычайно важным, чтобы в случае обострения той или иной угрозы v для мирового сообщества в целом и для отдельной страны v все-таки действовал понятный, прозрачный и всеми признанный механизм принятия решений. Безусловно, важнейшим таким механизмом является Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности. Да, решения в Совете Безопасности принимаются не всегда просто. А иногда и вовсе не принимаются. Бывает, что у инициаторов той или иной резолюции просто не хватает аргументов, чтобы убедить другие страны в своей правоте. Решения ООН нравятся, конечно, далеко не всегда и не всем. Но другого, а уж тем более универсального, механизма у мирового сообщества нет. Его нужно беречь. Разумеется, модернизация и повышение эффективности работы международных организаций необходимы. И Россия открыта для обсуждения подобных вопросов. Считаю такие подходы к международным делам цивилизованными и правильными. Эти подходы не направлены против кого-то или за кого-то. Это наша позиция. Позиция принципиальная. И мы будем ее придерживаться в будущем. Россия оказалась одной из первых стран, столкнувшихся с масштабной угрозой международного терроризма. Как все мы знаем, еще не так давно это угрожало самой территориальной целостности Российской Федерации. После известных страшных трагедий, произошедших в результате терактов, в мире сложилась антитеррористическая коалиция. Сложилась при нашем активном участии, в сотрудничестве с Соединенными Штатами Америки, с другими странами и в ситуации с Афганистаном показала свою высокую дееспособность в борьбе с угрозой террора. Россия дорожит сформировавшимся антитеррористическим сообществом, дорожит им как инструментом координации межгосударственных усилий в борьбе с этим злом. Больше того, успешное сотрудничество в рамках коалиции и на основе международного права может стать хорошим примером консолидации цивилизованных государств в борьбе с общими угрозами. Еще раз подчеркну: Россия заинтересована в устойчивом и предсказуемом миропорядке. Только он способен обеспечить глобальную и региональную стабильность, и в целом политический и экономический прогресс. Будет способствовать борьбе с бедностью в мире - это одна из важнейших задач. Нашим безусловным внешнеполитическим приоритетом остается укрепление отношений со странами Содружества Независимых Государств. Эти страны v наши ближайшие соседи. Нас объединяют многовековые исторические, культурные, экономические связи. Взаимозависимость нашего развития также очевидна. Кроме всего прочего, там проживают десятки миллионов русских. И должен прямо сказать: мы рассматриваем пространство СНГ как сферу наших стратегических интересов. Мы также исходим из того, что и для государств Содружества Россия является зоной их национальных интересов. При этом наша страна заинтересована в стабильности и экономическом прогрессе на пространстве СНГ. Хочу подчеркнуть, что объединительные экономические процессы, идущие в СНГ, связаны с интеграцией наших стран в мировую экономику и помогают осуществлять эту интеграцию динамичнее, на более выгодных для всех наших партнеров условиях. При этом мы будем последовательно углублять сотрудничество в рамках все более эффективно работающего Евразийского экономического сообщества. Кроме того, события в мире подтверждают правильность и своевременность сделанного нами выбора в пользу создания Организации Договора о коллективной безопасности. Ведь в непосредственной близости от нас есть немало источников возникновения реальных, а не мнимых угроз - терроризма, транснациональной преступности, наркоинтервенции. Вместе с партнерами по ОДКБ мы обязаны обеспечить стабильность и безопасность на значительной части пространства бывшего Советского Союза. Важный элемент нашей внешней политики v широкое сближение и реальная интеграция в Европу. Разумеется, речь идет о сложном и длительном процессе. Но это v наш с вами исторический выбор. Он сделан. Он последовательно реализуется. На данном этапе v через активизацию двусторонних отношений, развитие стратегического партнерства с Европейским Союзом, через активное участие в работе Совета Европы. Вместе v в интересах граждан России v мы нашли политический компромисс по проблеме транзита между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации. Очевидно и то, что наши интересы, интересы ?Большой Европы? требуют новых качественных шагов навстречу друг другу. В этом заинтересованы граждане, деловые, культурные, научные сообщества и европейских стран, и Российской Федерации. Наши предложения по перспективе развития общеевропейских процессов известны. Это v обеспечение свободного движения граждан, формирование единого экономического пространства. Это v не самая близкая перспектива. Для достижения указанных целей придется пройти сложный, достаточно долгий путь. Но динамика общеевропейских процессов позволяет говорить об абсолютной реальности этих планов. И очень многими нашими партнерами в Евросоюзе активно поддерживается. | ||||||
Налоговая реформа | |||||||||
Введение единой ставки подоходного налога, снижение размеров отчислений в социальные и внебюджетные фонды помогут вывести доходы из тени- Сегодня налоговая система- способствует падению конкурентоспособности российского бизнеса, падению конкурентоспособности российского государства. Первый шаг по реформированию налоговой системы сделан. Давайте дальше двигаться по этому пути. | Сделаны первые шаги и нужно, конечно, двигаться дальше-Сегодня наш стратегический приоритет - это рациональное, справедливое обложение природных ресурсов v основного богатства России, недвижимости, последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота- | Сейчас правительство подготовило новый пакет поправок в налоговый кодекс и очень многие из предложенных изменений заслуживают поддержки, но хочу обратить внимание, даже самые благие намерения разработчиков не должны становиться поводом для правовой небрежности и недооценки последствий принимаемых решений. Тем более, что в нашем налоговом законодательстве есть уже и примеры проработанности, продуманности норм. В первую очередь вспомним о 13% подоходном налоге- отдельно остановлюсь на проблемах малого бизнеса- Как вы знаете правительство подготовило изменения в законодательство о налогообложении малого бизнеса. | Налоговая реформа у нас, к сожалению, становится постоянной и непрерывной. Да, предложенные Правительством меры по снижению налогового бремени - это движение, конечно же, в правильном направлении. Но частота вносимых в налоговое законодательство изменений явно превышает допустимый уровень. Давайте прямо скажем - это говорит о качестве работы. О невысоком качестве работы. Это затрудняет планирование своей жизни всем - и государству, и предпринимателям, и гражданину. Сейчас в налоговой политике Правительство впервые перешло от ежегодного планирования к среднесрочному. Недавно одобрена программа налоговых изменений на ближайшие три года. Это, конечно же, правильный, важный и нужный шаг. | ||||||
Таможенная реформа | |||||||||
Действующую таможенную систему нельзя назвать эффективной. Существует миф, будто манипулируя ставками тарифов, можно защитить отечественного товаропроизводителя. Скажу честно, я и сам так думал. Однако при сегодняшнем уровне таможенного администрирования такая система в большей степени защищает и поощряет только коррупцию. Поэтому надо кардинально упростить таможенную систему, унифицировать ставки тарифов. | Уже приняты меры по упрощению и снижению уровня импортных тарифов. Но этого недостаточно. Необходимо коренное изменение системы таможенного администрирования. Главной задачей года в этой сфере является принятие новой редакции Таможенного Кодекса, причем как закона прямого действия. Разумеется, Кодекс должен соответствовать и нормам ВТО, присоединение к которой остается нашим приоритетом. | На плечи парламента ложится большая работа по гармонизации нашего законодательства, нашей правовой базы с нормами ВТО. Важнейшими являются новая редакция таможенного кодекса, законы в области технического регулирования, защитных антидемпинговых и компенсационных мер, прав интеллектуальной собственности. | Ничего | ||||||
Реформа госаппарата | |||||||||
Мы знаем, что в некоторые центральные ведомства совмещают прямые хозяйственные функции и административные. Это никуда не годится, это противоречит и здравому смыслу, и законодательству действующему- Государственные функции и государственные институты тем и отличаются от предпринимательских, что не должны быть куплены, проданы или приватизированы. На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе, государство открывает дорогу коррупции, и может наступить момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим- Мотором нашей политики должны стать инициативные и ответственные федеральные органы исполнительной власти- Но без согласованной работы с региональными и местными властями федеральные органы власти Ничего не добьются. | Я убежден: виной сложившемуся положению дел является не только сопротивление реформам со стороны чиновничьего аппарата. Хотя и таких примеров много. Дело - в самой системе работы и законодательных, и исполнительных органов. Сейчас она устроена так, что тормозит, а во многих случаях v просто останавливает преобразования. Система защищает свои права на получение так называемой "статусной" ренты. Говоря прямо - взяток и отступных. Мы должны начать подготовку к административной реформе, в первую очередь v Правительства, министерств и ведомств, их территориальных органов. И пересматривать не только и не столько их структуру и штаты, но v главным образом v функции органов власти. Неоднократные попытки сокращения аппарата управления, слияния и разделения ведомств не сделали Правительство и его органы ни более компактным, ни более эффективным. | Я уже говорил о необходимости административной реформы. Ее результатом должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна. И государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим. В прошлогоднем послании я уже давал соответствующие поручения правительству и просил начать подготовку к административной реформе. Понятно, ревизия функций государства v задача непростая и долговременная. Здесь не может быть никакой компанейщины. Компанейщина, которая обычно заканчивается плавным переливом чиновников из одной структуры в другую. Председателю правительства следует предоставить обоснованные предложения по реструктуризации системы исполнительной власти. | Российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны. И, наоборот, она неплохо приспособилась извлекать так называемую ?административную ренту? из своего положения. Об этом я говорил еще в прошлом году. О проблеме неэффективности государства мы тоже говорили три года назад, подчеркивали, что слабость государства сводит на ?нет? экономические и другие реформы. Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти- При понимании сложности задачи, при всех проявившихся трудностях, административная реформа, тем не менее, слишком затянулась. Видимо, Правительству нужно помочь. Очевидно, нужен дополнительный политический импульс. Конечно, он будет дан. Считаю, бюрократию надо не убеждать уменьшать свои аппетиты, а директивно ограничивать | ||||||
Экономический рост | |||||||||
Cегодняшние показатели отчасти результат благоприятной внешнеторговой конъюнктуры. В то же время есть опасность, что эти тенденции не смогут закрепиться у нас. Глубинные причины неустойчивости нашего экономического развития остаются прежними- высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала- излишнее участие государства в собственности, предпринимательстве, отчасти в потреблении- Очень многие отечественные предприятия остаются неконкурентоспособными. Они выжили в основном благодаря девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители, неплатежам и бартеру. Сохраняется сырьевая направленность экономики. К сожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным- Такое положение нетерпимо и подлежит изменению. Здесь нужно активнее работать правительству, председателю правительства- Во-первых, следует обеспечить защиту прав собственности-, второе направление v обеспечение равенства условий конкуренции-, третье направление v освобождение предпринимателей от административного гнета. Государство должно последовательно уходить от практики избыточного вмешательства в бизнес- | В 2000 году российская экономика предъявила темпы роста, которых не было почти 30 лет. В отдельных отраслях промышленности рост сохранился и сегодня. Зафиксирован подъем инвестиционной активности. Возросли налоговые поступления. За сколько лет люди, наконец, вовремя начали получать заработную плату и пенсии. Однако названные успехи никак нельзя считать достаточными- Очевидно: если сегодня не начать активно действовать, в том числе в осуществлении структурных реформ, - завтра можно войти в длительную экономическую стагнацию. Мы по-прежнему живем преимущественно в "рентной", а не в производительной экономике. Наша экономическая система, по сути дела, мало изменилась- У нас сохраняются серьезные риски - и экономические, и социальные. Об этом свидетельствуют оставшиеся зимой без тепла и света российские города, многочисленные аварии в изношенном коммунальном хозяйстве страны. Об этом говорят масштабные техногенные катастрофы, продолжавшие преследовать нас весь прошедший год. В последние месяцы вызывает беспокойство ухудшение ряда ключевых экономических показателей v особенно на фоне неустойчивого развития мировой экономики. Пока мы находимся в полосе лишь относительной экономической стабильности. | Правительство зафиксировало и в своем прогнозе на ближайшие годы в интервале 3,5-4,6 процента. О чем это говорит? Первое, фактически признается, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура уже не обеспечивает необходимых темпов развития экономики и ее конкурентоспособности. И, второе, правительство не рассчитывает на более высокие темпы роста. Столь низкая оценка возможности России не на пользу дела. Больше того, она не предполагает активной политики, не предусматривает мер, нацеленных на использование возможностей российской экономики- Важнейшим условием динамичного экономического развития является эффективная банковская система. Она призвана аккумулировать финансовые ресурсы и превращать их в инвестиции. | Да, определенные достижения последних лет позволили говорить о стабилизации- За три года валовой внутренний продукт страны вырос на 20 процентов. Инвестиции в основной капитал v более чем на 30%. Физический объем экспорта товаров увеличился на четверть, в том числе экспорта машин, оборудования, транспортных средств v более чем на 70%. Неплохой показатель в целом- У некоторых даже возникло ощущение, что все наши проблемы решены. Что будущее России вполне предсказуемо и успешно. И вопрос лишь в том, должна наша экономика расти на четыре или на шесть процентов в год, и сколько нам тратить. Хочу сказать v это не так. Мы стоим перед лицом серьезных угроз. Наш экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и очень слаб- Мы также должны признать: экономический рост в России обязан в первую очередь благоприятному состоянию мировой конъюнктуры последних лет. За счет беспрецедентного улучшения условий внешней торговли для нашей экономики Россия получила значительные экономические преимущества и большие дополнительные доходы. За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны- Другая крупная задача, которую надо решать вместе v это достижение полной конвертируемости рубля.. | ||||||
Федеративная реформа | |||||||||
В России федеративные отношения не достроены и не развиты. Региональная самостоятельность часто трактуется, как санкция на дезорганизацию государства. Мы все время говорим о федерации и укреплении, годами уже об этом говорим. Однако надо признать, у нас еще нет полноценного федеративного государства- Мы создали острова, отдельные островки власти, но не возвели между ними никаких мостов- Власть обязана опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую исполнительную вертикаль. Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них представителей президента России... Власть на местах также должна стать действенной. По сути, речь идет о собирании всех ресурсов государства с целью реализации единой стратегии развития страны. Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой, соревнуются за полномочия. А за их взаимоуничтожающей схваткой наблюдают те, кому выгодны беспорядок и произвол, кто использует отсутствие эффективного государства в собственных целях. И некоторые хотели бы сохранить такое положение на будущее. | Одним из наиболее важных решений, принятых в прошлом году, было создание федеральных округов. Деятельность полномочных представителей заметно приблизила федеральную власть к регионам. Полпреды активно поработали в деле приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным- Еще год назад было понятно, что обязательным условием успеха стратегических преобразований является наведение порядка в отношениях между федеральным и региональным уровнем власти, что отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнями власти приводит нас к большим экономическим и социальным потерям- Назову здесь только некоторые из приоритетов. Первая задача v это определение конкретных, четких полномочий центра и субъектов Федерации в рамках их совместной компетенции - Вторая задача v порядок в системе территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. - И наконец, третья задача - наведение порядка в межбюджетных отношениях- Нам необходимо отказываться не только от вторжения в федеральную компетенцию, но и от необоснованных попыток федеральных структур вмешиваться в сферу исключительной компетенции регионов. | Несколько слов о практике заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между центром и субъектами Федерации. Возможность заключения этих договоров предусмотрена Конституцией России и является легитимной. В известный момент нашей истории они были востребованы и, думаю, необходимы. Однако на практике само существование таких договоров часто приводит к фактическому неравенству между в отношениях субъектами Российской Федерации, а в конечном счете, значит, и между гражданами, которые проживают на разных территориях России. Причем в большинстве случаев разграничения полномочий произошло лишь на бумаге. Недаром из 42, имевших такие договоры субъектов, 28 их уже расторгли. | Мы, наконец, v юридически и фактически восстановили единство страны. Укрепили государственную власть. Приблизили федеральную власть к регионам. Благодаря восстановлению единого правового пространства смогли вплотную заняться разграничением полномочий между центром и регионами. Здесь еще очень многое нужно сделать. Но мы, во всяком случае, вплотную занялись этой проблемой- Мы вместе преодолели абсолютно неприемлемую ситуацию, при которой отдельные российские территории по сути дела находились вне пределов федеральной юрисдикции. Верховенство Российской Конституции и федеральных законов v как и обязанность платить налоги в общефедеральную казну v стали сегодня нормой жизни для всех регионов Российской Федерации | ||||||
Муниципальная реформа | |||||||||
Хотел бы коснуться еще одной проблемы - повсеместно разворачивающейся борьбы мэров и глав муниципальных образований с руководителями регионов. Лишь в редких случаях можно расценивать эту борьбу, как отстаивание интересов местного самоуправления как института власти. Еще слишком часто местное самоуправление на мэрах начинается и на них заканчивается. И потому не стоит путать личные амбиции, перетягивание канала власти к защите реальных интересов людей. В повышении ответственности руководителей субъектов Федерации и законодательных собраний должно сопровождаться ростом ответственности глав муниципальных образований. Разумеется, это не отрицает необходимости дальнейшего развития самого местного самоуправления. Оно находится под защитой федеральной Конституции и является одной из фундаментальных основ российского народовластия. | Важнейшей частью бюджетной системы страны являются бюджеты муниципальных образований. Именно здесь, и в первую очередь - на уровне административных единиц - органы местного самоуправления часто осуществляют функции органов государственного управления. По факту это так. Именно здесь идет борьба между региональными администрациями и органами самоуправления, между мэрами и главами регионов. В основном v это "конфликты бюджетов", в результате которых средства бюджетов всех уровней далеко не всегда используются эффективно и по назначению. | В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном итоге это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов Федерации в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом. Одна из причин - нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также неопределенность, за что именно должны отвечать государственные органы, а за что органы местного самоуправления. В этой связи надо законодательно уточнить само понятие и перечень вопросов местного значения. | Мы приступили к строительству дееспособной, финансово обеспеченной власти на местах. Говорю очень аккуратно, как видите. Только приступили к этой работе. | ||||||
Реформа естественных монополий | |||||||||
Ничего | Для страны чрезвычайно важна доступность и развитость транспортной и энергетической инфраструктуры, прозрачность их функционирования. Мы уже вплотную подошли к реформированию электроэнергетики, газоснабжения, железнодорожного транспорта и связи. Для всех очевидно: нельзя больше терпеть их финансовую непрозрачность, рост издержек, неэффективность управления, невозможно сохранить масштабное, перекрестное субсидирование. Но, приступая к реальным преобразованиям инфраструктурных монополий, крайне важно просчитывать их экономические и социальные последствия, а также соблюдать права собственников и инвесторов. | Хотел бы напомнить, реформирование монопольного сектора экономики должно проводиться в интересах страны. Потребители продукции и услуг, граждане, муниципалитеты, государство не должны страдать в ходе модернизации этих гигантов. Реформа монополий призвана привести к понижению издержек, избавлению от непроизводительных расходов, к появлению продуманных инвестиционных программ. Для этого уже в этом году необходимо осуществить приход к утверждению правительством бюджетов инфраструктурных монополий. Мы до сих пор даже не знали, что у них там происходит. | Регулируемые государством тарифы на продукцию и услуги инфраструктурных монополий повышаются темпами, опережающими рост цен в свободном секторе российской экономики. В результате этого увеличивается перераспределение экономических ресурсов в пользу монопольного сектора, а его удельный вес в российской экономике возрастает. При этом высокой эффективности этот монопольный сектор не показывает. Таким образом, монополисты душат конкурентный сектор нашей экономики. Правительство должно за этим следить более строго. Продолжение подобной политики, очевидно, путь к стагнации. | ||||||
Реформа ЖКХ | |||||||||
Ничего | Ничего | Одним из самых острых вопросов, вызванных отсутствием конкуренции и монополизации производства в сфере сфере услуг - это реформа жилищно-коммунальной сферы. И этот вопрос в той или иной сфере затрагивает абсолютно всех. С одной стороны, население платит все больше, с другой стороны, качество не растет, качество услуг не растет. Государство тратит на дотации ЖКХ огромные средства. Однако отдача от них остается низкой. | Сделаны первые шаги по реформированию-, жилищно-коммунального хозяйства. | ||||||
Земельная реформа | |||||||||
Должны быть защищены имущественные права граждан, обеспечены гарантии их собственности на жилье, на земельные участки, банковские вклады, на иное движимое и недвижимое имущество. Важно установить легальные основы права частной собственности там, где они до сих пор не утверждены. Прежде всего на землю, на недвижимость. | Несколько слов о земельном вопросе. Его решение сильно затянулось. Выходом из тупиковой ситуации может стать отказ от попыток вместить в Земельный Кодекс все аспекты государственного регулирования земельных отношений?- Регулирование оборота сельхозземель, очевидно, потребует принятия специального федерального закона и, возможно, следует предоставить субъектам Федерации право самостоятельно решать вопрос о сроках перехода к обороту сельхозугодий. | Есть продвижение в развитии инфраструктуры рынка, в укреплении гарантий частной собственности. В основном, за счет совершенствования законодательной базы. Отмечу принятие Земельного и Трудового кодекса | В результате непростой работы удалось сдвинуть с "мертвой точки" реформу земельных отношений. Напомню: этот вопрос целое десятилетие оставался серьезным экономическим барьером на пути демократии и рынка. | ||||||
Военная реформа | |||||||||
Ничего | Ничего | Одним из безусловных приоритетов является продолжение военной реформы и переход к профессиональной армии при сокращении срока службы по призыву. Реформа нужна обществу, но прежде всего и самой армии. Новая система комплектования и сокращения сроков службы для призывников невозможно провести в один год. Поэтому в этом году министерство обороны начинает эксперимент на базе отдельных воинских соединений, который должен практически отработать весь механизм перевода комплектования армии и флота на добровольный принцип. По результатам эксперимента станет понятно и ясно, как скоро мы сможем перейти на сокращенные сроки службы по призыву. Причем, подчеркну, существенно сокращенные сроки. Тянуть с этой реформой нельзя, но и суета по этому вопросу недопустима. Работу будем вести поэтапно с учетом и финансовых возможностей страны и интересов национальной безопасности государства. При становлении армии нового типа, мобильной и компактной, необходимо создать достойные социальные условия для военнослужащих и их семей. Не должны остаться без внимания государства и те, кто отдал служению родине годы своей жизни и увольняется из Вооруженных Сил. Им необходимо помочь найти свое место в экономической жизни страны. | В соответствии с утвержденными планами, мы продолжим формирование в сухопутных, воздушно-десантных войсках, в морской пехоте частей постоянной готовности на профессиональной основе. Эта работа должна быть завершена в 2007году. Кроме того, на профессиональных принципах будет основана служба во внутренних и пограничных войсках. На простом и понятном языке это означает следующее: в горячих точках и локальных конфликтах, если Россия, не дай Бог, будет сталкиваться с этими вызовами, участвовать должны только подготовленные, профессиональные части- С 2008 года продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года. Первые полгода призывники будут осваивать военные специальности в учебных подразделениях. После этого получат возможность выбора - либо дослужить полгода в линейных частях, либо перейти на контрактную, профессиональную службу. Отслужившие 3 года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе, гарантированное право на высшее образование за государственный счет. Также принято принципиальное решение о целесообразности приема на профессиональную службу в российскую армию граждан из стран Содружества Независимых Государств. После трехлетней контрактной службы они получат право на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке. | ||||||
ВПК | |||||||||
Надо признать, что государству не удастся в ближайшее время уйти от участия в развитии некоторых секторов нашей экономики /я имею в виду прямое участие государства/, не удастся, и не нужно уходить. Таких, например, как оборонно-промышленный комплекс. Стратегически важные отрасли будут находиться под постоянным вниманием государства. | Потребности обороны уже сейчас почти наполовину обеспечиваются частными предпринимателями, в том числе акционерными обществами с участием государства. Полагаю, что практику участия негосударственных предприятий и в оборонных исследованиях, и в производстве надо расширять. Разумеется, делать это только при четком соблюдении всех установленных требований - через конкурсную систему государственных закупок. | Ничего | В предстоящий период предстоит существенно повысить оснащенность наших Вооруженных Сил современным оружием. Соответствующая программа перевооружения, как вы знаете, разработана, утверждена и безусловно будет исполняться Серьезной составляющей реформы вооруженных сил станет укрепление и модернизация ядерных сил сдерживания. Кроме того, сегодня, на этапе практической реализации, могу вас проинформировать об этом, находятся и работы по созданию новых типов российского оружия, оружия нового поколения. В том числе и такого, которое специалистами отнесено к категории стратегического оружия. Это оружие позволит обеспечить обороноспособность России и ее союзников в долгосрочной перспективе. |